Нравственная культура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Оглавление

1. Нравственная культура личности. Теория......................................... 3
2. Мораль..................................................................................................5
3. Нравственная культура в современном обществе...............................8
Заключение.............................................................................................13
Список использованной литературы...................................................16

Файлы: 1 файл

КР Философия.docx

— 32.32 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по курсу: Философия

 

на тему: «Нравственная культура личности»

 

 

 

 

 Выполнила:

Смулка Елизавета Анатольевна

студент заочного отделения,

3 курс, группа ВУП-111

специальность «Управление персоналом»

Проверил:

Плеханов Е.А., д.п.н., профессор

 

Владимир 2012

 

Содержание:

   Введение................................................................................................. 3

1.  Нравственная культура личности. Теория......................................... 3

2.  Мораль..................................................................................................5

3.  Нравственная культура в современном обществе...............................8

   Заключение.............................................................................................13

   Список использованной литературы...................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного  развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта  общества, способность последовательного  осуществления в поведении и  отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному  самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная  программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать  нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения  в проблемных ситуациях.

Личность аккумулирует в  своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности - это  степень восприятия индивидом нравственного  сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично  требования нравственности воплотились  в поступках человека благодаря  формирующему влиянию на него общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключаются в  достижении оптимального сочетания  традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и  всего богатства общественной морали.

 

1.  Нравственная культура личности. Теория.

Нравственная культура общества конкретизируется и  персонализируется  прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой  совокупность и меру  развитости  нравственного  сознания  и  мировоззрения,  нравственных качеств, полноту и  последовательность  их  проявления  в  саморегуляции,  в поведении, общении и деятельности личности.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного  сознания (нравственные знания о добре;  чести  и т.д.;  нравственные  чувства  и  эмоции,  нравственная  воля,   нравственные ценности);

б) развитость нравственного  мировоззрения  (нравственные  идеалы,  нормы  и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения  и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное  отношение к людям, сострадание, сочувствие,  справедливость,  совестливость,  доброта, честность, достоинство, чувство  и понимание долга, ответственность  и др.);

г) последовательное  проявление  нравственных  качеств,  соблюдение  норм  и принципов морали.

По  содержанию  нравственная  культура  личности  во  многом   совпадает   с нравственной  культурой  общества  или  группы.  Но  она  может  существенно  отличаться от них субъективностью  осмысления  и  выражения,  доминированием тех  или  иных  нравственных  ценностей,  направленностью.   Так,   «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись  к  другим  людям так, как ты желал бы, что бы относились к  тебе». Оно может быть  выражено  и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает  данный  императив.

Один  трансформирует  его  только  к  семейным  отношениям,   другой   -   к неофициальным  межличностным отношениям, третий - к   профессионально-служебным. Таких  вариантов  может  быть  достаточно  много.  Тем  не  менее ценность и смысл данного правила-нормы  сохраняются,  остаются  понятными  и востребованными.

Отличие нравственной культуры личности от  культуры  общества  состоит  и  в том, что антикультурные,  безнравственные  позиции,  поведение  и  проступки имеют  место  прежде  всего  у  отдельного  человека.  Большие  массы  людей переходят к безнравственным действиям или  поддаваясь  влиянию  отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

2. Мораль.

Слово " нравственность " означает в современном языке  примерно то же самое,  что и мораль. Ведь этимологически термин "мораль" восходит к латинскому слову "mos" (множественное число "moris"), обозначающему "нрав", "moralis" – "нравственный". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной  философской литературе под моралью  понимается нравственность, особая форма  общественного сознания и вид  общественных отношений;  один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает и  развивается на основе потребности  общества регулировать поведение людей  в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных  способов осмысления людьми сложных  процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование  взаимоотношений и интересов  личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений  людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало  этим представлениям объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными  словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления  менялись от века к веку, и, кроме  того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.                

Понятие "мораль" чрезвычайно  многозначно.  Существует  несколько  десятков определенной морали, но чаще  всего  под  моралью  понимают  один  из основных способов нормативной  регуляции  действий  человека  в  обществе,  а также особую форму общественного  сознания  и  вид  общественных  отношений.

Мораль по большому счету  это  система  ценностей  характерная  определенному человеку  и  обществу  в  определенный  момент  времени.  Мораль,  регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной  власти,  а  на силу сознания, на убеждение. Термин «Мораль»  -  используют  как отдельное нравственное практическое наставление,  нравоучение.  (Мораль  сей басни такова…)  Слова  «моральный»  и  «моральность»  применяют  скорее  как качественное определение поступка, в контексте  пристойно и достойно ли  это.

Можно сказать,  что  мораль  держится  на  трех важнейших основаниях.

Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном  обществе, в среде данного класса, социальной  группы.  Человек  усваивает  эти  нравы, традиционные  нормы  поведения,  которые  входят  в   привычку,   становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются  в его поведении,  мотивы которого при этом формулируются следующим  образом: "так  принято"  или  "так не принято", "так все  делают", "как люди, так и  я",  "так  исстари  велось", "наши отцы и деды так поступали  и  мы  будем  так  же".  Важность  подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято  или  не  принято  в данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо" и "что такое плохо".

Во-вторых, мораль опирается  на силу общественного мнения, которое  с  помощью одобрения одних  поступков и осуждения других регулирует поведение  личности, приучает  ее  соблюдать  моральные  нормы.  Орудиями  общественного   мнения являются  с  одной  стороны,  честь,  доброе  имя,  общественное  признание, которые становятся следствием  добросовестного  выполнения  человеком  своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного  общества;  с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной  личности, на понимании ею необходимости  согласования личных и общественных  интересов.

Этим определяется добровольный выбор, добровольность  поведения,  что  имеет место тогда, когда  прочной основой нравственной поведения  личности  становится совесть. О  реальности  названия  трех  обоснований  морали  говорит  вся  ее история. Зафиксировано это и народной мудростью.  Ведь  недаром  говорят  об очень  плохом,  аморальном, безнравственном   человеке:  "Ни  стыда,  ни   совести".   Значит, общественное мнение на  него  не  действует,  а  совесть  неразвита.  Такого человека моралью не проймешь, приходится применять  более  жесткие  средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень  сознательности. ("Кого честь  не берет, того палка проймет", - говорит  одна из пословиц).

Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил  поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека,  становления  и утверждения человеческой личности.

Трудности  изучения  морали  обусловлены  тем,  что  они  связаны  с  очень "тонкими" психологическими и социальными  механизмами. Мораль возникает там, где даны психические отношения  между людьми. Но эти отношения  сформированы на  социальном  уровне,  там,  где  психические   переживания   связаны   с представления о  добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений  в  ясно  выраженной форме нет и быть не  может,  ибо  моральные  отношения  -  это  психические отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.

Сложности  возникают  и  тогда,  когда  мы  стремимся  локализовать  мораль, выделить ее из других связей и отношений. Сделать  это  не  удается.  Дело  в  том, что мораль обладает все проникающей  способностью, а не  локализована  в какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и  т.д.  Одно  и то же действие может  оказаться моральным,  аморальным,  внеморальным  -  все зависит  от  того,  выражает  ли  оно  отношение  человека  к  действующей  в обществе  системе  ценностей.  Вообще  надо  сказать,   что   нравственность,   моральность   или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от  поступков  и  действий человека. Любой человек  может на словах  наделять  себя  любыми  качествами . Больше того, он может искренне верить в то, о  чем он  говорит.  Однако  лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может  подтвердить  или опровергнуть его утверждение.

Все это надо учитывать, поскольку  не только каждый отдельно взятый  человек, но и каждый класс, социальный  слой  и  социальная  группа  общества  всегда пытаются использовать мораль  в  идеологических  целях,  приспособить  ее  к своим интересам, оправдать  с ее помощью свой образ жизни.

3.   Нравственная культура  в современном обществе.

Эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая  среда как агент отбора постоянно  изменяется. В обществе действует  основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и  направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок  в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека.

Становление будущей личности начинается с раннего детства  и детерминируется сложнейшим и  взаимодействиями обстоятельств, способных  не только содействовать её развитию, но и активно препятствовать естественному  и органическому становлению, предопределяя  трагичность бытия личности.

Игры, которые навязывают детям родители, считаются средством  для их социального развития, актуализируют  проблему – «игры, которые выбирает ребёнок, и игры, которые выбирают ребёнка».

Нравственность, нравственная культура  современного общества основана на простых принципах:

1) Разрешено все, что  не нарушает непосредственно  прав других людей.

2) Права всех людей  равны.

Нравственные ценности современности  заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей  не работают пять: три, посвященные  Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим  временем), и "не прелюбодействуй" (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые  заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с  Библией, но и с установками других религий.

Информация о работе Нравственная культура личности