Принципы формирования государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 08:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: изучить понятие государственного бюджета его содержание и структуру.
Задачи:
- изучить общее понятие и функции государственного бюджета;
- выявить основные источники формирования государственного бюджета Российской Федерации;
- изучить процесс формирования государственного бюджета РФ.

Оглавление

Введение_________________________________________________3
1. Понятие, сущность и функции государственного бюджета____4
2. Источники формирования государственного бюджета_______6
2.1. Налоговые доходы бюджета РФ___________________________7
2.2. Неналоговые доходы бюджета РФ_________________________7
3. Процесс формирования бюджета РФ______________________9
3.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс____________9 3.2. Составление проектов бюджетов_________________________11
4. Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ__________16
4.1. Анализ движения денежных средств федерального бюджета__16
4.2. Анализ плановых мероприятий по развитию бюджетной системы РФ______________________________________________20
Заключение_____________________________________________23
Список используемой литературы____________________________25

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 50.21 Кб (Скачать)

1. составление проектов бюджетов;

2. рассмотрение и утверждение бюджетов;

3. исполнение бюджетов;

4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

Система органов, обладающих бюджетными полномочиями, включает:

финансовые  органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные  и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

- органы законодательной (представительной) власти;

- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

- бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Основными задачами бюджетного процесса являются:

- выявление материальных и финансовых резервов государства;

- максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

- максимально точный расчет расходов бюджетов;

- обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

- согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

- осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

             3.2. Составление проектов бюджетов

      Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Ему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов. Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому периоду, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

      Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

       Составление бюджета основывается на ряде документов. К ним относятся:

       -    Бюджетное послание Президента РФ;

       - прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);

       - основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

       - прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

       - план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

       Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. ПФП законодательно не утверждается. Цели разработки ПФП: информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер. Перспективный план разрабатывается на три года.

      В качестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов - баланс всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза социально-экономического развития соответствующей территории.

      Таким образом, первый этап формирования федерального бюджета - это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год. На основе данных плана-прогноза МФ РФ разрабатывает основные характеристики бюджета и распределение расходов бюджета. Правительство РФ рассматривает предложения об увеличении (сохранении) минимальных размеров оплаты труда и пенсий, их индексации.

      Министерство финансов РФ в двухнедельный срок со дня принятия Правительством основных характеристик бюджета и распределения расходов бюджета направляет проектировки основных показателей бюджета федеральным исполнительным органам для распределения по конкретным бюджетополучателям и уведомляет исполнительные органы субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ.

      Не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году, федеральные исполнительные органы должны завершить разработку и согласование показателей бюджета, представляемых одновременно с ним документов и материалов, проектов законов по минимальным размерам оплаты труда, пенсий, их индексации, отмене нефинансируемых актов.

      С 15 июля по 15 августа на основе представленных федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.

       На втором этапе бюджетного процесса органы исполнительной власти и местного самоуправления вносят проект закона о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах. В процессе рассмотрения в проект закона могут быть внесены изменения. Проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе с указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года. Совет Государственной Думы направляет проект в комитет Государственной Думы по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона. Затем проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

      В первом чтении: Государственной Думой обсуждается концепция и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение проекта бюджета, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении проекта

      Во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

      В третьем чтении Государственная Дума рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение средств Федерального фонда поддержки субъектов РФ, расходов по федеральным целевым программам, Федеральной адресной инвестиционной программе в пределах расходов, утвержденных во втором чтении; перечень защищенных статей федерального бюджета, программу государственных внешних заимствований РФ, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований РФ.

      В четвертом чтении проект голосуется в целом, внесение поправок в проект, возможное во втором и третьем чтениях, в четвертом чтении не допускается.

      Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и голосует в целом. В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       4. Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ

       4.1. Анализ движения денежных средств федерального бюджета

       В экономике РФ в настоящее время проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

      Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики. В итоге, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

      Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для модернизации социально-экономической системы страны.

       Эти особенности российской экономики обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития.

       Для выявления основных статей поступления и выбытия денежных средств из федерального бюджета, проанализируем сводную таблицу основных статей отчета о движении денежных средств федерального бюджета за 01.01.2009-2010гг.

       Таблица 1- Отчет о движении денежных средств (федеральный бюджет) на 01.01.2009 – 2010гг.[4]

Наименование показателя

       

Суммарная разница между

Итого на 01.01.09

Итого на 01.01.10

 

 итогами на 01.01. 2009 и 2010

ПОСТУПЛЕНИЯ

12 555 679 478 872,01

9 614 166 247 599,19

-2 941 513 231 272,81

Поступления по текущим операциям -всего

10 401 374 523 629,54

8 120 343 653 209,20

-2 281 030 870 420,30

 в том числе:  по налоговым  доходам

5 232 572 965 498,55

3 896 417 771 354,82

-1 336 155 194 143,73

 по доходам от собственности

262 487 005 400,42

484 917 119 731,78

222 430 114 331,36

 по доходам от оказания платных  услуг

464 498 421 863,21

473 860 228 440,23

9 361 806 577,02

 по суммам принудительного изъятия

12 804 352 982,92

14 433 935 188,78

1 629 582 205,86

 по безвозмездным поступлениям  от бюджетов 

6 499 861 996,49

33 279 180 325,73

26 779 318 329,24

 от переоценки активов

723 014 732 813,42

 

-723 014 732 813,42

 по прочим доходам

3 699 497 183 074,53

 

-3 699 497 183 074,53

Поступления от инвестиционных операций - всего

56 239 935 235,10

79 704 557 174,91

23 464 621 939,81

 в том числе:  от реализации  нефинансовых активов:

56 239 935 235,10

79 704 557 174,91

23 464 621 939,81

Поступления от финансовых операций - всего

2 098 065 020 007,37

1 414 118 037 215,08

-683 946 982 792,29

 в том числе: с финансовыми  активами:

1 825 614 999 182,74

895 206 156 429,03

-930 408 842 753,71

 от осуществления заимствований

272 450 020 824,63

518 911 880 786,05

246 461 859 961,42

ВЫБЫТИЯ

10 551 767 215 198,29

11 630 694 821 146,58

1 078 927 605 948,30

Выбытия по текущим операциям - всего

6 479 459 076 243,24

8 074 538 821 177,06

1 595 079 744 933,82

 в том числе: за счет оплаты  труда и начислений на выплаты  по оплате труда 

1 577 157 593 912,57

1 914 835 748 979,52

337 678 155 066,95

за счет приобретения работ, услуг 

1 064 084 067 640,63

1 196 598 509 453,97

132 514 441 813,34

за счет обслуживания долговых обязательств

153 340 197 124,88

176 155 551 507,16

22 815 354 382,28

за счет безвозмездных перечислений организациям

460 836 387 649,07

580 096 407 546,90

119 260 019 897,83

за счет безвозмездных перечислений бюджетам

2 711 402 564 137,02

3 660 631 287 805,13

949 228 723 668,11

за счет социального обеспечения

313 066 015 786,44

350 079 110 420,05

37 013 094 633,61

за счет прочих расходов

199 572 249 992,63

196 142 205 464,33

-3 430 044 528,30

Выбытия по инвестиционным операциям - всего

1 283 996 619 003,57

1 484 190 211 751,50

200 193 592 747,93

 в том числе: на приобретение  нефинансовых активов:

1 283 996 619 003,57

1 484 190 211 751,50

200 193 592 747,93

Выбытия по финансовым операциям - всего

2 788 311 519 951,48

2 071 965 788 218,02

-716 345 731 733,46

 в том числе: на приобретение  финансовых активов:

2 518 289 744 251,00

1 802 897 236 491,96

-715 392 507 759,04

 на погашение долговых обязательств

270 021 775 700,48

269 068 551 726,06

-953 223 974,42

Изменение остатков средств - всего

-2 003 912 263 673,72

2 016 528 573 547,39

4 020 440 837 221,11

 в том числе:  поступление денежных  средств

-44 916 280 345 272,06

-32 121 614 863 720,39

12 794 665 481 551,70

 выбытие денежных средств

42 912 368 081 598,34

34 138 143 437 267,78

-8 774 224 644 330,60

Информация о работе Принципы формирования государственного бюджета