Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:15, реферат
Рассмотрение различных типов личности позволяет полученные знания превратить в практически значимые ориентиры повседневной жизнедеятельности. Каждый из нас может эти знания реализовать в установку, в практический принцип самоконтроля и самореализации. Самоконтроль и самореализация осуществляется путем осознания полезности определенных жизненных ориентиров и навыков
Министерство образования и науки РБ
Колледжа Спорта и Сервиса РБ
Реферат
На тему: «Культура и личность»
Подготовил: Студент 2 курса 199 группы
Зарбаев Лопсон Дугар-Жапович
Проверила:
г. Улан-Удэ
2010г.
КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
Основные
понятия, включенные в систему тренинг-
Взаимодействие культуры и личности
Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, в его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.
Обращенность культуры к человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих направлениях, формах выражения все время изменяется. Исторически и логически они развертываются на трех восходящих друг над другом «ярусах». На первом, мифологическом этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его всеобщих, родовых качествах, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника. На втором этапе исторического развития, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, — отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров. И в первом и во втором случае личность в произведениях личность в произведениях культуры пока еще не выявляется, она впервые находит воплощение в библейских сюжетах, а затем приобретает более четкое проявление в творениях эпохи Возрождения и Просвещения.
Этапы взаимодействия культур и личности.
Разумеется, эти три компонента изображенной усеченной пирамиды тесно связаны между собой таким образом, что достаточно устранить один из них, чтобы вся система культуры была разрушена. Ведь каждая личность формируется в определенной социальной общности( семейной, этнической , территориальной, социокультурной и т. п.) и несет на себе следы ее влияния, но каждая общность может целостно функционировать только благодаря интегральной и регулирующей роли образцов, норм , стандартов культуры. Последняя же создается только людьми, причем каждый такой образец культуры, ее шедевр творится вполне определенной личностью. В. А. Моцартом, И. Бахом, У. Шекспиром, Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским, Леонардо да Винчи, С. Дали или кем-либо другим, но всегда конкретным человеком, представляющим собой уникальную личность.
Создавая своей творческой деятельностью произведение искусства, выдающаяся личность вольно или невольно переносит на продукт своего творчества — роман, художественное полотно, скульптуру, музыкальное произведение т. п. — печать своей личностной индивидуальности. Разве мог кто-нибудь, кроме Б. Микеланджело, создать знаменитую «Пиету» или роспись плафона Сикстинской капеллы в соборе св. Петра в Риме? А кто, кроме Л. Толстого , мог написать «Войну и мир»? Кто, кроме П. И. Чайковского, — балет «Лебединое озеро»? Кто, кроме Ч. Чаплина, — поставить кинофильм «Огни большого города?». Только индивидуальность помогает подлинному творцу в искусстве, науке, философии, политике, религии ломать устаревшие представления и стереотипы, преодолевать мышление и действие, сковывающие инициативу и энергию людей, вносить новые сюжеты, новые образцы, новые содержания и формы в развитие культуры.
Социализация личности
Культура, создаваемая творческой деятельностью человека, приняв форму воплощения идеала, замысла в конкретное произведение, будь то роман, опера, скульптура, храм, религиозная доктрина и т. п., сама становится мощным создателем и формирователем личности, важнейшей предпосылкой и фактором социализации личности. Социализация представляет двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта , идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения ,посредством его активной социальной деятельности.
Очень важную социализирующую роль в формировании личности выполняет система культуры. Представляя собой саморазвивающуюся систему творческой человеческой деятельности и продуктов этой деятельности в виде ценностей, норм, правил, образцов поведения, культура оказывает определяющее влияние на формирование и развитие личности. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский усматривал важную социализирующую миссию художественной литературы и в целом культуры в том, что она делает два шага навстречу человеку. Первый ее шаг состоит в том, чтобы сделать из индивида личность, обладающую собственным неповторимым, уникальным «Я», ибо, прежде чем стать кем-нибудь: крестьянином, инженером, врачом, писателем и т.п., человек сначала должен стать самим собой (позже американский социолог Ч. Кули назвал это «самостью»). Но если культура ограничится только этим шагом, то сформировавшееся «Я» сможет самовозгордиться, вознестись в своих вожделениях выше всех людей, что проявляется в индивидуализме, нарцисизме, может даже в своем самомнении и самовознесении «переступить закон», т.е. стать преступником. Поэтому, считал Ф.М. Достоевский, необходим второй шаг культуры к человеку, заключающийся в том, чтобы сформировать у него привычку и потребность относится к другому человеку именно как к человеку, уважать его стремления, мысли, взгляды, убеждения, его позицию. Только идя таким путем, культура способна сформировать социально развитую, духовно богатую личность, в которой органически соединены стремления к истине, добру и красоте.
Таким образом, социализирующая роль культуры оказывается неразрывно связанной с индивидуализацией — процессом, в котором проявляется избирательность каждой личности в усвоении тех или иных норм или ценностей культуры. В творчестве того же Ф. М. Достоевского мы находим обширную галерею индивидуализированных типов личности — самовлюбленного индивидуалиста Николая Ставрогина, доброго, мягкого и бескорыстного «идиота» — Льва Мышкина, циничного аналитика-- бунтаря Ивана Карамазова, добрую и самоотверженную Сонечку Мармеладову и т. п.
Органичное взаимодополнение социализирующей и индивидуализирующей функций культуры прекрасно воплощено в творчестве Л. Н. Толстого, О. де Бельзака и других выдающихся мастеров культуры, нашло свое преломление и конкретизацию в деятельности американских социологов, поборников культурного детерминизма (Ф. Боаз, Р. Бенедикт, М. Мид). Р. Бенедикт, в частности, утверждал, что личности — это крошечные копии окружающей их культуры, поэтому «культура — предписание личности». Обосновывая решающую роль культуры в социальном становлении индивида, М. Мид сделала вывод: «культура — это источник личности».
Возникновение различных психокультурных типов личности
Существующее в современном обществе многообразие вариантов сопряженности культуры и личности приводит к возникновению различных психокультурных типов личности. В настоящее время существует несколько подходов к типологизации личности в контексте ее взаимодействия с социокультурным окружением. Очень влиятельным, в частности, является вариант типологизации личности, берущий сове начало из классических работ выдающегося швейцарского психоаналитика К. Г. Юнга. Он считал, что потенциальным центром личности является архетип «самость», проявляющий свои конститутивные черты в процессе личностной идентификации индивида. Однако воплощение самости как ядра индивида происходит по-разному в зависимости от особенностей выделенных К.Г. Юнгом двух основных типов личности. Первый из их экстравертированная личность, открытая для окружающих и общительная, ее психическая энергия ориентирована наружу, на социальные взаимодействия с другими людьми. Второй тип — интровертированная личность, психоэнергетика которой опрокинута вовнутрь, ей свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий.
Опираясь на классификацию типов личности, осуществленную еще в 1923г. К.Г. Юнгом, и на разработанный на основе этой классификации К. Бригом и И. Маером индикатор типов личности, американские специалисты в области социальной психологии О. Крегер и Дж. Тьюсон выделили 16 психотипов личности, знание которых помогает разрешать межличностные проблемы, вознкающие в менеджменте, политике, любви, культуре и других сферах деятельности. Типологические особенности людей, считают О. Крегер и Дж. М. Тьюсон, можно распределить по четырем парам противостоящих предпочтений:
Экстравертный — Интровертный;
Сенсорный — Интуитивный;
Мыслительный — Чувствующий;
Решающий — Воспринимающий.
Для экстраверта характерны внешние проявления энергии, общительность, активное взаимодействие с другими людьми, широта связей с ними, активное расходование психической энергии, импульсивность в чувствах, выражениях и в поступках.
В противоположность этому
интроверты отличаются замкнутостью,
сосредоточенностью, внутренней глубиной
и интенсивностью переживаний и
чувств, ограниченными связями с
окружающими, преимущественно внутренней
реакцией на происходящие события, задумчивостью,
сохранением психической
Мыслительный тип личности способен оставаться невозмутимым и сдержанным в ситуациях, в которых другие теряют самообладание, характеризуется аналитическим складом ума, беспристрастностью, твердостью, объективностью, четкостью, стремится улаживать спор не ради блага, а во имя истины, обладает скорее волевым, чем мягким характером, считает, что важнее быть правым, чем кому-либо нравиться, полагается чаще всего на рациональные доводы и научно обоснованные теории, способен принимать непростые решения.
Чувствующий тип личности отличает ориентированность на чувства свои и других людей, мягкосердечность, чуткость, гуманность, изменение настроений и мнений в зависимости от обстоятельств, стремление к согласию и компромиссам, конфликты приводят его в смятение.
Решающий тип личности отличается от других решительностью, спланированностью своих действий (четко знает, просыпаясь утром, что будет делать в течение дня и даже недели), он является поборником порядка: на рабочем столе нет лишних бумаг, любит все доводить до конца, требователен к себе и другим, предпочитает закрытость, определенность, стремление решать проблемы и управлять людьми и обстоятельствами, а не подчиняться им.
В противоположность решающему воспринимающий тип личности чаще всего не ставит перед собой задачи, а ждет, когда станет ясно, что от него требуется, делает рывок в последнюю минуту, чтобы уложиться в срок, не отличается организованностью и аккуратностью, не любит когда его чем-нибудь обязывают, предпочитает не торопиться с решением, не имеет ничего против неопределенности.
Сенсорный тип личности обычно
концентрируется на том, что делает
в данный момент, не думая, что за
этим последует, предпочитает тот вид
работы, который приносит осязаемый
результат, не задумывается о дальнейшей
карьере, удовлетворяется тем, что
есть, и не понимает, почему некоторые
стремятся все
Интуитивный тип личности имеет обыкновение думать сразу о нескольких вещах, находит, что будущее и все, что оно несет, скорее интригующее, чем пугающее, как правило, больше захвачен тем, что будет, а не тем, что есть, пытается найти взаимосвязь между вещами, не принимая все на веру, склонен давать общие ответы на вопросы и не понимает, почему многие его не понимают и хотят, чтобы он говорил понятней [7; 31-43].
Типологические особенности охарактеризованных психокультурных типов личности так или иначе проявляются в линии их проявлений в различных сферах деятельности, в том числе и в усвоении ценностей и норм культуры, в созидательной, творческой деятельности в этой сфере. Достаточно легко можно различить влияние психокультурных типов личности двух выдающихся деятелей русской литературы, двух современников — экстравертного и преимущественно интуитивного типа личности А. С. Пушкина и интровертно-чевствующего типа личности И. А. Крылова — на содержание, направленность, сюжеты, формы выражения их литературного творчества.
С точки зрения особенностей включения людей не только в культурную, но и более обширную — социальную, экономическую, политическую, бытовую сферу их деятельности, культурология конструирует иную типологию социокультурных типов личности. Наиболее распространенным из них является специфический тип личности — модальный.
Этот термин употребляется для обозначения наиболее часто встречающегося в обществе на определенном этапе его развития типа личности, воплощающего в себе как бы в усредненном и концентрированном виде наиболее характерные личностные характеристики индивидов, формируемые господствующими в этом обществе типами культуры, мировоззрения, общественных оценок, социально-экономических условий. Например, в годы первых пятилеток модальным типов личности в Советском Союзе можно было объединить так называемых «выдвиженцев» — людей, которых выдвигали на руководящие должности или направляли на учебу на рабфаки и в вузы «от станка», «с колхозных полей», чтобы сформировать преданный советской власти социальный слой управленцев и специалистов. Модальный тип личности имеется в виду, когда говорят «о среднем» американце, «типичном» японце или украинце.
Наряду с модальным, реально господствующим или превалирующим в обществе существует так называемый базисный тип личности. Характеристика данного типа личности предполагает получение ответа на вопрос: каким критериям должен отвечать индивид, чтобы его деятельностный личностный потенциал с наибольшим эффектом реализовывался в социально зрелом и активном субъекте исторического процесса на определенном этапе социально-экономического, политического и социокультурного развития общества. Базисный тип личности — это характеристика человека, у которого через обширную сеть микроотношений с различными людьми, предметами, общностями, событиями просвечивает вполне определенная конфигурация глубоконравственных макроотношений — к отечеству, к труду, к людям, природе, культуре, человечеству и его будущему, конфигурация, соответствующая вполне определенному этапу развития общества и его движению к лучшему будущему. Это — своего рода эталон, к соответствию с которым должен стремится сознательный и активный гражданин страны, не забывающий и о судьбах человечества. И если эти отношения в свое содержательной части соответствуют национальным интересам своей страны и общечеловеческим ценностям и постоянно влияют на цели, которые ставит перед собой человек, и которые побуждают его быть постоянно активным в достижении этих целей, значит данный индивид будет соответствовать характерологическим особенностям базисного типа личности.