Принципы формирования государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 08:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: изучить понятие государственного бюджета его содержание и структуру.
Задачи:
- изучить общее понятие и функции государственного бюджета;
- выявить основные источники формирования государственного бюджета Российской Федерации;
- изучить процесс формирования государственного бюджета РФ.

Оглавление

Введение_________________________________________________3
1. Понятие, сущность и функции государственного бюджета____4
2. Источники формирования государственного бюджета_______6
2.1. Налоговые доходы бюджета РФ___________________________7
2.2. Неналоговые доходы бюджета РФ_________________________7
3. Процесс формирования бюджета РФ______________________9
3.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс____________9 3.2. Составление проектов бюджетов_________________________11
4. Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ__________16
4.1. Анализ движения денежных средств федерального бюджета__16
4.2. Анализ плановых мероприятий по развитию бюджетной системы РФ______________________________________________20
Заключение_____________________________________________23
Список используемой литературы____________________________25

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 50.21 Кб (Скачать)

 

 

                                              Содержание:

 

Введение_________________________________________________3

1. Понятие, сущность и функции  государственного бюджета____4

2. Источники формирования  государственного бюджета_______6

2.1. Налоговые доходы бюджета РФ___________________________7                 

2.2. Неналоговые  доходы бюджета РФ_________________________7

3. Процесс формирования бюджета  РФ______________________9

3.1. Бюджетное  планирование и  бюджетный процесс____________9   3.2. Составление проектов бюджетов_________________________11

4. Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ__________16

4.1. Анализ движения денежных средств федерального бюджета__16

4.2. Анализ плановых мероприятий по развитию бюджетной системы РФ______________________________________________20

Заключение_____________________________________________23

Список используемой литературы____________________________25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

 

      Актуальность темы обусловлена тем, что среди финансовых методов, с помощью которых государство обычно воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.

      Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает в себя одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т. д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно – экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Экономической сущностью бюджета, как и любой другой экономической категории, являются производственные отношения, выраженные в денежной форме (бюджетные отношения) и имеющие соответствующее им материально-вещественное воплощение.

      Цель контрольной работы: изучить понятие государственного бюджета его содержание и структуру.

      Задачи:

      - изучить общее понятие и функции государственного бюджета;

      - выявить основные источники формирования государственного бюджета Российской Федерации;

      - изучить процесс формирования государственного бюджета РФ.

      - сделать выводы о роли государственного  бюджета в экономике современного  государства.

      Объектом исследования данной работы является государственный бюджет.

     Предмет исследования – содержание и структура государственного бюджета Российской Федерации.

      1.Понятие, сущность и функции государственного бюджета

 

     Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи и функций государства и местного самоуправления.

     Государственный бюджет является основным финансовым планом государства и дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

     В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами.

      Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления – центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, Германия и др.) – три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

     В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах — не включаются в бюджет членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

     В целом,  построение бюджетных систем в развитых зарубежных странах основывается на специальных принципах. Важнейшие из них: единство, полнота, реальность и гласность.

    Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функцию.

    Содержание распределительной функции (или функции экономического регулирования) бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но между разными подразделениями общественного производства.

     Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан перераспределяются как в сферы материального производства, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.

   Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

     Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно работают в экономике прямые государственные инвестиции и т.д.

     Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборотных, внешнеполитических и социальных задач, т. е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

      С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непрерывно связана с распределительной функцией бюджета.

      В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность государственных доходов и расходов.

     Профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами.

    Дефицит бюджета – это превышение расходов над его доходами.

    Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет, и являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами.

     В общем, бюджет выполняет следующие задачи:

- перераспределение  ВВП;

- государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

- контроль  за образованием и использованием  централизованных фондов денежных  средств.

 

2. Источники формирования  государственного бюджета

 

     Доходы государственного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

    Доходы бюджета имеют общую цель (формирование доходной части бюджета), денежную форму и обезличенность; поступают в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке.

     Однако у них есть и различия: по плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты.

     Доходы могут носить налоговый и неналоговый характер. Кроме того, в бюджет включаются доходы целевых бюджетных фондов.

     Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость (налоги на прибыль, НДС, акцизы, заработная плата, а также накопления, ссудный процент, рента).

     Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства либо в процессе перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

 

               2.1. Налоговые доходы бюджета РФ

     К налоговым доходам федерального уровня относятся следующие виды налогов:

       - налоги с имущества: налог на имущество предприятий; налог с владельца транспортных средств; налог на приобретение транспортных средств;

      - платежи за природные ресурсы: земельный налог; арендная плата за землю, плата за воду, лесной налог; налоги с фонда оплаты труда: налог на нужды образовательных учреждений, сборы на содержание милиции и др.;

      - налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат: налог на рекламу;

      - налоги на определённый вид финансовых операций: налог на операции с ценными бумагами;

      - налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера: государственная пошлина и др.

 

             2.2. Неналоговые доходы бюджета РФ

     Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В отличие от налоговых, неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться. Однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений прошлого года.

     Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах имеют место указания на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджета: федерального, региональных и местных.

      В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ, разработанной бюджетным департаментом Минфина РФ, неналоговые доходы включают:

      1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности.

     2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

      3. Доходы от реализации государственных запасов.

      4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

      5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, в том числе от резидентов и нерезидентов.

      6. Административные платежи и сборы.

      7.  Штрафные санкции, возмещение ущерба.

      8. Доходы от внешнеэкономической деятельности.

       9. Прочие неналоговые доходы.

       Неналоговые доходы являются важным источником доходов бюджетов всех уровней, способствуя сокращению их дефицита.

 

 

 

3. Процесс формирования бюджета РФ.

 

  •     3.1. Бюджетное планирование и  бюджетный процесс

         Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

    Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).                         Бюджетный процесс включает 4 стадии бюджетной деятельности:

    Информация о работе Принципы формирования государственного бюджета