Культура и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры. В различных гуманитарных науках этот процесс обозначается понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных норм какого-либо общества. Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена.

Оглавление

1.Инкультурация и социализация 3
1.1 Инкультурация 3
1.1.1.Стадии инкультурации 4
1.1.2.Влияние окружающей среды на инкультурацию 5
1.1.3.Некоторые психологические механизмы инкультурации 6
1.2. Социализация 6
1.2.1.Факторы социализации 7
1.2.2.Уровни социализации 7
1.2.3.Механизмы социализации 8
2.Человек в системе различных культур 9
2.1 Буддизм 10
2.1.1.Буддийские обряды и праздники 12
2.2. Христианство 13
2.3. ИСЛАМ 16
2.3.1.Столпы ислама 17
2.3.2.Мораль 18
3. Исторические модели культурного человека 18
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Культура и Личность.docx

— 64.87 Кб (Скачать)

1.2.1.Факторы социализации

     А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К  ним относятся:

     Мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

     Макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

     Мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

     Микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

1.2.2.Уровни социализации

     В социологии выделяются два уровня социализации:

      • уровень первичной социализации
      • уровень вторичной социализации

     Первичная социализация происходит в сфере  межличностных отношений в малых  группах. В качестве первичных агентов  социализации выступает ближайшее  окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д.

     Вторичная социализация происходит на уровне больших  социальных групп и институтов. Вторичные  агенты — это формальные организации, официальные учреждения: представители  администрации и школы, армии, государства  и т. д.

1.2.3.Механизмы социализации

     Социализация  человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».

     К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

     Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком  на рецепторном и подсознательном  уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних  возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

     Экзистенциальный  нажим — овладение языком и  неосознаваемое усвоение норм социального  поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

     Подражание  — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

     Рефлексия — внутренний диалог, в котором  человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или  иные ценности, свойственные различным  институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии  человек может формироваться  и изменяться в результате осознания  и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

     Традиционный  механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые  характерны для его семьи и  ближайшего окружения (соседского, приятельского  и др.). Это усвоение происходит, как  правило, на неосознанном уровне с помощью  запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность  традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда  человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям  ближайшего окружения.

     Институциональный механизм социализации, как следует  уже из самого названия, функционирует  в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и  реализующими социализирующие функции  попутно, параллельно со своими основными  функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а  также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

     Стилизованный механизм социализации действует в  рамках определенной субкультуры. Под  субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических  черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного  возраста или определенного профессионального  или культурного слоя, который  в целом создает определенный стиль жизни и мышления той  или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура  влияет на социализацию человека постольку  и в той мере, поскольку и  в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и  пр.) референтны (значимы) для него.

     Межличностный механизм социализации функционирует  в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для  него лицами. В его основе лежит  психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

2.Человек  в системе различных  культур

     Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры.

       Родственность, близость и взаимосвязь  культуры и религии состоит  в том, что они решают сходные  задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей.

          Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты, отражающие религиозные взгляды своего времени, вошли в гуманитарную культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, древнегреческая мифология отражена в произведениях литературы и искусства.

          Важной исторической миссией  культуры и религии, приобретающей  в современном мире небывалую  актуальность, выступало и выступает  формирование сознания единства  человеческого рода, значимости  общечеловеческих нравственных  норм, непреходящих ценностей.

2.1 Буддизм

     Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”.

     Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н.э. За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию.

     Родина  буддизма – Индия (точнее, долина Ганга  – одна из наиболее экономически развитых частей страны). На территории Индии в VI-III вв. до н.э. существовало множество небольших государств. В Северо-Восточной Индии, где проходила деятельность Будды, их было 16. По своему общественно-политическому устройству это были либо племенные республики, либо монархии. Они враждовали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу 9 жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствами Магадха и Кошала.

     Разные  цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью всегда остаётся нирвана, но достичь её трудно – это под  силу лишь самым упорным и одарённым. Основу вероучения составляют “четыре благородные истины”:

     Первая  – человек проходит путем страдания, которое является следствием его прошлой кармы (карма буквально означает “работа” или “действие”, но, кроме этого, указывает на последствие действий в пределах одного существования, которое вливается в следующее и оказывает влияние на его характер, и так далее по всей цепи жизней).

     Вторая  – причина страдания в страстном желании или привязанности к неправильным вещам, или к правильным вещам неправильным образом. Основная проблема человека в неверной расстановке ценностей, придании вещам или людям значения, которому они не могут соответствовать. Ничто в материальном мире не заслуживает совершенного почтения и в абсолютном смысле не может служить опорой существования.

     Третья  – страдания можно прекратить. Гаутама объявил о возможности решения вечной проблемы человечества. Прекращение страданий достигается прерыванием цепи перерождений и достижением нирваны.

     Четвёртая истина одновременно является “благородным восьмеричным путём” – способом решения этой благородной задачи. Она составляет нравственную основу буддизма.

     “Благородный  восьмеричный путь” 

      - праведное знание – признание истинности “четырёх благородных истин”;

      - праведное мышление – стремление ума к доброй воле, миролюбию, отказ от чувственных желаний, ненависти и злобы;

      - праведную речь – умную, правдивую, немногословную, направленную на примирение;

      - праведное действие – всё, что входит в общечеловеческое понятие морального поведения;

      - праведное занятие – зарабатывать себе на жизнь, не принося вреда другим;

      - праведное усилие – подавление злых и поощрение добрых порывов души;

      -праведное внимание – тщательное обдумывание слов, поступков, эмоций, действие не по желанию, а по необходимости;

      -праведное самообладание – концентрация внимания, моральных сил на освобождении от всего, что тянет назад.

     Буддизм учит, что сущность человека под влиянием его поступков постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо – вкушает радость и умиротворённость. Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия – это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кар-мой.

     Закон кармы составляет механизм сансары, который называется бхавачакра – "колесо жизни" (оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют сознание; сознание определяет характер намарупы – физического и психического облика человека; намарупа способствует формированию шести сфер познания – видимого, слышимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом (манасом); органы чувств воспринимают окружающий мир и порождают жела-ние (тришна), которое, в свою очередь, порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек; привязан-ность приводит к жажде вечного существования (бхава), следствием чего является рождение, а всякое рождение влечёт за собой старость и смерть.

     Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. Это состояние человека, достигшего освобождения называется нирваной.

2.1.1.Буддийские обряды и праздники

     Обрядовая сторона буддизма многообразна, в его многочисленных школах и направлениях акцент делается на различных элементах буддийского культа: молитве, массовых церемониях, приношениях в храм, практике медитации. Буддийские обряды сопровождают верующих от рождения до смерти.

     Едиными для всех буддистов являются буддийские праздники, которые отмечаются по лунному календарю.

Информация о работе Культура и личность