Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:42, реферат
Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.
Глава 1: Введение………………………………………………………………....3
Глава 2: Понятие культуры….…………………………………………………....5
Глава 3: Культура, как системное образование…….………………...……….11
Глава 4: Культура и личность…………………………………………………..17
Глава 5: Заключение……………………………………………..………………24
Список используемой литературы……………………………..……………….25
Приложение 1…………………………………………………………………….26
Для формирования людей
с гуманистическим потенциалом
огромную роль играет профессиональное
образование, но это не достаточно, чтобы
преодолеть технократизм. Мерилом гуманитарного
мышления может служить интеллигентность.
Чаще интеллигенцию понимают как социальную
группу людей, занимающуюся умственным
трудом и обладающих необходимым для этого
образованием. Только в русской традиции
это не столько социальная функция, сколько
качество. А.Ф. Лосев утверждал, что интеллигентности
нельзя научиться, это просто та культурная
атмосфера, которой люди дышат, это не
столько уровень интеллекта, образованности,
сколько уровень деликатности, способности
в любых, как значимых так и повседневных
обстоятельствах, сохранять достоинство,
благородство, объективность, способность
уметь, услышать и принять другую точку
зрения, способность мирно разрешать противоречия.
Глава III: Культура как системное образование.
С точки зрения социологии, в культуре можно выделить две основные части — культурную статику и культурную динамику. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в состоянии движения. Культурная статика — это внутреннее строение культуры, т. е. совокупность базисных элементов культуры. Культурная динамика включает те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Культура — сложное образование, которое представляет собой многостороннюю и многоаспектную систему, все части, все элементы, все структурные характеристики этой системы постоянно взаимодействуют, находятся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, постоянно переходят одно в другое, пронизывают все сферы жизни общества. Если представить человеческую культуру в виде сложной системы, которая создавалась многочисленными предшествующими поколениями людей, то отдельные элементы (черты) культуры могут быть отнесены или к материальным или к нематериальным видам. Совокупность материальных элементов культуры составляет особую форму культуры — материальную культуру, куда включаются все объекты, все предметы, которые созданы руками человека. Совокупность нематериальных элементов культуры образует духовную культуру. Духовная культура существует в нашем сознании не только как представление о нормах поведения, но и как песня, сказка, былина, шутка, пословица, народная мудрость, национальный колорит бытия, менталитет. В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Географический район, внутри которого разные я культуры имеют сходство в главных чертах, называют культурным ареалом. При этом границы культурного ареала могут не совпадать с государственными или с рамками данного общества. Часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, которая выдержала испытание временем и передается следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, составляет культурное наследие. Культурное наследие играет чрезвычайно важную роль в периоды кризисов и нестабильности, выступая как фактор сплочения нации, средство объединения. Каждый народ, страна, даже некоторые группы общества имеют свою культуру, в которой может быть масса черт, не совпадающих с той или иной культурой. На земле существует великое множество различающихся культур. И все-таки социологи выделяют общие черты, свойственные всем культурам - культурные универсалии. Уверенно называют более нескольких десятков культурных универсалий, т.е. элементов культуры, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. В культурных универсалиях можно вычленить элементы культуры, связанные так или иначе с физическим здоровьем человека. К культурным универсалиям относятся и общечеловеческие нормы нравственности: уважение старших, различение добра и зла, милосердие, обязанность прийти на помощь слабому, терпящему бедствие, уважительное отношение к природе и ко всему живому, забота о младенцах и воспитание детей, обычай дарить подарки, нормы морали, культура поведения. Отдельную весьма важную группу составляют культурные универсалии, связанные с организацией жизни индивидов: кооперация труда и разделение труда, общинная организация, приготовление пищи, торжественные празднества, традиции, добывание огня, табу на пишу, игры, приветствия, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения, правительство, полиция, карательные санкции, закон, право собственности, право наследования, родственные группы, номенклатура родственников, язык, магия, брак, семейные обязанности, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, число, личное имя, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограничения, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости. Среди культурных универсалий можно выделить и специальную группу, в которой отражаются взгляды на мир и духовная культура: учение о мире, время, календарь, учение о душе, мифология, гадание, суеверия, религия и различные верования, вера в чудесные исцеления, толкование снов, пророчества, наблюдение за погодой, образование, художественное творчество, народные промыслы, фольклор, народные песни, сказки, сказания, легенды, шутки.
Каждая культура имеет стандарты «правильного» поведения. Для того чтобы жить в обществе, люди должны уметь общаться и сотрудничать друг с другом, а это значит, что они должны иметь представление о том, как правильно поступать, чтобы быть понятым и добиться согласованных действий. Поэтому общество создает определенные шаблоны поведения, систему норм — образцов правильного или подобающего поведения. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образом того, как люди должны действовать. Нормативная культура— это система социальных норм или стандартов поведения, которым .члены общества следуют более или менее точно. При этом нормы проходят в своем развитии несколько этапов: они возникают, получают одобрение и распространение в обществе, стареют, становятся синонимом рутины и косности и их заменяют другими, которые более соответствуют изменившимся условиям жизни. Одни нормы заменить не трудно, например, этикетные нормы. Этикет - это правила учтивости, правила вежливости, которые в каждом обществе и даже в каждом сословии различаются. Этикетные нормы мы легко можем обойти. Так, если в гостях вас 'приглашают к столу, на котором возле тарелки лежит лишь вилка, а нож отсутствует, вы обойдетесь и без ножа. Но есть нормы, которые изменить чрезвычайно сложно, потому что эти правила регулируют важные для общества сферы человеческой деятельности. Таковы государственные законы, религиозные традиции. Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости. Обычаи — это традиционно установившийся порядок поведения, набор работоспособных образцов, стандартов, которые позволяют членам общества наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Это не индивидуальные, а коллективные привычки, способы жизни народа, элементы повседневной, обыденной культуры. Новые поколения воспринимают обычаи путем бессознательного подражания или сознательного обучения. С детского возраста человек окружен множеством элементов обыденной культуры, поскольку он постоянно видит перед собой эти правила, они становятся для него единственно возможными и приемлемыми. Ребенок усваивает их и, становясь взрослым, относится к ним как к само собой разумеющимся явлениям, не задумываясь об их происхождении.
У каждого народа, даже в наиболее примитивных обществах, имеется множество обычаев. Так, славянские и западные народы едят второе вилкой, считая само собой разумеющимся пользоваться вилкой, если подали котлету с рисом, а китайцы используют для этой цели специальные палочки. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества, уважения к старшим и другие — это одобренные обществом массовые образцы поведения, которые рекомендуется выполнять. Если люди нарушают обычаи, это вызывает общественное неодобрение, порицание, осуждение. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они становятся традициями. Первоначально это слово означало «предание». У каждого человека, кроме того, имеется много индивидуальных привычек. Привычки сложились в результате многократного повторения, в них находит выражение и культурный уровень данного человека, и его духовные запросы, и уровень исторического развития общества, в котором он живет. Так, для русского дворянства были характерны привычки устраивать псовую охоту, играть в карты, иметь домашний театр и проч. Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни порицания. Но есть и так называемые вредные привычки (громко разговаривать, грызть ногти, с шумом и чавканьем есть, бесцеремонно разглядывать пассажира в автобусе и затем вслух высказывать замечания о его внешнем виде и проч.), они свидетельствуют о плохих манерах, то есть о бескультурье. Манеры относятся к этикету, или правилам вежливости. Если привычки формируются стихийно, под влиянием условий жизни, то хорошие манеры необходимо воспитывать. В советское время этикет не преподавали ни в школе, ни в вузе, считая все это буржуазным вздором, «вредным» для народа. Нет этикета в официально утвержденных программах вузов и школ и сегодня. Поэтому грубые манеры стали повсеместной нормой. Достаточно сказать о вульгарных, отвратительных манерах наших так называемых звезд эстрады, которые тиражируются телевидением и воспринимаются миллионами поклонников как эталон поведения и образец для подражания.
Разновидностью
обычаев являются церемония и
ритуал. Церемония — это
Ритуал
— это выработанный обычаем и
строго установленный порядок
Нравственные, или моральные нормы определяют отношения людей друг к другу на основе различения добра и зла. Нравственные нормы люди выполняют, опираясь на собственную совесть, общественное мнение и традиции общества. Нравы — это особенно оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества. Каждое общество имеет свои нравы, или мораль.
Особой
формой нравов является табу. Табу —
это абсолютный запрет какого-либо
действия. В современном обществе табу
накладывается на кровосмешение, каннибализм,
осквернение могил или оскорбление чувства
патриотизма.
Совокупность правил поведения, связанных
с понятием достоинства личности, составляет
так называемый кодекс чести.
Если нормы и обычаи начинают играть особенно важную роль в жизни общества, тогда они становятся институциональными и возникает социальный институт. Это экономические институты, банки, армия и др. Нормы и правила поведения здесь специально разрабатываются и оформляются в кодексы поведения и строго соблюдаются. Некоторая часть норм является настолько важной для жизнедеятельности общества, что они оформляются как законы; на страже законов стоит государство в лице его специальных силовых структур, таких как милиция, суд, прокуратура, тюрьма.
Как
системное образование культура
и ее нормы принимают все члены
общества; это доминирующая, всеобщая,
господствующая культура. Но в каждом
обществе выделяются некоторые группы
людей, которые не принимают доминирующую
культуру, а образует свои нормы, которые
отличаются от общепринятых образцов
и даже бросают ей вызов. Такова контркультура.
Контркультура вступает в конфликт с господствующей
культурой. Тюремные нравы, стандарты
поведения в шайке бандитов, группы хиппи
— это ярко выраженные примеры контркультуры.
В обществе могут существовать и другие,
менее агрессивные культурные нормы, которые
не разделяются всеми членами общества.
Различия людей, связанные с возрастом,
национальностью, родом занятий, полом,
особенностями географической среды обитания,
профессией, приводят к возникновению
специфических культурных образцов, которые
составляют субкультуру; «жизнь иммигрантов»,
«жизнь северян», «армейская жизнь», «богема»,
«жизнь в коммуналке», «жизнь в общежитии»—
примеры жизни индивида в рамках определенной
субкультуры.
Глава IV: Культура и личность.
Проблемы личности являются предметом разных научных дисциплин. Особенно здесь важна роль социальной антропологии и психологии, в которой личность представлена как интегрирующее начало, связывающее воедино психические процессы индивида. Деятельность человеческой психики складывается на основе межличностного взаимодействия в ходе социализации человека. В социологическом плане выделяются те отношения и структуры, которые определяют поведение личности, входящей в различные социальные группы и общности: классы, нации, профессиональные, возрастные, половые.
Социология культуры рассматривает в числе прочего и субъективный план, воплощенный во внутреннем мире человека. Свойства индивида не исчерпываются его культурной принадлежностью. Нельзя забывать о внутреннем мире личности, в котором объективные факторы преломляются различным образом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой – личность вносит в культурные нормы, потребности, и поведенческие образцы свои требования и интересы.
Особое значение имеет проблема человеческого «Я». Понятие «Я» связано с самосознанием личности, ощущением ею своих возможностей и своего отличия от других. Каждая культура по-своему формирует человека, создавая нормативный образец и допустимую степень разнообразия.
Социокультурные факторы поведения личности могут быть отчасти раскрыты при рассмотрении тех ролей, которые приняты для каждой подсистемы внутри определенной культурной общности. Любая социальная группа представляет собой набор некоторых позиций: классовые позиции, профессиональные, семейные и т. д. Но каждый человек совмещает в себе несколько ролей, варьируя их в зависимости от ситуации или личной склонности.
Когда говорят о личности, то обычно подразумевают социальные качества человека, поэтому необходимо уточнить такое понятие как индивидуальность, которое нередко отождествляют с понятием личности. Но это не совсем верно, т. к. индивидуальность представляет собой своеобразное сочетание в человеке природного и социального: способности, характер, генетические факторы ( положительные и отрицательные). Специфика философского, социологического и культурологического изучения личности состоит в том, что здесь рассматривается не индивидуальное своеобразие отдельных людей, а социальные типы личностей, характерные для тех или иных обществ. Существуют различные способы поведения, с помощью которых люди находят и пытаются воплотить в конкретной жизни как положительные, так и отрицательные идеалы. Например, возможны два типа отношения к социальной действительности: критическое и некритическое. Некритически мыслящий человек – это конформист (от англ. conformist – согласный). Большинство людей просто живет «одним днем», т.е. для них конформистская позиция не есть что-то сознательно выбранное. Но конформизм как таковой – это глубоко осмысленное отношение к жизни. Конформист прагматичен по своей природе – он расчетливо ищет выгоду, а путь к ней предполагает наличие определенных качеств, не столько психологических, сколько социальных. Такой человек активен, гибок, быстро меняет свои взгляды и убеждения. Другая разновидность конформизма – эскейпизм – сознательное бегство от общества, созерцательно-нейтральное отношение к добру и злу.
Критическая
позиция представлена такими моделями
личного поведения как
Революционер и реакционер (ретроград) – две противоположные модели поведения, сходные в своем критическом отношении к настоящему. Первый тип близок нигилисту, но он скорее прагматик, т.к. старается извлечь максимум необходимого для пользы дела. Такому типу соответствует стоическая мораль, жертвенность, верность долгу при всех обстоятельствах. Ретроград же непременно видит свои идеалы в прошлом и часто не понимает, что к настоящей действительности они могут быть не применимы.
Можно сделать вывод: личность – это человек, всегда критически настроенный по отношению к окружающей его социальной действительности, способный переосмысливать устоявшиеся идеалы и соотносить их с конкретными сторонами жизни.
В
наше время существуют две основные
опасности, которые могут
На сегодняшний день существует несколько концепций, рассматривающих проблематику личности в поле межличностных взаимодействий. Например: Г. Мид «Роль, я и общество», Р. Линтон «Исследование человека», И.Кон «Социология личности».
В простых обществах личина (ролевая маска) срастается с личностью т. к. переходит по наследству. Человек может оставаться «самим собой» в рамках отведенной роли. В современныхобществах легко запутаться от смены ролей и получить невроз. Соблазнов становится больше: человек сравнивает различные возможности, оценивает правила игры и модели поведения, сложившиеся в разных субкультурах (обществах и организациях). При этом он чувствует, что выполняет роли, навязанные ему извне.