Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:16, реферат
Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.
Введение
Понятие физической культуры личности
Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни
Ценности физической культуры
Заключение
Используемая литература
ГОУ ВПО ВГИИК
Кафедра РТП и П
факультет заочного обучения
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Физическая культура
На тему: «Физическая культура личности»
Выполнил:
Студентка группы I РТП
Волгоград
2010
План:
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Наш век — век значительных
социальных, технических и биологических
преобразований. Научно-техническая
революция внесла в образ жизни
человека наряду с прогрессивными явлениями
и ряд неблагоприятных
Занятия физическими упражнениями
имеют огромное воспитательное значение
— способствуют укреплению дисциплины,
повышению чувства
Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в специфических условиях профессиональной деятельности.
Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры человека, как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социо-культурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей.
Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, «программ поведения». В ней интегрируются структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения. На этой основе формируется Я-концепция личности, обеспечивается ее устойчивое адаптивное культурной поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Таким образом,
феномен физической культуры личности
студента позволяет представить
ее как интегральное качество личности,
как условие и предпосылку
эффективной учебно-
Физическая культура –
это вид культуры, содержанием
которой является оптимальная двигательная
деятельность, построенная на основе
материальных и духовных ценностей,
специально созданных в обществе
для физического
Физическая культура личности
- это социально-
Физическая культура представляет
собой один из основных видов собственно
человеческой культуры, специфика которого
заключается главным образом
в том, что этот вид культуры профилирован
в направлении, приводящем к оптимизации
физического состояния и
Физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).
Главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках «переноса тренированности» и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду.
В технологическую структуру физической культуры личности включаются пять основных составляющих, 27 компонентов и 46 признаков качеств этих компонентов (см. таблицу).
В данной
структуре физическая культура личности
является сложным системным
Физическая культура личности
№ |
Основные составляющие |
Компоненты качеств |
Признаки качеств |
1 |
Знания и интеллектуальные способности |
Объем |
Эрудиция |
Научность |
Степень абстракции Обоснованность | ||
Осознанность |
Степень осознанности Способность к переносу Способность к объяснению | ||
Умения |
Уровень усвоения | ||
2 |
Физическое совершенство |
Физическое развитие |
Морфологические признаки Функциональные признаки Психомоторика Физические качества |
Двигательные умения |
Репродуктивный уровень усвоения Контроль сознания | ||
Двигательные навыки |
Продуктивный уровень усвоения Точность Автоматизация Надежность | ||
Физическая подготовленность |
Эталон Результат Динамика | ||
3 |
Мотивационно-ценностные ориентации |
Мотивы |
Социально значимые Профессионально значимые Личностно значимые |
Интересы |
Спортивные Физкультурно-оздоровительные | ||
Установки |
Уровень достижения цели Сила воли Целеустремленность | ||
Убеждения |
Степень осознанности | ||
Потребности |
Самоактуализации Самоуважения В социальных связях Безопасности Физиологические | ||
4
|
Социально-духовные ценности
|
Нравственность |
Физкультурно-спортивная этика и культура |
Эстетика |
Чувство прекрасного | ||
Отношение к труду |
Трудолюбие | ||
Мировоззрение |
Степень научности знаний и убеждений | ||
Здоровый образ жизни |
Отказ от вредных привычек | ||
5 |
Физкультурно-спортивная деятельность |
Спортивная |
Частота использования |
Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического.
Деятельная часть физической культуры представлена процессом физического воспитания.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продолжение жизни человека.
Ю.И. Евсеев определяет физическое воспитание как вид воспитательного процесса, специфика которого заключается в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека3. Однако, на мой взгляд, это определение не отражает полноту всего процесса физического воспитания и рассматривает только его деятельностный компонент, в то время как в нем существенными являются когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты.
Ж.К. Холодов, рассматривая понятие «физическое воспитание», отмечает, что это процесс, направленный не только на обучение движениям, воспитание физических качеств, но и на овладение занимающимися специальными знаниями и формирование у них осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями4.
Наиболее точное и всеобъемлющее
определение физическому
Таким образом, современные представления о физическом воспитании отражают не только его прикладной характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологическое, духовное и творческое развитие и долголетие. Именно такое понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе ведущей и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности.