Культура и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры. В различных гуманитарных науках этот процесс обозначается понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных норм какого-либо общества. Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена.

Оглавление

1.Инкультурация и социализация 3
1.1 Инкультурация 3
1.1.1.Стадии инкультурации 4
1.1.2.Влияние окружающей среды на инкультурацию 5
1.1.3.Некоторые психологические механизмы инкультурации 6
1.2. Социализация 6
1.2.1.Факторы социализации 7
1.2.2.Уровни социализации 7
1.2.3.Механизмы социализации 8
2.Человек в системе различных культур 9
2.1 Буддизм 10
2.1.1.Буддийские обряды и праздники 12
2.2. Христианство 13
2.3. ИСЛАМ 16
2.3.1.Столпы ислама 17
2.3.2.Мораль 18
3. Исторические модели культурного человека 18
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Культура и Личность.docx

— 64.87 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО Калининградский Государственный Технический Университет

 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  по дисциплине: «Культурология»

По теме: «Культура и личность» 
 
 
 

Работа сдана          Работу выполнила

«__» ______2011 год        Студентка 10-ВИЭ-2 (10009)

Работу проверил         Медведева И.О.

Архангельский О.И        «__»_____2011 год

«__»______2011 год        ____________(подпись)

___________(подпись) 
 
 

Калининград 2011 год. 

Оглавление 

1.Инкультурация и социализация 3

1.1 Инкультурация 3

    1.1.1.Стадии инкультурации 4

    1.1.2.Влияние окружающей среды на инкультурацию 5

    1.1.3.Некоторые психологические механизмы инкультурации 6

1.2. Социализация 6

    1.2.1.Факторы социализации 7

    1.2.2.Уровни социализации 7

    1.2.3.Механизмы социализации 8

2.Человек в системе различных культур 9

2.1 Буддизм 10

    2.1.1.Буддийские обряды и праздники 12

2.2. Христианство 13

2.3. ИСЛАМ 16

    2.3.1.Столпы ислама 17

    2.3.2.Мораль 18

3. Исторические модели культурного человека 18

Заключение 21

Список литературы 22 

 

1.Инкультурация  и социализация

1.1 Инкультурация

     Инкультурация — процесс освоения индивидом  норм общественной жизни и культуры. В различных гуманитарных науках этот процесс обозначается понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных норм какого-либо общества. Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена. В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений обмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру. Таким образом, индивид, срастаясь с родной культурой, становится человеком воспитанным.

     Термин  инкультурация относится уже  к продуктам процесса социализации - субъективным внутренним психологическим  аспектам культуры, которые усваиваются  в процессе развития человека. Различие и сходство терминов «приобщение  к культуре» и «социализация» связаны с различием и сходством  понятий «культура» и «общество».

     Инкультурацию так же можно определить, как процесс  придания личности общей культурной компетентности по отношению к стандартам того общества, в котором она живет. Сюда входит освоение прежде всего системы ценностных ориентаций и предпочтений, принятых в обществе, этикетных норм поведения в разных жизненных ситуациях, более или менее общепринятых интерпретативных подходов к различным явлениям и событиям, знакомство с основами социально-политического устройства, определенные познания в области национальных и сословных традиций, господствующей морали, нравственности, мировоззрения, обычаев, обрядов, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях и т.п., знакомство с господствующей модой, стилями, символами, регалиями, неформальными статусными ролями национальных авторитетов, современными интеллектуальными и эстетическими течениями, политической и культурной историей данного народа, основными символами национального достоинства, гордости и пр. Средства обретения индивидом всех этих многочисленных знаний также сосредоточены преимущественно в домашнем воспитании и общем образовании, а также всей совокупности социальных контактов личности со своим окружением. При этом следует помнить и все время учитывать, что индивид не в состоянии регулярно контактировать со всем обществом сразу и получать необходимую культурную информацию от всех социальных сословий, специализированных групп; он не может осилить даже тысячную часть накопившихся в национальном наследии «культурных текстов» и вариантов интерпретаций и оценок, содержащихся там;

     Содержание  процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и  навыков:

  • жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
  • личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
  • социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
  • восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

     Следует отметить, что рассматривается социализация и инкультурация преимущественно  the middle man (среднего человека), не отличающегося какими-либо особенными талантами или недостатками. Но в каждом обществе всегда имеется определенный процент неординарно одаренных людей или, напротив, людей с ограниченными возможностями в практической и интеллектуальной (и особенно комму-никативной) деятельности, по отношению к которым процессы социализации и инкультурации приобретают порой весьма специфические формы, темпы, методику.

     Важно отметить, что, в отличие от целей  социализации, итогом инкультурации  является интеллигент.

1.1.1.Стадии инкультурации

     На  протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла.

     Первичная стадия начинается с рождения ребенка  и продолжается до окончания подросткового  возраста. Инкультурация может происходить  непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок  или опосредованно, когда тот  же ребенок наблюдает, как ведут  себя люди в подобных ситуациях. Для  этого периода в любой культуре существуют специальные способы  формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры.  

     Игры  бывают следующих типов:

  • физические - тренирующие и развивающие физическую активность;
  • стратегические - тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;
  • стохастические - знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;
  • ролевые - в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

     В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Вторичная стадия инкультурации  касается уже взрослых людей, так  как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением  человеком совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом  важных качеств, среди которых:

     • достижение необходимой степени  физической зрелости организма, как  правило, несколько превышающей  сформировавшуюся способность к  воспроизведению потомства;

     • овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства  и общественного разделения труда;

     • овладение достаточным объемом  культурных знаний и социального  опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных  групп и знакомство с различными «навыками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

     • принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

     Инкультурация в этот период носит фрагментарный  характер и касается только отдельных  элементов культуры, появившихся  в последнее время. Обычно это  какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

     Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы  стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

1.1.2.Влияние окружающей среды на инкультурацию

     Каждому человеку на протяжении всей его жизни  приходится осваивать множество  социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

    • вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;
    • горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;
    • непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации (школах и вузах).

1.1.3.Некоторые психологические механизмы инкультурации

     Ученые  обычно выделяют четыре психологических  механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувства стыда и  вины.

     Имитацией называется осознанное стремление ребенка  подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают  родители, но дети могут ориентироваться  в своем поведении на учителей, известных людей.

     Идентификация — это способ усвоения детьми родительского  поведения, установок и ценностей  как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей  и других, тесно связанных с  ними людей. Часто дети выбирают профессии  своих родителей, чтобы стать  похожими на них.

     Если  имитация и идентификация являются позитивными механизмами инкультурации, то стыд и вина — негативными.

     Чувство стыда появляется, если вас застали  на месте преступления, разоблачили  и опозорили. Чувство вины связано  с теми же переживаниями, но для его  появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей совести, который  говорит, что вы поступили плохо. То есть речь идет о наказании самого себя.

1.2. Социализация

     Социализация  — становление личности — процесс  усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих  ему успешно функционировать  в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством  социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет  исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Информация о работе Культура и личность