Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:59, контрольная работа
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.
- физические ценности (физическое развитие, состояние организма в процессе физкультурно-спортивной деятельности),
-
духовно-нравственные ценности (наличие
высокого духовного идеала; жизненная
установка на служение
- психические ценности (знания о двигательной активности, функционировании организма человека, способах здоровьесбережения; межличностное общение; личное самоутверждение).
Кроме
того, к духовным ценностям физической
культуры относятся накопленные
практикой и наукой специальные
физкультурные знания, отраженные в
соответствующих теориях
В какой степени данные ценности будут освоены в процессе образования отдельным человеком, зависит от факторов и условий их освоения. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.
Ценностное
отношение личности к физической
культуре представляет собой сознательное
восприятие личностью объекта «физическая
культура», выражающееся в готовности
и способности использовать его ценности
в целях самовоспитания и саморазвития.
Ценностное отношение личности к физической
культуре необходимо рассматривать как
интеграцию более частных отношений к
различным объектам физической культуры,
ситуациям, событиям в области физической
культуры, то есть к объективным и субъективным
формам физической культуры. Отношение
личности к какой-либо конкретной ценности
физической культуры будет складываться
из следующих компонентов: аксиологического
(насколько значима для личности данная
ценность); интеллектуального (что
знает личность об этой ценности); эмоционального
(какие эмоции испытывает личность при
освоении данной ценности); деятельностного
(какие усилия прилагает личность для
овладения данной ценностью).
Высокие духовные ценности (самоценность
человеческой личности, приоритет духовного
над материальным, забота о ближнем, духовно
и физически здоровая семья) и нравственные
(чувство ответственности в решении личных
и общественно значимых жизненных задач)
ценности в области физической культуры
являются той базисной основой становления
представлений о здоровом образе жизни,
которая создает человека образцы ценностных
отношений к физической культуре человека.
Соответственно складываются относительно
устойчивые образцы поведения при использовании
средств физической культуры для собственного
физического совершенствования. Наличие
образа (образца) является важнейшим условием
эффективности дальнейших воспитательных
воздействий по формированию у человека
ценностных отношений к физической культуре.
Аксиологический компонент представляет собой совокупность относительно устойчивых ценностей физической культуры. Субъективное восприятие и присвоение ценностей человеком определяется богатством его личности, развитым общекультурным мышлением и сознанием, опытом деятельности в сфере физической культуры, наличием индивидуальной системы использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей и способностей.
В процессе физического воспитания человек актуализирует лишь те ценности физической культуры, которые приобретают для него жизненный и профессионально необходимый смысл. На этой основе в его сознании формируется образ культурной личности будущего профессионала как совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный опыт культурной практики и связанные с ними переживания, убеждения, связи и отношения. Ассимилируя и преобразуя общественно необходимые и социально-групповые ценности, человек строит собственную систему ценностей, элементы которой приобретают вид аксиологических функций.
Ценности физической культуры могут быть дифференцированы по следующим основаниям.
Ценности-цели - раскрывают значение и смысл индивидуальных целей включения в систематическую физкультурно-спортивную деятельность и достижения посредством ее культурной стратегии и тактики жизнедеятельности, успешности реализации профессиональных планов и намерений психического и физического благополучия, сохранения и укрепления здоровья и др.
Ценности-знания - определяют упорядоченную систему теоретико-методологических, научно-практических (философских, социологических, психолого-педагогических, медико-биологических) и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов сопряженного функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального самосовершенствования при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.
Ценности-средства - создают основу для достижения ценностей-целей: овладение закономерностями, принципами, средствами, формами, методами, приемами и условиями их использования в физкультурно-спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самоизменении, самообучении, самовоспитании, в достижении необходимого психоэмоционального состояния, культуры межличностного общения, в оценке и контроле за эффективностью их использования и др.
Ценности-отношения - характеризуют человека как активного субъекта физической культуры с определенным мотивационно-личностным отношением к самому себе, профессиональной деятельности, к природной и социальной среде, в которых осуществляется его физкультурно-спортивная деятельность, к ее участникам.
Ценности-качества
- раскрывают значение и смысл приобретения,
развития, воспитания и коррекции многообразия
взаимосвязанных качеств и свойств личности
(индивидуальных, психофизических, коммуникативных,
статусно-позиционных, деятельностно-
Выделенные группы ценностей образуют систему как содержательную основу физической культуры личности человека. Очевидна связь между группами ценностей: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств; ценности-отношения определяются характером ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д. Система ценностей служит основой и критерием принятия или непринятия личностью новых или ранее выработанных ценностей. Чем богаче мир ценностей человека, тем эффективнее и целенаправленнее идут отбор и приращение новых ценностей, их переход в мотивы поведения и деятельности.
Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура — мера и способ всестороннего физического развития человека.
Гуманитарная
значимость физической культуры предполагает
достижение целостности знаний о
человеке, понимание значения человеческих
ценностей в современном мире,
осознание своего места в культуре,
развитие культурного самосознания,
способностей и возможностей к преобразовательной
культурной деятельности. Она проявляется
через гармонизацию духовных и физических
сил личности, формирование таких общечеловеческих
ценностей, как здоровье, телесная культура,
повышенная работоспособность, физическое
совершенство, хорошее самочувствие и
др. Физическая культура направлена на
развитие целостной личности, ее способности
и готовности полноценно реализовать
свои сущностные силы в здоровом и продуктивном
стиле жизни, профессиональной деятельности,
в построении необходимой социокультурной
комфортной среды.
Ценности физической культуры в образовательном
процессе необходимо рассматривать как
совокупность ценностей объективных форм
и субъективных форм физической культуры.
Ценностное отношение личности к физической
культуре является интеграцией более
частных отношений: отношений личности
к различным формам и средствам физической
культуры и включает аксиологический,
интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный
компоненты.
1. Бальсевич
В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура:
молодежь и современность // Теор. и практ.
физ. культ. 1995, № 4, с. 2 - 7.
2. Лубышева Л.И. Современный ценностный
потенциал физической культуры и спорта
и пути его освоения обществом и личностью
// Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 10
- 15.
3. Физическая культура: Учебное пособие
/ под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ,
2000.
4. Виленский, М.Я. Направленное использование
физических нагрузок как фактор управления
профессиональной работоспособности
студентов / М.Я. Виленский, В.П. Русанов
// Теория и практика физической культуры.
– 1977. – № 6. – С. 44-46.
5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической
культуры. Введение в предмет: учеб. для
высших специальных физкультурных учебных
заведений / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2004.
6. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И.
Евсеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического
воспитания и спорта: учеб. пособие для
студ. высш. учеб. завед / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов.
– М.: Академия, 2000.
8. Максименко А.М. Основы теории и методики
физической культуры. – 2-е изд. – М.: Б.и.,
2001.
9. Бальсевич, В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 1. – С. 10-16.
Информация о работе Общие принципы формирования культуры личности