Культура и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:42, реферат

Краткое описание

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.

Оглавление

Глава 1: Введение………………………………………………………………....3
Глава 2: Понятие культуры….…………………………………………………....5
Глава 3: Культура, как системное образование…….………………...……….11
Глава 4: Культура и личность…………………………………………………..17
Глава 5: Заключение……………………………………………..………………24
Список используемой литературы……………………………..……………….25
Приложение 1…………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Культурология Реферат.docx

— 141.61 Кб (Скачать)

   Содержание.

  1. Глава 1: Введение………………………………………………………………....3
  2. Глава 2: Понятие культуры….…………………………………………………....5
  3. Глава 3: Культура, как системное образование…….………………...……….11
  4. Глава 4: Культура и личность…………………………………………………..17
  5. Глава 5: Заключение……………………………………………..………………24
  6. Список используемой литературы……………………………..……………….25
  7. Приложение 1…………………………………………………………………….26

 

   Глава I: Введение.

   I.I. О культуре.

   Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние  века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

   Культура  формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

   I.II. О личности.

   "Личность - целостность социальных свойств  человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" (В. Ядовой).

   I.III. Пример актуальности темы.

   О том, насколько важна культура для  функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей. Этим примером мы доказали актуальность заданной темы.

 

   

   Глава II: Понятие «культура».

   II.I. Термин «культура». Смысловая характеристика термина.

   Культура (от лат. – cultura) вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл.

   В латинском языке это слово  означало живую связь человека с  природой, отводя первому роль разумного  существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни ("возделывание, обрабатывание, уход, разведение" - словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века Просвещения "культурное" стало означать нечто противоположное "природному".

   "Культура" как термин - определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

   "Культура" как понятие - употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. Субъект культуры - человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности).

   "Культура" как категория - созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Однако надо помнить, что культура - это семиаспектное понятие, потому как культура это и результат, и процесс, и деятельность, и способ, отношения, и норма, и система. И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры - природа. Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир. Но не всякая деятельность человека создает культуру. 

   II.II. Понятие «культура» в многовековой истории человечества.

   Понятие культура в наше время:

   Современное понимание слова культура имеет  четыре основных смысла:

  1. общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития;
  2. состояние общества, основанного на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»;
  3. особенности образа жизни какого-либо общества, группы людей, исторического периода;
  4. формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение.

   Понятие культура в античное время:

   В Древней Греции близким к термину  «культура» являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».

   В латинских источниках впервые слово  встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) De agri cultura — самом раннем памятнике латинской прозы.

   В латинском языке слово имеет  несколько значений:

  1. возделывание, обрабатывание, уход, разведение.
  2. земледелие, сельское хозяйство.
  3. воспитание, образование, развитие .
  4. поклонение, почитание.

   Понятие культура в Европе в XVII—XVIII веках:

   В значении самостоятельного понятие  «культура» появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

   И.Г.Гердер (1744—1803), вводивший в конце 80-х годов XVIII века в научный обиход термин культура, прямо намекал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом «земледелие». 

   «Мы можем как угодно назвать этот генезис  человека во втором смысле, мы можем  назвать его культурой, то есть возделыванием  почвы, а можем  вспомнить образ  света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли».

   И.Г.Гердер.

   Понятие культура в России в XVIII—XIX веках:

   В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема  «культура» в составе русского языка отсутствовала, о чём свидетельствует, например, составленный Н. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту». Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно— просвещение.

   Просвещение — передача знаний, распространение знаний и культуры. Также под просвещением понимается идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. 

   II.III. Понятие цивилизация. Становление соотношения цивилизаций и культуры.

   Понятиями "культура" и "цивилизация" обозначены чрезвычайно важные точки роста  на нескончаемой нити человеческого  познания и самой жизни. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средства человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда стремление выявить их потенциал и способы возможно полного использования.

   Культурные  и цивилизационные особенности  конкретных обществ, составляющих их народов или этносов не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом зависят от философского постижения сущности культуры и цивилизации, их соотношения и взаимодействия.

   Цивилизация ( по Л.Моргану и Ф.Энгельсу) - стадия общественного развития, следующая за варварством.
   Цивилизация - ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества.
   Цивилизация - совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека.
 

   Этапы становления соотношения  между цивилизацией и культурой:

  1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
  2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.
  3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.
  4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

   Перспективы взаимоотношений  культуры и цивилизации. Тенденции их развития в XXI веке:

  1. Исходя из оптимистических построений выхода человечества из кризиса техногенной цивилизации можно выделить несколько приоритетных направлений:Изменение приоритетов в шкале культурных ценностей – формирование экологической культуры («экология культуры» - Лихачев);
  2. реодоление техногенности, то есть измерение техники не с точки зрения ценности для человечества;
  3. Изменение логики инженерного мышления, система «Техника – человек» должна смениться системой «Техника – человек – окружающая среда», где все элементы этой системы равноправны и где нельзя не насильственно экспериментировать с человеком, не манипулировать с техникой, не бесконечно взирать на изменение среды;
  4. Смена типа мышления, техногенный тип мышления должен смениться гуманистическим, в котором будут органично сочетаться чувства и разум, логика и здравый смысл, вера и наука.

Информация о работе Культура и личность