Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:37, курсовая работа
Цели: определить роль и место службы маркетинга на предприятии, рассмотреть её организационную структуру, провести анализ управления этой службой на РУП «МАЗ», определить цель, задачи и особенности её функционирования, дать оценку её работы в условиях развития рыночных отношений, сделать предложения по совершенствованию работы этой службы на предприятии.
9) Нужно развивать рекламную деятельность, печатать рекламные и не рекламные статьи, проводить мероприятия, популяризирующие деятельность СТО и данный вид бизнеса в целом;
10) в области сбыта необходимо организовать расширение дилерской сети по регионам; для реализации новых моделей создать небольшие специализированные группы, которые выводили бы данную модель на рынок. Важно делать прогноз политических процессов, способных повлиять на сбыт.
Согласно международным правилам вся грузовая автотехника подразделяется на классы в зависимости от полной массы автомобиля: лёгкие (до 6,0 т), средние (6,0-15 т), тяжёлые (сверх 16 т). Каждому классу присущи свои модели. Под конкретной моделью, имеющей своё обозначение, можно подразумевать автомобиль, отличающийся двигателем, полной массой, иными конструктивными и технологическими исполнениями от близких по классу грузовиков одного и того же производителя. Каждая модель может иметь несколько модификаций (вариантов), отличающихся назначением.
Какую же номенклатуру продукции предлагает потребителям сегодня МАЗ? Она, надо отметить, достаточно многочисленна и разнообразна для отрасли, особенно по сравнению с ассортиментом заводов стран СНГ (приложение В).
Всю товарную номенклатуру предприятия можно разделить на несколько ассортиментных групп, в соответствии со схожестью функционирования и способностью удовлетворять потребности определенных потребителей, входящих в нее моделей. Таким образом, завод производит следующие виды автомобильной техники (ЕВРО-2, ЕВРО-3): двухосные бортовые автомобили и шасси, двухосные седельные тягачи, автомобили-самосвалы, трехосные бортовые автомобили и шасси, трехосные седельные тягачи, лесовозная автомобильная техника, среднетоннажные автомобили, прицепы и полуприцепы, пассажирская техника.
Производство этой продукции является основным для завода, обеспечивает практически весь объем прибыли. Кроме этого предприятие осуществляет и другие виды экономической деятельности. Так, вспомогательное производство выпускает запасные части для выпускаемых автомобилей, продукцию на РЭН, ТНП, некоторый инструмент, и даже отдельные виды технологического оборудования. Эта продукция потребляется самим предприятием и реализуется, обеспечивая дополнительную прибыль. Кроме того, предприятие реализует ряд услуг при обслуживании клиентов. Количество видов деятельности и число ассортиментных групп определяет широту номенклатуры. Такое количество и виды групп типичны для большинства крупнейших мировых компаний, производящих автотехнику, но в СССР такую широкую гамму продукции выпускал лишь Минский автозавод.
Необходимо отметить, что не все модели и модификации автомобилей, выпуск которых возможен на Минском автозаводе, включаются в производственную программу, план которой разрабатывается на каждый предстоящий год.
Поскольку Минскому заводу уже 60 лет, причём большая доля этого времени пришлась на годы централизованной командно-административной экономики, то система управления ассортиментом резко отличается от той, которая принята во всём мире и соответствует современным рыночным отношениям. Недостатки этой системы были заложены при создании предприятия и многие годы усугублялись, поскольку никому не было нужды их устранять – предприятие, по сути дела, управлялось централизовано сверху, за него решались все вопросы.
Наиболее законченный вид сложившаяся система управления ассортиментом получила в начале 90-х годов, когда в соответствии с новыми рыночными веяниями появилась должность Технического директора. Вся производственная часть предприятия перешла в его ведение. Заместитель Технического директора – Главный инженер координирует действия подразделений, разрабатывающих новую продукцию, и подразделений, ведающих новым оборудованием, механизацией и автоматизацией производства, обслуживанием и ремонтом оборудования. Благодаря такой организационной структуре удалось свести до минимума срок от зарождения идеи новой продукции до запуска её в производство.
Обращает
на себя внимание то, что наряду с
заместителями по производству и
главным инженером в подчинении у технического
директора находится управление контроля
качества. Это говорит о стремлении предприятия
не только разрабатывать новые модели,
но и обеспечивать их соответствие международным
требованиям качества.
Соответствие международным и национальным стандартам качества. Конструкции автомобилей, прицепного состава и автобусов, выпускаемых Минским автомобильным заводом, соответствуют требованиям действующих государственных и отраслевых стандартов, Правил ЕЭК ООН, а также учитывают директивы Европейского Союза.
По
состоянию на 01.03.2004г. Минским автомобильным
заводом получены сертификаты на
соответствие системы качества предприятия
стандарту национальной системы качества
СТБ ИСО 9001-2000 «Система качества. Модель
обеспечения качества при проектировании,
разработке, производстве, монтаже и обслуживании»
и требованиям к системе управления качеством
SN EN ISO 9001:1996 «Система управления качеством
дизайн -разработки, производства и обслуживания
автомобилей» на проектирование, производство
и обслуживание автомобилей и автобусов.
Внедрение системы менеджмента качества. Для реализации продукции необходимо обеспечить ее качество, приемлемую цену, включающую цену обслуживания, и сроки поставки продукции. В условиях рынка потребителей, каковым становится рынок сбыта МАЗов, на их конкурентоспособность все большее влияние оказывает качество продаваемой автотехники. Техническое перевооружение производства и внедрение передовых технологий, тем более в том объеме, в каком может позволить себе осуществить в настоящее время предприятие, к сожалению, решают проблему улучшения качества лишь частично.
Использовать внутренний потенциал завода с целью улучшения качества выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости призваны системы качества производства автомобилей, автобусов и прицепной техники, которые в настоящее время действуют на предприятии при производстве автомобилей и автобусов, а также внедряемой системы качества на производстве прицепов и полуприцепов.
В
качестве модели системы качества выбрана
модель СТБ ИСО 9001-2000 «Система качества
Модель обеспечения качества при проектировании,
разработке, производстве, монтаже и обслуживании»,
а также выбран консультант в лице Белорусского
Государственного Института Стандартизации
и Сертификации (БелГИСС).
Основные цели и задачи функционирования и совершенствования системы качества. Основной целью системы менеджмента качества на основе требований стандартов серии ИСО 9000 является постоянное совершенствование методов и средств управления предприятием, ориентированных на обеспечение требуемого уровня качества, как основы успеха и развития предприятия.
Функционирующая система качества, эффективность которой подтверждена сертификатом соответствия, выданным международно-признанной организацией по сертификации, дает уверенность заказчикам в том, что предприятие стабильно выпускает высококачественную продукцию, и это гарантировано тщательно отлаженной организацией производства, высоким уровнем квалификации персонала и профессиональной этики.
Система качества, которая должна постоянно развиваться и совершенствоваться, обеспечивает решение следующих задач:
-
улучшение взаимоотношений и
взаимопонимания между
-
повышение эффективности
- постоянное совершенствование процессов управления и производства на основе применения корректирующих и предупреждающих действий;
- уменьшение зависимости от «
-
повышение эффективности
- снижение внутрипроизводственных затрат вследствие лучшей организации труда и внедрения культуры качества в сознание работников;
-
улучшение и стабилизация
-
повышение квалификации и
Сертификация системы качества дает неоспоримые преимущества МАЗу перед конкурентами. А именно:
-
повышается имидж и
-
легче становится доступ к
европейскому рынку (при
- увеличивается вероятность успешного для МАЗа завершения тендеров на поставку продукции.
Сертификат действителен до 19 декабря 2005 года.
На
период с 2005 по 2006 гг. планируется постепенный
переход от модели системы качества
версии 2000 года к системе качества
модели СТБ ИСО 9001 версии 2006 года, что предполагает
процессный подход при документировании
системы качества, что, в свою очередь,
повлечет за собой частичную переработку
действующих процедур и разработку недостающих.
Многоуровневое обучение персонала РУП «МАЗ». С целью доведения до персонала требований СТБ ИСО 9001-2000 на заводе утверждена программа многоуровневого обучения персонала РУП «МАЗ».
Программа рассчитана
на 2 года, но обучение в области качества
предполагает непрерывный процесс в соответствии
со стратегическим курсом предприятия
на достижение целей, поставленных перед
персоналом в «Политике РУП «МАЗ» в области
качества», которые также пересматриваются
по мере их достижения.
Формирование фонда качества РУП «МАЗ» и учреждение «Премии РУП «МАЗ» в области качества. Фонд качества имеет мало общего с премиальным фондом в общепринятом понимании этих слов, т.к. основные средства этого фонда будут направлены на поддержание и совершенствование системы менеджмента качества, и только при принятии решения об учреждении «Премии качества РУП «МАЗ» и разработке соответствующей процедуры небольшая часть этих средств будет направлена на поощрение персонала, добившегося показательных успехов в области качества.
Фонд системы качества прежде всего необходим для:
- постоянного субсидирования программ обучения новым требованиям совершенствующейся системы менеджмента качества;
-
доплаты уполномоченным по
- доплаты внутренним аудиторам по качеству (подготовка внутренних аудиторов, присвоение обученному персоналу этого статуса и оценка деятельности аудиторов описана в соответствующей процедуре системы качества);
-
информационного обеспечения
-
постоянного обмена опытом по
поддержанию и