Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:37, курсовая работа
Цели: определить роль и место службы маркетинга на предприятии, рассмотреть её организационную структуру, провести анализ управления этой службой на РУП «МАЗ», определить цель, задачи и особенности её функционирования, дать оценку её работы в условиях развития рыночных отношений, сделать предложения по совершенствованию работы этой службы на предприятии.
Это было связано с увеличением уровня себестоимости на 1,27%.
В
целом все анализируемые
Текущее финансовое состояние. Одним из важнейших показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, является его платежеспособность, оценка которой делается на основе ряда показателей.
Анализ текущего финансового состояния Минского автомобильного завода проводился на основе данных бухгалтерской отчетности предприятия (баланс и приложения к нему) по состоянию на 2002- 2004 годы.
Структура бухгалтерского баланса предприятия. В качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса предприятия используются следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.
Динамика коэффициента текущей ликвидности (коэффициента покрытия долгов), характеризующего общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств показана в таблице 2.2, из которой видно, что с 1.01.2003 г. по 1.01.2004 г. по МАЗу наблюдалось колебание значения этого показателя с 2,88 до 1,91 на 01.01.04г. и повышение до 2,21 на 01.01.05г., при норме не менее 1,7. Это говорит о том, что текущие активы покрывают текущие пассивы.
Коэффициент
быстрой или «критической»
ликвидности – это отношение суммы
денежных средств, краткосрочных финансовых
вложений и дебиторской задолженности,
платежи по которой ожидаются в течение
12 месяцев после отчетной даты, к сумме
краткосрочных финансовых обязательств.
По МАЗу на начало и конец 2004 года он составил
0,82. Удовлетворительным является показатель
от 0,7 до 1. При уровне 0,7-0,8 его величина
считается достаточной.
Таблица 2.2. Оценка удовлетворительности структуры баланса
|
Примечание.
Собственная разработка.
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) дополняет предыдущие показатели. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. По РУП «МАЗ» на начало 2004 года оно составил 0,08 и на конец года 0,13. Значение этого коэффициента признается достаточным, если он превышает 0,2.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных средств, необходимых для его функционирования.
Данный показатель за период с 2002 г. по 2004 г. выше нормативного, причем к концу 2003 года значение данного показателя уменьшилось с 0,64 до 0,45, что свидетельствовало об ухудшении структуры баланса предприятия. Однако данный показатель возрос до 0,53 к концу 2004 года.
Однако, при прослеживании динамики вышеуказанных коэффициентов, нужно отметить, что на несмотря на то, что на момент проведения анализа коэффициенты превышают установленные законодательством нормативы, тревогу вызывает факт колебания значений данных показателей.
С
учётом значения коэффициента текущей
ликвидности и коэффициента обеспеченности
собственными оборотными средствами можно
утверждать, что не имеется основания
для признания структуры баланса неудовлетворительной,
а предприятия неплатёжеспособным.
Определение предприятия, оказавшегося под угрозой банкротства. Основанием для признания устойчиво неплатёжеспособного предприятия потенциальным банкротом является наличие одного из следующих факторов:
- коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами на конец отчётного периода имеет значение более нормативного;
- коэффициент обеспеченности просроченности финансовых обязательств активами на конец отчётного периода имеет значение более нормативного.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует способность предприятия рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами находится в пределах норматива, что свидетельствует о том, что предприятие не вступила в зону устойчивой неплатёжеспособности.
Отсутствие
просроченных кредитов и кредиторской
задолженности также
ВЫВОДЫ. В соответствии с проведенным анализом можно признать структуру баланса удовлетворительной, а предприятие платёжеспособным (о чём свидетельствуют значения коэффициента текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами).
Характеризуя
основные показатели финансово-хозяйственной
деятельности, отметим, что показатели
прибыли, хотя и возросли в действующих
ценах, однако сократились в процентном
отношении к выручке от реализации. Это
тревожный факт. Показатели, характеризующие
удовлетворительность платежного баланса,
в 2004 году улучшились по сравнению с 2003
годом. Однако, при прослеживании динамики
вышеуказанных коэффициентов, нужно отметить,
что несмотря на то, что на момент проведения
анализа коэффициенты превышают установленные
законодательством нормативы, в общем,
тревогу вызывает факт колебания значений
данных показателей.
О сбытовой сети РУП «МАЗ» можно сказать следующее. На сегодняшний день каналы сбыта РУП «МАЗ» представлены: сетью предприятий «МАЗ-сервис», официальными дилерами и их региональными представительствами. 34% покупок осуществляется на самом предприятии, 48% - у официальных дилеров, 18% - у сторонних организаций. Это довольно большая цифра, если учесть, что половина из них продает автомобили по завышенным ценам, а другая – по демпинговым. При покупке автомобилей в данной ситуации большая половина покупателей не знает о присутствии официальных дилеров в своем регионе. Поскольку, как правило, дилеры не используют символику РУП «МАЗ».
Сложившаяся сбытовая сеть отвечает экстенсивным условиям сбыта. В настоящее время эта стратегия должна реализовываться только в регионах, не охваченных сбытовой сетью РУП «МАЗ» (такие регионы с «белыми» пятнами существуют на 40% территории РФ).
Совершенно иная стратегия развития сбытовой сети должна реализовываться там, где уже работают дилеры. Для этого необходимо придать новый статус официального дилера 1-2 крупным дилерам и к остальным предъявлять жесткие стандарты по реализации продукции РУП «МАЗ», оборудованию СТО.
В целом к организации сбытовой сети на данном этапе должен быть применен географический (региональный) принцип.
В
настоящее время можно
Еще совсем недавно, преимущества покупки у дилеров были очевидны: они (дилеры) применяли различные формы оплаты: в СКВ, белорусских рублях, по наличному и безналичному расчету, бартер. Теперь завод применяет такие же формы оплаты, и как следствие этого, увеличились его объемы продаж.
Что касается сервиса, то узким местом РУП «МАЗ» является недостаточное количество станций техобслуживания (СТО) по регионам СНГ, а также почти полное их отсутствие в западной Европе (за исключением отдельных фирм, которые продают автотехнику МАЗ в Болгарии и Венгрии). Большинство организаций, эксплуатирую-щих автотехнику МАЗ, предпочитают заниматься обслуживанием и ремонтом своими силами, так как зачастую сроки и качество ремонта большинство пользователей не устраивают. Некоторые перевозчики вынуждены делать ремонт своими силами из-за отсутствия СТО в регионе. Для ремонта иногда используются старые, отслужившие свой срок автомобили МАЗ, что отрицательно сказывается на облике и репутации марки.
Гарантийный срок и гарантийный пробег автотехники МАЗ очень маленькие, а сама процедура ремонта во время гарантии очень бюрократизирована, что сказывается на сроках ремонта.
Гарантийные обязательства производителей западных грузовиков гораздо более привлекательны. Так, технический директор RENAULT ежемесячно посещает СНГ для контроля за организацией сервиса, ремонт по гарантии производиться в кратчайшие сроки.
Поскольку хорошая организация сервиса – одно из основных условий увеличения объемов продаж, то работа в этом направлении на РУП «МАЗ» должна претерпеть коренные изменения.
РУП
«МАЗ» нет необходимости
2.3.
Анализ сбытовой деятельности
предприятия
В
2004 году Минским автомобильным заводом
было произведено: автомобилей – 19 720 шт.,
прицепной техники – 5 264 единиц, автобусов
– 598. На заводе отмечены высокие темпы
роста производства грузовых автомобилей,
автобусов и троллейбусов (таблица 2.3).
Таблица 2.3. Производство автотехники РУП «МАЗ»
Наименование | 2004 | 2003 | 2002 | 2003 к 2002,% | 2004 к 2003,% | 2004 к 2002,% |
Автомобили, шт. | 19 720 | 16 856 | 15 431 | 109,2 |
116,9 | 127,8 |
Прицепной состав, шт. |
5 264 | 4 109 | 3 546 | 115,9 | 128,1 | 148,4 |
Автобусы, шт. |
598 | 481 | 464 | 103,7 | 124,3 | 128,9 |
Примечание. Собственная разработка.
Из таблицы видно, что в период с 2002 по 2004 гг. предприятие постепенно наращивало объемы производства по всем основным видам автотехники. Предпосылки увеличения производства кроются не только в увеличении доли современной конкурентоспособной продукции, но и в оправдавшей себя практике создания действенных товаропроводящих сетей.
В 2004 году предприятие увеличило выпуск грузовой техники почти на 17% к уровню 2003 года. Несмотря на существенное снижение спроса на белорусские автомобили на российском рынке, в денежном выражении объем товарной продукции превысил 1,185 млрд. рублей. Объем производства продукции в 2004г. увеличился на 23,1% по сравнению с 2003г.
Производство прицепов и полуприцепов в 2004г. увеличилось на 28,1% по сравнению с 2003г., автобусов и троллейбусов – на 24,3%. По итогам 2004 года предприятие выпустило около 600 автобусов различных моделей.
В 2004 году Минским автомобильным заводом было реализовано 19 664 шт. автомобилей, 5 197 единиц прицепного состава и 596 шт. автобусов, т.е. почти вся выпущенная продукция реализована и оплачена потребителями.
Темп роста реализации автомобилей и прицепного состава МАЗ по сравнению с 2003 годом составил: по автомобилям – 116,0%, по прицепному составу – 125,1%, по автобусам – 111,0% (таблица 2.4).
Таблица 2.4. Реализация автотехники РУП «МАЗ»
Наименование | 2004 | 2003 | 2002 | 2003 к 2002,% | 2004 к 2003,% | 2004 к 2002,% |
Автомобили, шт. |
19 664 | 16 950 | 15 483 | 109,5 |
116,0 | 127,0 |
Прицепной состав, шт. |
5 197 | 4 154 | 3 587 | 115,8 | 125,1 | 144,9 |
Автобусы, шт. |
596 | 537 | 444 | 120,9 | 111,0 | 134,2 |