Нравственная культура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Оглавление

1. Нравственная культура личности. Теория......................................... 3
2. Мораль..................................................................................................5
3. Нравственная культура в современном обществе...............................8
Заключение.............................................................................................13
Список использованной литературы...................................................16

Файлы: 1 файл

КР Философия.docx

— 32.32 Кб (Скачать)

В современной нравственной культуре есть свои важнейшие ценности, которые в прежние времена  были далеко не на первом месте (и даже порой рассматривались как отрицательные):

- "не ленись, будь энергичен,  всегда стремись к большему";

- "саморазвивайся, учись,  становись умнее";

- "стремись к развитию  общества, содействуй прогрессу";

- "не доставляй другим  неудобств, не лезь в чужую  жизнь, уважай личность другого".

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с  одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а  с другой стороны, - к "непотребительскому" отношению к другим людям (т.к. главный  ресурс - свои способности - за счет других увеличить невозможно).

       Разумеется, сохраняются (а точнее - усиливаются)  все классические нравственные  императивы: "не убивай", "не  воруй", "не лги", "сочувствуй  и помогай другим людям". И  эти базовые установки уже  не будут нарушаться во имя  Бога, чем грешат большинство  религий (особенно по отношению  к "иноверцам").

       Причем  в наибольшей степени усилится  самая проблемная заповедь - "не  лги" - что радикально повысит  уровень доверия в обществе, а  значит и эффективность общественных  механизмов, включая уничтожение  коррупции. Ведь человек, который  постоянно развивает себя, всегда  уверен в собственных силах  и ему незачем лгать. Ложь  ему не выгодна - она может  подорвать его репутацию профессионала.  Более того, ложь не нужна, потому  что многие вещи перестают  быть "стыдными" и их не нужно  скрывать. Кроме того, установка  на саморазвитие означает, что  свой главный ресурс человек  видит внутри себя и ему  незачем эксплуатировать других.

Важным нравственным императивом  Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон  может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить  другого, унизить чье-либо достоинство  являются самыми постыдными вещами.

       Общество, где все эти ценности работают  в полном объеме, было бы, пожалуй,  самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся  и богатым в истории. Оно  было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку  максимум возможностей для самореализации.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества - это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, современная мораль отвергает любое  насилие и нетерпимость (хотя и  может применять государственное  насилие в ответ на насилие).

Необходимо отметить, что  все вышеперечисленное - не есть придуманная, искусственная конструкция. Это  лишь описание того, чему уже следуют  миллионы людей - Современных людей, которых становится все больше и  больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с  помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится  к другим людям. Мы - большинство  в развитых странах, скоро мы будем  большинством и в России.

Однако, современная нравственность - это не потакание эгоизму и "низменным  инстинктам". Она предъявляет  к человеку больше требований, чем  когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала  от него ничего сверх того. Жизнь  человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

Современная мораль требует  от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она  не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному  поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной  неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и  всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже "в этой жизни".

       Вне  всякого сомнения, в современном  мире нравственная культура уничтожает  многие бессмысленные правила  и запреты (например, в сфере  секса) и в этом смысле делает  жизнь легче и приятнее. Но  одновременно современная нравственность  жестко предъявляет к человеку  требование быть именно человеком,  а не идти на поводу собственных  животных инстинктов либо стадного  чувства. Эта нравственность требует  проявлений разума, а не примитивных  эмоций вроде агрессии, мести,  желания подчинять других людей  или подчиняться авторитету, который  "все за нас устроит и  решит". И далеко не просто  стать толерантным, перебороть  в себе личные и общественные  комплексы. 

       Но главное  - Современная нравственность делает  упор не на "ублажении себя  любимого" и не на самоотверженном  (точнее самоуничижительном) достижении "великих целей", но на самосовершенствовании  и совершенствовании всего, что  окружает Современного человека.

В  результате людям нечего делить - никому не нужно что-либо отнимать у других, чтобы сосредоточить у себя больше ресурсов (неважно - ради "великих целей" или собственных прихотей, что часто в реальности одно и то же). Ведь невозможно развить себя за счет других - это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме, в частности, лгать и т.д.

Но, с другой стороны, в  современном мире все чаше поднимаются  вопросы о нравственной культуре общества в целом и личности в  частности. Значит ли это, что наше общество теряет свою нравственность?  К сожалению, приходится констатировать, что все  больше и больше отношения между  людьми регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами, стремлением к примитивному удовлетворению своих желаний. Все меньше и меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются чувством чести, принципами честности и порядочности, что влечет за собой негативные последствия во многих областях жизни.

Современное общество изменилось, и мы находимся в процессе перестройки  нравственной культуры личности. В 20 веке человечество сделало огромный скачок в общем развитии, поэтому нравственное развитие просто не успело за прогрессом. В наше время традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое  насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим  и "нарушителям традиций" (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и  т.п.

Все это говорит о том, что человек оказался неподготовленным к столь стремительному прогрессу. И сейчас наше общество пытается сделать  упор на нравственную культуру. Нормы  уже есть, осталось каждой личности в отдельности их принять, осознать и следовать им.

 Заключение.

Итак, мораль - это сумма  установившихся в обществе неписаных  нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову "приличия". Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к  такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни  как конформизм; к такому понятию  психологии, как неконфликтность. Проще  говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и  в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел  бы себе, если человек внутренне  неагрессивен, мудр и потому понимающ - можно сказать, что это нравственный человек.

Главное различие между моралью  и нравственностью в том, что  мораль всегда предполагает внешний  оценивающий объект: социальная мораль - общество, толпу, соседей; религиозная  мораль - Бога. А нравственность - это  внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически  работающий агрегат сложнее ручной машинки, которую приводит в действие чужая воля.

Нравственная культура личности - целостная система элементов, охватывающая культуру этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, различать добро  и зло, применять нравственные нормы  к особенностям сложившийся ситуации), культуру чувств, способности человека к сочувствию и переживанию. Усвоение всех элементов нравственной культуры личности способствуют формирования моральной  надежности индивида. Ее высший уровень  можно характеризовать, как способность  обеспечить оптимальность и гармонию нравственной деятельности, готовность к достойным поступкам в любых  ситуациях.

Нравственно культурным и  воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот  человек, который умеет найти  своё место среди людей и не услышит в свой адрес: «подвинься».

Непринужденность,  естественность,  чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по  отношению  к людям,  -  вот  качества,  которые  безотказно  помогут  в  любых  жизненных  ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы  с какими-либо  мелкими  правилами  общегражданского этикета, которых  существует на Земле великое множество.

Человеку  свойственно  прислушиваться  к  своим действиям  и расценивать их с разных позиций. Пока  это  происходит,  мораль, приспосабливаясь  по  реалии  своего  времени,  трансформируясь  и   обрубая тупиковые ветви, будет существовать.

Подводя итог, можно сказать, что не только нравственность современного общества зависит от нравственной культуры каждой отдельной личности, но и  нравственная культура личности также  в какой-то мере зависит от культуры общества. Я не могу назвать наше общество нравственным, но оно стремиться стать таковым и уже результат  этого стремления становиться заметен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:  

  1. Антология русской философии. Т.2, СПб, 2000г
  2. Большой энциклопедический словарь
  3. Борев С.В. «Эстетика»  Москва, 2000г.
  4. Бердяев Н.А. «О назначении человека». Москва, 1993
  5. Волченко Л.Б., «Добро и зло как этические категории» Москва, 1975
  6. Воробьева И. В. «Культурология. Учебное пособие» Москва 2006г.
  7. Георгиева Т.С. «Русская культура. История и современность.» Учебное пособие. Москва, 1998г.
  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка
  9. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное  пособие  для  студентов Москва, 2000
  10. Кравченко А.И. «Культурология.» Словарь. Москва, 2000г.
  11. Кудрявцев Л.Д. «Современное общество и нравственность» Москва, Наука, 2000г
  12. «Культурология.» Методическое пособие. Разраб. О.Г.Петровской, СГА, Москва, 2004г.

Информация о работе Нравственная культура личности