Совершенствование организации и управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Цели: определить роль и место службы маркетинга на предприятии, рассмотреть её организационную структуру, провести анализ управления этой службой на РУП «МАЗ», определить цель, задачи и особенности её функционирования, дать оценку её работы в условиях развития рыночных отношений, сделать предложения по совершенствованию работы этой службы на предприятии.

Файлы: 1 файл

Диплом1 ..doc

— 790.50 Кб (Скачать)

      - пропаганды культуры качества, что  предусматривает развитие сети  заводского радио, широкое использование оформительских средств, использование возможностей газеты «Автозаводец», возможностей кабельного телевидения МАЗ.

      Необходимо  разработать видеопрограммы по обучению персонала предприятия статистическим методам и внедрении их на предприятии. Эта программа позволит:

      - расширить круг обучающихся на  предприятии с меньшими затратами  времени и средств на курс обучения;

      - осуществлять прокат и продажу  видеороликов другим промышленным  предприятиям для использования при внедрении статистических методов в своих производствах;

      - демонстрацию организации обучения  статистическим методам при подтверждении сертификата.     

      Информационное  обеспечение системы  менеджмента качества. В соответствии с подпрограммой Министерства промышленности РБ «Качество», совершенствование системы управления качеством должно предусматривать «создание интегрированной информационной системы, включающей инфраструктуры локальных и глобальных автоматизированных систем как непосредственного, так и удаленного доступа к информационным ресурсам».

      На  предприятии разработана «Программа информационного обеспечения системы качества производства автомобилей согласно МС ИСО 9001». По этой программе проводятся следующие работы:

      - ежемесячно в газете «Автозаводец»  в рубрике «К успеху все  вместе» публикуются статьи по вопросам качества;

      - еженедельно по заводскому радио  в передаче «Экспресс-информация  системы качества» выступают ведущие специалисты предприятия;

      - во всех подразделениях основного  производства оформлены информационные стенды системы качества;

      - осуществляется подбор и рассылка  в подразделения завода «Информационных материалов системы качества»;

      - еженедельно проводятся совещания  с уполномоченными по качеству  для решения текущих задач по вопросам функционирования системы качества в подразделениях завода. 

     Для дальнейшего улучшения  системы качества необходима компьютеризация производств и службы качества предприятия с целью внедрения статистических методов управления качеством продукции. 

        В настоящее время система менеджмента качества не имеет перспективы развития и совершенствования без повсеместного внедрения статистических методов управления качеством, а это, в свою очередь, невозможно, без хотя бы минимального оснащения производств и службы качества компьютерной техникой, которая необходима для составления и оперативной обработки баз данных, отражающих качество работы подразделений, а также возможности их наглядного (графического) отображения для последующего анализа со стороны руководства и своевременной разработки корректирующих и предупреждающих действий. 

   Запланировать разработку автоматизированной системы  управления качеством на РУП «Минский автомобильный завод» (АСУ – Качество – МАЗ –1), которая должна предполагать:

         - разработку и  внедрение подсистемы «Контроль  выполнения мероприятий по качеству»;

         - разработку и  внедрение подсистемы «Компьютерный  паспорт автомобиля»;

         - разработку и  внедрение подсистемы «Контроль  и соблюдение СТП системы качества». 

      2.4. Оценка службы маркетинга предприятия 

     В условиях рыночной экономики маркетинг можно рассматривать как деятельность, осуществляемую в целях достижения наиболее эффективных обменов для удовлетворения конкретных нужд и потребностей. Такая деятельность, с одной стороны, направлена на исследование рынка, выявления реальных потребностей, вкусов и предпочтений конкретных потребителей, установлении адресности выпускаемой продукции и обеспечение организации ее производства. С другой стороны эта деятельность включает целенаправленное воздействие на рынок в целях формирования потребностей и покупательских предпочтений для обеспечения эффективной реализации производимых товаров, представляет собой систему организации и управления всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятия.  

     По  мере перехода народного хозяйства  от директивного управления к рыночному регулированию стала изменяться ситуация на рынках, в том числе и на рынке грузовых автомобилей. Появилась необходимость изменить структуру управления предприятием. Как результат – появление в 1995 году в подчинении у Директора по коммерческим вопросам (Первый заместитель Генерального Директора) Управления маркетингом и сбытом (см. рис. 2.5). Причём, я считаю, что его появление было первоначально лишь формальным, хотя в 1997 году была разработана структура управления системы маркетинга, обеспечивающая взаимосвязь структур предприятия ответственных за сбытовую деятельность, но до конца не внедрённая.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     В качестве замечаний следует отметить, что:

     * на постсоветских предприятиях до сих пор нет чёткого понимания концепции маркетинга, его целей, функций и задач. На сегодняшний день деятельность Управления сводится к сбытовой работе. Отдел рекламы ограничивается выпуском буклетов, проспектов, сувенирной рекламной продукции. Рекламе в прессе, на телевидении и радио, как это не парадоксально, отдел рекламы не уделяет внимания. Это отчасти объясняется тем, что продукция МАЗ реализуется в основном через сеть дилеров, которые сами обеспечивают рекламу. Наиболее существенная работа отдела – обеспечение участия предприятия во всевозможных выставках;

     * при осуществлении работ по созданию новой продукции и управлению ассортиментом наиболее важным является изучение рынка и получение полной информации о рыночной конъюнктуре. Нельзя создать продукцию, пользующуюся спросом, не изучив и не учтя желания потребителей. Продукция не будет конкурентоспособной, если не проанализировать самые различные факторы, опыт конкурентов;

     * наибольший вклад маркетинга в создание новой продукции вносится проведением комплексного исследования рынка, что позволяет не только примерно определить потенциальный спрос на новый товар и, следовательно, наметить критерии для оценки целесообразности проведения НИОКР, но и сформулировать основную идею нового товара. Такую информацию могут предоставить отдел маркетинговых исследований и Центр общественных связей МАЗ. Однако эти подразделения практически не выполняют своих функций; Во-первых, существуют субъективные причины – нет квалифицированных специалистов;

     * организация служб маркетинга не может быть успешной без подготовки соответствующих кадров. Эта работа должна вестись по двум направлениям: с одной стороны, подготовка непосредственно специалистов в области маркетинга и переподготовка работников отдела сбыта, а, с другой стороны, перестройка психологии мышления руководителей и специалистов предприятия, которые во главу угла должны ставить не производственные и технические возможности предприятия, а думать о том, как организовать производство продукции, удовлетворяющей запросы потребителей. Во-вторых, нет полной необходимой информации. Дело в том, что для комплексного изучения рынка нет средств, информация о конкурентах тщательно оберегается, имеющаяся информация часто искажена различными факторами, иногда неэкономического характера. Что говорить об изучении конкурентов, если нет возможности проанализировать деятельность собственного предприятия. Для управления ассортиментом необходимо классифицировать выпускаемую номенклатуру с точки зрения стадий ЖЦТ;

     * на Минском автозаводе управление маркетинга подчинено директору по сбыту и маркетингу, который, в свою очередь, подчинен генеральному директору завода. Актуальным на сегодняшний день является использование принципов построения управления, а именно:

     1) единство цели для всех служб,  как входящих в управление маркетинга, так и для управления маркетинга во взаимосвязи с другими подразделениями предприятия;

     2) простота построения маркетинговой  структуры. Это способствует более  легкому приспособлению к ней  персонала и качественному выполнению  возложенных функций;

     3) эффективная система взаимосвязей, обеспечивающая четкую передачу  информации и обратную связь;

     4) принцип единого подчинения, то  есть служащий должен получать  распоряжения от одного руководителя;

     5) гибкость структуры и возможность  изменения организационной формы вслед за изменением стратегии предприятия.

     Организационная структура управления маркетинга на РУП «МАЗ» построена по принципу разделения функций. В управление входят несколько отделов, которые состоят из бюро.

     Каждое  бюро имеет своего начальника, который, в свою очередь, является заместителем начальника управления маркетинга по какому-либо вопросу. Управление маркетинга включает в себя следующие отделы и бюро: коммерческий отдел и бюро, отдел и бюро маркетинговых исследований, бюро рекламы, бюро и отдел запчастей, бюро по связям с основными потребителями, отдел реализации, бюро договоров, бюро предварительной обработки информации;

     * из названий некоторых бюро можно сделать выводы о том, чем они занимаются. Коммерческое бюро определяет выгодность сделки с финансовой точки зрения. Поскольку часто сделки проводятся по бартеру, то их сразу трудно оценить.

     Бюро  по связям с основными потребителями  занимается ведением различных переговоров  с дилерами: как по установлению единых цен, так и старается учитывать запросы потребителей. Чаще они касаются установки дополнительного оборудования на автомобилях.

     В управлении маркетинга работает 45 человек

     К руководителям относятся: начальник  управления маркетинга, заместители  начальника маркетинга – начальники отделов, заместители начальников отделов – начальники бюро. Эти люди кроме основ маркетинга должны хорошо знать свое предприятие, его внутреннюю среду: структуру, квалификацию кадров, оснащенность оборудованием, характеристику выпускаемой и разрабатываемой продукции. Также они должны хорошо ориентироваться во внешней среде – покупателях, поставщиках, конкурентах. Руководитель управления маркетинга должен обладать аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, необходимо также, чтобы каждый из начальников четко знал свое дело, круг своих обязанностей и ответст-венность.

     К специалистам относятся инженеры, которые  выполняют поставленные перед ними задачи;

     * следует отметить, что почти все работники управления маркетинга Минского автозавода имеют техническое образование, а не экономическое. Это сказывается на результатах их деятельности. Например, применение лизинга до сих пор не получило широкого развития, несмотря на преимущества этой формы приобретения автотехники. Ведь сейчас среди потребителей появились и мелкие, такие, как МП, СП.

     Структурная схема постоянно укрепляется  и реформируется. Продолжается расширение функций Управления маркетинга;

     * немаловажно также отметить, что управление маркетинга выполняет такие чисто сбытовые функции, как реализация продукции, заключение договоров. Это значит, что нет четкого разделения функций между отделом сбыта и управлением маркетинга РУП «МАЗ», что приводит к их дублированию. И нередко покупатели, приобретающие технику на заводе, сталкиваются с трудностями, порожденными этим недостатком в построении организационной структуры. Процедура слишком бюрократизирована: если договор купли-продажи составляется в управлении маркетинга, то оплата и связанные с этим документы идут через отдел сбыта. Поэтому тяжело учесть, чья же именно заслуга, какого отдела, в продаже данной техники. Дело в том, что управление маркетинга создано совсем недавно, и перестройка организационной структуры завода еще не закончилась. Поэтому, можно предположить, что подобные казусы скоро будут ликвидированы.

     Тем более, что во «Временном положении об управлении маркетинга «БелавтоМАЗ» четко очерчены основные задачи и функции данного подразделения. 

     Основными задачами управления маркетинга являются:

     1) разработка текущей и перспективной  стратегии маркетинга и ориентация разработчиков и производства на выполнение требований рынка к выпускаемой продукции;

     2) исследование потребительских свойств  производимой продукции и факторов, определяющих структуру и динамику  потребительского спроса;

     3) выявление потенциальных потребителей автомобильной техники, запасных частей к ней и ТНП; налаживание связей с потребителями;

     4) организация рекламы и стимулирования  сбыта продукции;

Информация о работе Совершенствование организации и управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия