Как культура влияет на личность?

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:10, контрольная работа

Краткое описание

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”.

Оглавление

Введение
Основная часть
1. Социологический анализ явления культуры
1.1 Понятие культуры
1.2 Функции и формы культуры
2. Роль культуры в жизни человека
2.1Формы проявления культуры в жизни человека
2.2 Социализация личности
2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Сем.работа №3.docx

— 41.10 Кб (Скачать)

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

Факультет информационных технологий

 

 

                                                         Кафедра социальных дисциплин   

 

 

 

 

 

 

Философия

СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА №3

Тема: Как культура влияет на личность?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнил: Кыдырбай А.

                                                       БИС-11-02

                                                          Вариант № 3

                                               Проверила: Шаракпаева Г.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2012

ПЛАН

 

Введение

Основная часть

1. Социологический анализ  явления культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Функции и формы культуры

2. Роль культуры в жизни  человека

2.1Формы проявления культуры  в жизни человека

2.2 Социализация личности

2.3 Культура как один  из важнейших методов социализации  личности

Заключение

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать  почву. В средние века это слово  стало обозначать прогрессивный  метод возделывания зерновых, таким  образом, возник термин agriculture или искусство  земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали  употреблять и по отношению к  людям, следовательно, если человек  отличался изяществом манер и  начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным  образом к аристократам, чтобы  отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В  нашей сегодняшней жизни слово  “культура” все еще ассоциируется  с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное  научное определение культуры отбросило  аристократические оттенки этого  понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения  членов этой группы. Верования и  взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она  не приобретается биологическим  путем, каждое поколение воспроизводит  её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и  регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился  в массовом масштабе, это привело  бы к гибели культуры.

О том, насколько важна  культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению  людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так  называемых детей джунглей, которые  оказались полностью лишенными  общения с людьми, свидетельствует  о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный  образ жизни, овладеть языком и научиться  добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими  “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило  вокруг, которые ритмично раскачивались  взад и вперед, словно дикие звери  в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они  являются представителями особого  вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло  развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение  стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Социологический анализ  явления культуры 

1.1 Понятие культуры 

 Современное понимание  слова культура имеет четыре  основных смысла: 1) общий процесс  интеллектуального, духовного, эстетического  развития; 2) состояние общества, основанного  на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»; 3) особенности образа жизни какого-либо  общества, группы людей, исторического  периода; 4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной  деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение. 

 Культуру изучают и  другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология  имеет в культуре свой специфический  аспект исследования. В чем же  состоит специфичность социологического  анализа культуры, что характерно  для социологии культуры? Характерная  особенность социологии культуры  заключается в том, что она  обнаруживает и анализирует закономерности  социокультурных изменений, изучает  процессы функционирования культуры  в связи с социальными структурами  и институтами. 

 С точки зрения социологии, культура является общественным  фактом. Она охватывает все представления,  идеи, мировоззрения, убеждения,  верования, которые активно разделяются  людьми, либо пользуются пассивным  признанием и воздействуют на  социальное поведение. Культура  не просто пассивно «сопровождает»  общественные явления, которые  протекают как бы вне и помимо  культуры, объективно и независимо  от нее. Специфика культуры  состоит в том, что она представляет  в сознании членов общества  все и любые факты, которые  что-либо означают именно для  данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе  жизни общества развитие культуры  связано с борьбой идей, с их  обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной  из них в качестве объективно  правильной. Обратившись к анализу  сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика  человеческого общества; во-вторых, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.

 Ввиду сложности, многослойности, многоспектности, многогранности  понятия культура существует  несколько сот его определений.  Мы будем использовать одно  из них: культурой называется  система ценностей, представлений  о мире и правилах поведения,  общих для людей, связанных  определенным образом жизни 

1.2 Функции и формы культуры 

 Культура выполняет  многообразные и ответственные  социальные функции. Прежде всего,  она, по мысли Н. Смелзера, структурирует  общественную жизнь, то есть  делает то же, что генетически  запрограммированное поведение  в жизни животных. Культура передается  от одного поколения к другому  в процессе социализации. Поскольку  культура не передается биологическим  путем, каждое поколение воспроизводит  ее и передает следующему поколению.  Именно этот процесс является  основой социализации. Ребенок усваивает  ценности, верования, нормы, правила  и идеалы общества, формируется  личность ребенка. Формирование  личности - важная функция культуры.

 Еще одной, не менее  важной функцией культуры является  регулирование поведения личности. Если бы не было норм, правил, поведение человека стало бы  практически неуправляемым, хаотичным  и бессмысленным. О том, насколько  важна культура для жизни человека  и общества, можно судить, если  еще раз вспомнить об описанных  в научной литературе человеческих  детенышах, которые волею случая  оказались полностью лишенными  общения с людьми и «воспитывались»  в стаде зверей, в джунглях. Когда  они были найдены — через  пять-семь лет и вновь попали  к людям, эти дети джунглей  не могли овладеть человеческим  языком, они оказались не в  состоянии усвоить упорядоченный  образ жизни, жить среди людей.  У этих диких детей не произошло  развития личности, для которого  необходимо общение с людьми. Тесно связана с социализацией  духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает  и передает вечные ценности  в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная  система. Совокупность ценностей,  общепринятых в той или иной  социальной группе, стране, выражающих  особое видение ими социальной  реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические,  эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей  являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные  варианты взаимоотношений между  людьми, их связей друг с другом  и обществом. Культура обладает  также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь  личности и общества, увидеть  связь времен, установить связь  прогрессивных традиций, наладить  взаимовлияние (взаимообмен), провести  отбор самого необходимого и  целесообразного для тиражирования.  Можно назвать также такие  аспекты назначения культуры, как  быть инструментом развития социальной  активности, гражданственности. 

 Сложность понимания  феномена культуры заключается  также и в том, что в любой  культуре имеются разные ее  пласты, ответвления, срезы. 

 В большинстве европейских  обществ к началу XX в. сложились  две формы культуры. Элитарная  культура - изящное искусство, классическая  музыка и литература - создавалась  и воспринималась элитой.

 Народная культура, включавшая  сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала  бедным. Продукты каждой из этих  культур были предназначены для  определенной публики, и эта  традиция редко нарушалась. С  появлением средств массовой  информации (радио, массовых печатных  изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание  различий между высокой и народной  культурой. Так возникла массовая  культура, которая не связана  с религиозными или классовыми  субкультурами. Средства массовой  информации и массовая культура  неразрывно связаны между собой.  Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют  и распространяют среди широкой  публики. 

 Во всех обществах  существует множество подгрупп, имеющих различные культурные  ценности и традиции. Система  норм и ценностей, отличающих  группу от большинства общества, называют субкультурой..

 Субкультура формируется  под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое  происхождение, религия и место  жительства.

 Ценности субкультуры  воздействуют на формирование  личности членов группы.

 Термин “субкультура”  не означает, что та или иная  группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако  во многих случаях большинство  общества относится к субкультуре  с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть  даже по отношению к уважаемым  субкультурам врачей или военных.  Но иногда группа активно стремиться  выработать нормы или ценности, которые противоречат основным  аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей  формируется контркультура. Известная  контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример  в ней - хиппи 60-х годов. 

 Ценности контркультуры  могут быть причиной длительных  и неразрешимых конфликтов в  обществе. Однако иногда они проникают  в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность  в языке и одежде, употребление  наркотиков, характерные для хиппи,  получили широкое распространение  в американском обществе, где  главным образом через средства  массовой информации, как часто  бывает, эти ценности стали менее  вызывающими, поэтому привлекательными  для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры  господствующей.

 

 

2. Роль культуры в жизни  человека 

2.1 Формы проявления культуры  в жизни человека 

 Культура играет в  жизни человека весьма противоречивую  роль. С одной стороны, она способствует  закреплению наиболее ценных  и полезных образцов поведения  и передаче их последующим  поколениям, а также другим группам.  Культура возвышает человека  над миром животных, создавая  духовный мир, она способствует  человеческому общению. С другой  стороны, культура способна с  помощью нравственных норм закрепить  несправедливость и суеверия, бесчеловечное  поведение. Кроме того, все созданное  в рамках культуры для покорения  природы может быть применено  в целях уничтожения людей.  Поэтому важно изучить отдельные  проявления культуры, чтобы получить  возможность снизить напряженность  во взаимодействии человека с  порожденной им культурой. 

Этноцентризм. Существует известная  истина, что для каждого человека земная ось проходит через центр  его родного города или деревни. Американский социолог Уильям Саммер назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и  все другие группы соизмеряются и  соотносятся с ней.

 Без сомнений, мы допускаем,  что моногамные браки лучше  полигамных; что молодые люди  сами должны выбирать партнеров  и это лучший способ образования  супружеских пар; что наше искусство  является самым гуманным и  благородным, в то время как  искусство, принадлежащее другой  культуре, вызывающе и безвкусно.  Этноцентризм делает нашу культуру  эталоном, с которым мы соизмеряем  все другие культуры: по нашему  мнению, они будут хороши или  плохи, высоки или низки, правильны  или ложны, но всегда по отношению  к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких позитивных  выражениях, как "избранный народ", "истинное учение", "сверхраса", и в негативных - "отсталые народы", "примитивная культура", "грубое  искусство".

 В какой-то степени  этноцентризм присущ всем обществам,  и даже отсталые народы в  чем-то чувствуют свое превосходство  над всеми остальными. Они, например, могут считать культуру высокоразвитых  стран глупой и абсурдной. Не  только общества, но и большинство  социальных групп (если не все)  в обществе этноцентричны. Многочисленные  исследования организаций, проведенные  социологами разных стран, показывают, что люди склонны переоценивать  собственные организации и при  этом недооценивать все другие. Этноцентризм - всеобщая человеческая  реакция, затрагивающая все группы  в обществе и почти всех  индивидов. Правда, в этом вопросе  могут быть исключения, например: евреи-антисемиты, аристократы-революционеры,  негры, выступающие против негров по вопросам ликвидации расизма. Очевидно, однако, что такие явления можно считать уже формами отклоняющегося поведения.

Информация о работе Как культура влияет на личность?