Культура и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:15, реферат

Краткое описание

Рассмотрение различных типов личности позволяет полученные знания превратить в практически значимые ориентиры повседневной жизнедеятельности. Каждый из нас может эти знания реализовать в установку, в практический принцип самоконтроля и самореализации. Самоконтроль и самореализация осуществляется путем осознания полезности определенных жизненных ориентиров и навыков

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Культура и личность.docx

— 36.54 Кб (Скачать)

А показателями реального  воплощения этих характерологических  особенностей в жизнедеятельности  отдельных личностей и их групп  будут нравственный калибр их поступков  и характер последствий этих поступков  как непосредственно для данного  индивида, так и для общества, в узловых точках его жизненного пути. А такие точки неизбежно возникают у каждого человека при окончании школы или вуза, при выборе спутника жизни, при назначении на престижную должность или высокий пост или при неожиданном смещении с него, а особенно в экстремальных ситуациях типа оккупации Беларуси в годы Отечественной войны, немецко-фашистскими захватчикам, последствий Чернобыльской катастрофы или социально-экономического кризиса поразившего бывшие советские республики, ныне самостоятельные государства, в результате развала Советского Союза.

В социологии и социальной психологии обычно выделяется специфический  тип личности, называемый маргинальным. Впервые понятие «маргинальный человек» было введено известным американским социологом Р. Парком еще в конце 20-х годов нашего века при исследовании межэтнических конфликтов. Маргиналами от назвал тех людей, которые находятся как бы на границе между двумя или более социальными группами, но не принимаются не одной из них в качестве полноправных участников. Основные признаки маргинального типа личности таковы: серьезные сомнения в своей личностной ценности, неопределенность связей со своим ближайшим социальным окружением, в частности, с друзьями и постоянная боязнь быть отвергнутым, тенденция охотнее избегать неопределенных ситуаций, чем рисковать унижением, болезненная застенчивость в присутствии других, в первую очередь незнакомых людей, одиночество и чрезмерная мнительность, излишнее беспокойство о будущем и боязнь любого рискованного действия, неспособность наслаждаться в полную меру и уверенность в том, что окружающие обращаются с ним несправедливо. Лица маргинального типа обычно сталкиваются с трудностями при формировании морального выбора. Они обычно убеждены, что как бы они ни поступили, какой бы выбор действий ни осуществили, кто-то будет ими недоволен. В крайний случаях маргиналы могут дойти до такой степени отчуждения от самих себя, за которой наступает социальная деградация личности, ее деперсонализация. Особенно характерны такие ситуации в обществах, переживающих сложные перипетии  социально-экономических и социокультуных трансформаций.

Вместе с тем социологические  исследования позволили установить, что маргинальные личности, менее  привязанные к одной-единственной системе ценностей и привыкшие  учитывать и принимать различные  возможные решения и ориентации, оказываются в состоянии осуществлять менее стандартную, более творческую деятельность. В таком случае они  способны возглавлять этнические и  политические движения, стать видными  деятелями культуры. Наиболее характерными примерами здесь может служить  очень различная по содержанию и  направленности деятельность таких  радикально отличающихся друг от друга  личностей, выросших среди маргиналов, как М. Горький с одной стороны, А. Гитлер и Б. Муссолини, с другой.

В последнее время в  народной молве, в средствах массовой информации, да и в социологических  публикациях в странах СНГ  и за их пределами все чаще звучит термин «новые русские», «новые белорусы», за которым проглядывает действительно  новый социальный тип личности, складывающийся в современном обществе, переживающем сложный и трудный переход  от тоталитарной социально-экономической  системы и социально ориентированной  рыночной экономики к демократическому правовому государству. Этот тип личности характеризуется высокой социальной активностью и предприимчивостью, не очень строгим (с точки зрения морали) отбором средств и путей, приводящих к успеху, прежде всего к высокой прибыли. Он не очень отягощен приверженностью к высоким духовным ценностям, но очень цепок, живуч и социально устойчив в различных жизненных ситуациях, в том числе кризисных и конфликтных.

Почти одновременно в научный  и бытовой обиход вошел термин мафиозный тип личности. Такой личностный тип складывается в условиях нарастающей криминализации постсоветского общества. В погоне за высоким доходом люди этого типа готовы на любые нарушения норм морали и права — на казнокрадство, подкупы, взятку, шантаж, захват заложников, убийство и т.п. Причем чаще всего они действуют не в одиночку, а организуются в сплоченные, тайно, активно и жестоко действующие мафиозные группы.

Глубокая трансформация  всех систем и структур постсовеского общества — экономических, социальных, политических, культурных, этнонациональных, профессиональных и др. — требует формирования нового типа личности - демократического. Этот тип характерен приоритетным значением прав и свобод личности, активностью и глубокой осознанностью социальной позиции, высокими нравственными критериями оценки деятельности как своей собственной, так и других людей, их групп, партий, движений и т.п., высокой целеустремленностью, социальной ответственностью в своих ценностных ориентациях и повседневной деятельности, способностью к творческому самовыражению.

В зависимости от глубины  и силы влияния культуры можно  разделить людей на две большие  группы. Первую составляют те, кто целиком  или в большей мере зависят  от обстоятельств и других людей. Они вечно утверждают, что обстоятельства сильнее их, что сложившаяся ситуация не дает им возможности достичь желаемого  успеха (в учебе, работе, политике, спорте и т.д.), что им мешают другие, блокирующие  их действия, направленные на достижение цели или решение поставленной задачи. Их повседневные разговоры изобилуют  такими оборотами: «Ничего не поделаешь», «От меня ничего не зависит», «Я вынужден так поступать», «Мне ни за что не дадут эту работу», «Она доведет  меня до психушки» и т.п. Вторую группу составляют такие личности, которые всегда уверены в себе, готовы приложить максимум усилий, чтобы изменить обстоятельства к лучшему, активно преодолевают любые препятствия на пути к цели, а трудности не ослабляют их воли, а, напротив, мобилизуют и волю, и разум, и имеющиеся средства для успешного решения задачи. Для них характерны такие выражения: «Попробую доказать свою нужность», «Необходимо решить задачу при любых обстоятельствах», «Переберем все возможные варианты», «Пойдем другой дорогой», «Обязательно добьюсь».

Действия первого типа личности — назовем ее личностью реактивного типа — развертываются чаще всего по схеме: «стимул — реакция». Такие люди находятся в большой зависимости от окружающей природной и социальной среды. Когда погода хорошая, они прекрасно себя чувствуют, если плохая — подавлены, угрюмы, раздражительны. Еще больше зависит такой человек от «социальной погоды». Если к нему хорошо относятся, заботятся о нем, потакают его желаниям и вкусам, у него прекрасное расположение духа, если же всего этого нет, он раздражителен, озлоблен, не удовлетворен ни другими людьми, ни самим собой. Человек такого типа все свои неудачи и поражения списывает на обстоятельства или чей-то злой умысел. Он все больше подчиняет себя внешним влияниям, во все большей степени ощущает себя жертвой, не способной контролировать ситуацию и потому не несущей ответственность за свои дела и поступки, за свою судьбу. Это выражается в бесконечных нареканиях на несправедливость и обвинениях окружающих людей в их черствости, неблагожелательности, неспособности и т.п. Вырабатываемая при этом отрицательная психическая энергия в сочетании с безразличием к тем областям деятельности, где такие люди могли бы добиться хоть какого-то успеха, заставляет их сферу влияния сжиматься при одновременном расширении для них сферы значимости.

Второй тип личности характеризуется  прямо противоположными социальными  качествами и установками. В поведении  такой личности между стимулом и  реакцией появляется большее количество промежуточных звеньев, существует свобода выбора. Именно свобода выбора и активные действия по реализации этого выбора превращает человека в активного субъекта жизнедеятельности, способного изменить обстоятельства, в большей или меньшей степени повлиять на окружающих людей, действовать целеустремленно и эффективно. А это означает, что у такой личности между стимулом и реакцией появляются еще и такие звенья, как способность к анализу ситуации и к самоанализу, воображение, совесть, независимая воля, активное ценностнно-ориентированное (действие во имя ценностей совести, чести, достоинства, ответственности и т.п.) и целерациональное действие (активное действие по достижению поставленной цели, рационально осмысленное и сопровождаемое выбором эффектных средств, адекватных цели и достаточных для того, чтобы достичь ее).

Личность такого типа — назовем ее проактивной — всегда действует активно и целеустремленно, она ни в какой мере в своих делах не зависит от того, идет ли дождь или светит солнце. Такая личность, разумеется, учитывает влияние окружающей среды и давление обстоятельств, но она действует не столько под их воздействием, сколько под влиянием цели действия — сознательно избранной, тщательно продуманной и выверенной, ставшей жизненной потребностью. На проактивную личность тоже влияют внешние факторы: физические, социальные, психологические, но ее реакция на эти воздействия осознанно или нет является ценностно-ориентированной (т.е. ориентированной на достижение какой-либо ценности — успех, престиж, материальное благополучие и т.п.) и целерациональной (т.е. все ее эмоции, поступки, ценностные ориентации направлены на достижение разумно выбранной цели). Человек такого типа зачастую оказывается выше обстоятельств, умеет подчинить их себе, всегда контролирует ситуацию, полностью отвечает перед собой и другими за свои поступки и дела, за свою судьбу. Такие люди также сталкиваются и с физической болью, и с неприятностями в служебных делах, и с непониманием, и с несправедливостью, но все эти и другие жизненные невзгоды и испытания становятся для них тем, в чем закаляются характер и воля, вырабатывается стремление и умение преодолевать трудности, достигать поставленную цель. Вырабатываемая при этом положительная и в сущности своей созидательная психическая энергия в сочетании с заинтересованностью в совершенствовании той области действительности, в которой происходит повседневная жизнедеятельность, приводит к успеху, побуждает расширять сферу их влияния не только на себя, но и на других людей, но свойственные им сферы значимости. Эти особенности динамики сферы влияния и значимости проактивного типа личности в сопоставлении с соответствующими сферами реактивной личности изображены на схеме №2

Разумеется, проактивный тип личности своей творческой жизнедеятельностью способен внести более существенный вклад в развитие культуры, чем реактивный, базисный, чем маргинальный, решающий , чем воспринимающий. Что же касается интровертов и экстравертов, сенсорных или интуитивных, мыслительных или чувствующих типов личности, то любой из них при благоприятных условиях может, как свидетельствует история культуры, обогатить своей творческой деятельностью сокровищницу национальной и мировой культуры...

Но в этом процессе существуют две взаимосвязанные стороны. Выдающиеся  творения культуры создают уникальные и творческие личности, но носителем культуры, в конечном счете, выступает не личность, а народ. Именно народ формирует в своей повседневной жизни менталитет— образ мышления и чувствования, мировосприятия, духовной настроенности, который воплощает в себе национальное своеобразие данного народа, его культуры. А менталитет органично взаимосвязан с национальным характером, представляющим собой совокупность взглядов, оценок, норм, традиций, обычаев и правил поведения, общих для представителей данной национально-этнической общности и ее культуры.

Именно своеобразие национально-этнического  менталитета и национального  характера в наибольшей степени  влияют на типологические особенности  и характерные черты, свойственные представителям определенного этноса или нации. Если мы это учтем, тогда  становится понятным , почему типическими чертами немца оказываются аккуратность, бережливость, стремление всегда и везде соблюдать определенный порядок, следовать строго очерченным предписаниям. Американца отличают такие типические особенности , как деловитость, размах в любой сфере деятельности, напористость, стремление всегда и во всем быть уверенным в себе, не поддаваться унынию и всегда, даже в самых критических ситуациях на вопрос: как дела? отвечать «о'кэй» — все прекрасно. Типичный француз предстает как эмоционально возбудимый, энергично жестикулирующий, легко, с иронией относящийся ко всему, в том числе и к собственной персоне, считающий, что нет ничего в мире прекрасней французской национальной культуры и кухни. Типичный поляк — это человек глубоко патриотичный, превыше всего, вплоть до национализма, превозносящий все польское, изысканный кавалер, обладающий хорошими манерами и развитым вкусом в одежде и межличностном общении, чаще всего глубоко верующий. Типичный литовец — человек внешне медлительный, не очень разговорчивый, особенно с незнакомыми людьми, выносливый и упорный в достижении цели, неприхотливый к бытовым условиям, достаточно скрытный. Типичный англичанин глубоко привержен традициям, как правило консервативен во взглядах, оценках, привязанностях, чаще всего невозмутимый и спокойный, уравновешенный и хладнокровный.

Традиционным чертами  менталитета и национального  характера белорусского народа является трудолюбие, долготерпение, толерантность, «памяркоунасць». С точки зрения развития личности в контексте функционирования культуры особенно важное значение имеет толерантность белорусов, т. е. их терпимость по отношению к иным, не своим взглядам, позициям, образцам культуры, глубинное достижение возможности и даже необходимости дружественного сосуществования с приверженцами другой культуры, другого менталитета и духовной настроенности.

Рассмотрение различных  типов личности позволяет полученные знания превратить в практически  значимые ориентиры повседневной жизнедеятельности. Каждый из нас может эти знания реализовать в установку, в практический принцип самоконтроля и самореализации. Самоконтроль и самореализация осуществляется путем осознания полезности определенных жизненных ориентиров и навыков. Они находятся внутри нашей сферы  влияния и могут быть определены как наши личные успехи и победы. А это означает, что каждому  необходимо начать работать над собой. Надо только помнить, что в моих силах — отыскать в себе и мобилизовать внутренние ресурсы, проявить волю и упрямство, творческий подход к решаемым проблемам, подчинить свои эмоции и желания высокой цели, стремится не столько иметь что-либо, сколько быть — быть активным, волевым, целеустремленным, настойчивым, и тогда черты базисной личности станут дополняться и обогащаться чертами личности модальной, особенности личности реактивного типа — особенностями личности проактивного типа. Тогда волнующие  проблемы окажутся менее сложными, окружающие  люди — более благожелательными, а выбираемые  цели — более достижимыми.


Информация о работе Культура и личность