Совершенствование организации и управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Цели: определить роль и место службы маркетинга на предприятии, рассмотреть её организационную структуру, провести анализ управления этой службой на РУП «МАЗ», определить цель, задачи и особенности её функционирования, дать оценку её работы в условиях развития рыночных отношений, сделать предложения по совершенствованию работы этой службы на предприятии.

Файлы: 1 файл

Диплом1 ..doc

— 790.50 Кб (Скачать)

      Совместно с автогигантом «MАН» («MAN») создано совместное белорусско-немецкое предприятие ЗАО «МАЗ-MAН», г. Минск, на котором к 1998 г. было налажено серийное производство большегрузной автомобильной техники с использованием кабины и двигателя производства МАН и на шасси МАЗ. Продукция белорусско-немецкого предприятия демонстрирует преимущество техники, создаваемой с учетом достижений и опыта автомобилестроителей двух стран. Обладая сравнимым с европейскими моделями аналогичного класса качеством, продукция МАЗ-МАН в среднем на 30 процентов дешевле автомобилей зарубежного производства.

      С целью перехода завода на выпуск новой  конкурентоспособной техники создан проект технического перевооружения предприятия, охватывающий практически все его производства.

      Наряду  с автомобильной техникой, завод  выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.

      В своей дальнейшей работе руководство РУП "МАЗ" среди первостепенных задач выделяет выпуск конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требования потребителей, обновление ее номенклатуры и повышение качества, совершенствование структуры сбыта и сервиса, сокращение издержек производства, наращивание производственных мощностей и завоевание высокого статуса среди  производителей большегрузной автомобильной, прицепной и автобусной техники.

      Вся выпускаемая продукция имеет  сертификаты на соответствие международным стандартам по экологии, безопасности и шуму. В настоящее время на предприятии выпускаются только автомобили, соответствующие экологическим стандартам «Евро-2», «Евро-3». Сертификаты соответствия характеризуют достаточно высокий технический уровень и качество выпускаемой продукции.

      По  состоянию на 1.01.2004 года на головном заводе (РУП «МАЗ») созданы и функционируют  самостоятельные подразделения  без права юридического лица:

    1. Филиал «Автобусы Минского автозавода» (АМАЗ).
    2. Филиал «Белавтоприцеп» (БелАП).
    3. Филиал «Торговый Дом МАЗ».
    4. Филиал «МАЗтаможня».
    5. Филиал «МАЗполиграф».
    6. Филиал «МАЗвнештранс».
    7. Структурное подразделение «Комбинат общественного питания».
    8. Структурное подразделение «Подсобное сельское хозяйство».
    9. Филиал РУП «МАЗ» в г. Москва.
    10. «Литмашфилиал», г. Вильнюс.

      С 1 марта 2005 года около 2600 работников ОАО «Могилевтрансмаш» (г. Могилев) переведены на работу на созданный 22 февраля 2005 года филиал РУП «Минский автомобильный завод» в городе Могилеве. Могилевский завод сохранил основную номенклатуру выпускаемой продукции – прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям, специальная техника (строительная, коммунальная) на грузовых шасси.

      Минский автомобильный завод (МАЗ) является  Республиканским унитарным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.

      Завод является хозяйствующим субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, входит в качестве головного предприятия в состав ПО "БелавтоМАЗ".

      Целью деятельности объединения является извлечение максимальной прибыли, удовлетворение общественных потребностей в продукции производственно – технического назначения, товарах народного потребления, услугах, а также реализация на основе полученной прибыли экономических и социальных интересов работников трудового коллектива предприятия и интересов собственника имущества.

      Основной  стратегической целью Минского автомобильного завода на ближайшее время является повышение конкурентоспособности продукции и за счет этого увеличение объемов производства и реализации продукции.

      Реализация  стратегической цели завода также предусматривает:

      - обновление и расширение номенклатуры продукции;

      - техническое перевооружение производства;

      - проведение комплекса мероприятий  по снижению себестоимости продукции;

      - дальнейшее развитие маркетинговой деятельности с целью завоевания и освоения новых рынков сбыта;

      - улучшение гарантийного и сервисного обслуживания продукции завода у потребителей;

      - освоение производства ряда деталей и узлов, взамен покупаемых в настоящее время в странах дальнего зарубежья.

      Реализация  данной стратегии позволит заводу повысить конкурентоспособность и качество выпускаемой продукции, обеспечить увеличение объемов, расширение и укрепление позиций на рынке и получение на этой основе прибыли, достаточной для дальнейшего совершенствования и развития производства, более полного удовлетворения материальных потребностей коллектива.

      Основным  видом деятельности предприятия  является производство и сбыт на внутреннем рынке и за рубежом автомобильной  и прицепной техники, автобусов, запасных частей, узлов и агрегатов, организация фирменной торговли, сбыта выпускаемой продукции и её сервисного обслуживания, осуществление проектной, коммерческо-посреднической и внешнеэкономической деятельности.  
 
 
 

     2.2. Исследование рынка, ресурсов и сбытовых возможностей предприятия 

     Выходя  на рынок, производитель должен осознавать, что его товар не может удовлетворять  запросы всех покупателей. Вместе с  тем он должен стремиться к производству товара, который в наибольшей степени удовлетворял бы нужды и потребности существующих и потенциальных покупателей. Последнее возможно только в том случае, когда производителем установлен факт соответствия изготовляемых или запускаемых в производство товаров запросам и вкусам покупателей, определено, насколько товары его фирмы отличаются по свойствам и качеству от товаров фирм конкурентов. При этом необходимо выявить как недостатки, так и достоинства товара, определить отношение к нему отдельных групп покупателей, выявить возможные изменения требований рынка к товару в перспективе, а также установить сферы его использования в будущем. Это осуществляется в процессе исследования рынка и должно помочь фирме создать такой товар, который позволил бы расширить спрос и увеличить емкость рынка.

     Более кратко исследование рынка можно определить как совокупность действий, направленных на изучение процессов, протекающих в сфере товарного обращения и призванных обеспечить сбалансированность производства и потребления товаров.

     Несмотря  на все разнообразие рыночных исследований, все они могут быть подразделены на целевые и текущие, что обусловлено регулярностью их проведения.

     Целевые исследования — всесторонний анализ рыночной проблемы, имеющей первостепенное значение для обеспечения эффективной  предпринимательской деятельности. Они, как правило, строго индивидуальны и ориентированы на решение конкретных задач фирмы. Для осуществления таких исследований создается специальная рабочая группа, в которую, наряду с работниками фирмы входят и приглашенные специалисты. Состав таких групп зависит от характера и масштабов решаемой проблемы.

     В отличие от целевых текущие исследования большинством фирм проводятся довольно регулярно. Результаты таких исследований используются в оперативной работе и их основное назначение – определить текущую ситуацию и принять необходимые управленческие решения по обеспечению сбалансированности спроса и предложения.

     Хотя  необходимость исследований рынка  является общепризнанной, глубина исследования и его цель зависят от специфики  работы фирмы и, прежде всего, определяются теми конкретными задачами, которые стоят перед ней. Крупные фирмы с широким ассортиментом выпускаемой продукции более активны в изучении и прогнозировании рынка, чем узкоспециализированные предприятия.

     Особенно  актуальным для каждой фирмы является исследование рынка, когда она выходит на этот рынок с новым товаром, а также в том случае, когда фирма выходит со своим товаром на новый рынок. Особое внимание в условиях становления и развития рыночных отношений, когда основным является дальнейшее улучшение качества продукции и обеспечение более полного соответствия предложения потребностям населения, следует уделить тестам мнений, которые необходимо проводить среди потребителей новых товаров.

     Рассматривая  проблемы изучения рынка, следует, прежде всего, выявить факторы, определяющие состояние рынка, и установить их взаимосвязь.

     В конечном счете, изучение рынка должно обеспечить такое предложение товаров, при котором будут удовлетворены запросы покупателей и по объему, и по структуре, и по цене, и по качеству. Предложение товаров должно быть своевременным и учитывать региональные особенности рынка.

     Минский автомобильный завод с 1 января 2005 года полностью перешел на производство автомобилей, которые соответствуют экологическим нормам "Евро-2" и "Евро-3". Модели автомобилей и автобусов такого высокого технического уровня уже давно разработаны и изготавливаются на заводе. Но установленные требования к технике на основном рынке сбыта – в России не стимулировали потребителей покупать более экологичную, и соответственно, более дорогую технику. Не были полностью готовы к такому переходу и поставщики дизельных двигателей. Несмотря на то, что эти проблемы еще остались, на МАЗе решили все-таки производить более экологичные машины. Для этого у предприятия есть и экономические, и организационные причины. Одновременное производство автомобилей с двигателями и "Евро-1", и "Евро-2", и "Евро-3" значительно увеличивает номенклатуру продукции и комплектации, что усложняет логистику производства. Дополнительные издержки, возникающие по этой причине, ничем не оправданны и они превышают затраты на производство более современной техники. Вместе с тем, по оценкам специалистов, переход на выпуск автомобилей уровня не ниже "Евро-2" может привести к проблемам с запланированным наращиванием объемов производства, поскольку основной поставщик дизельных двигателей для МАЗа – ОАО «Автодизель» (г.Ярославль) испытывает трудности с выполнением заявок белорусского предприятия по номенклатуре и количеству. Кроме того, службы контроля качества Минского автомобильного завода отмечают рост количества дефектов двигателей на протяжении 2004 г. Особенно это заметно в секторе моделей, отвечающих нормам "Евро-2".

     Минский автомобильный завод разрабатывает  новую модель автомобиля с двигателем, соответствующим экологическим стандартам Евро-4. Опытный образец нового автомобиля, оснащенный двигателем немецкого производства, планируется выпустить в 2005 году. МАЗ постоянно работает над обновлением номенклатуры выпускаемой продукции. Кроме того, в настоящее время ведутся опытно-конструкторские работы по созданию автопоезда в составе бортового автомобиля с колесной формулой 6х2 и прицепа объемом 120 куб.м с тандемными осями. К производству этого автомобиля завод приступит в следующем году. «Такие автомобили станут новинкой как для Беларуси, так и для стран СНГ, – подчеркнул главный конструктор предприятия Владимир Корсаков. – Освоив производство новых моделей автопоездов, МАЗ сделает значительный шаг в этом направлении».

     Однако  РУП «МАЗ» не единственный производитель техники такого класса в СНГ. Но все-таки конкуренцию создают западные фирмы, которые настойчиво «наступают» на наш рынок. Поэтому, чтобы быть конкурентоспособными, недостаточно исследовать рынок, конкурентов, провести сегментацию потребителей. Существенной является работа по анализу «своего» товара, выявлению в нем узких мест.

     Анализ  проведен по следующим направлениям:

     1) оценка экономических показателей  автомобилей;

     2) оценка технических показателей  автомобилей;

     3) оценка дизайна и эргономических  показателей;

     4) характеристика сбытовой сети  РУП МАЗ;

     5) характеристика сервисного обслуживания  автомобилей.

     Наиболее  важным экономическим показателем  при покупке является цена приобретения. В связи с инфляцией были установлены  фиксированные цены на автомобили в  долларах США (расчеты производятся в белорусских рублях по курсу  НБ РБ на момент оплаты). Причем в СНГ продукция РУП «МАЗ» самая дорогая.

     Это объясняется более высокими ремонтопригодностью  и надежностью, пробегом до капитального ремонта, чем у автомобилей производства стран СНГ. На западном рынке наши автомобили на порядок дешевле, хотя по качеству они немного уступают европейским конкурентам. Поэтому эта ниша может быть заполнена автомобилями МАЗ на западном рынке.

     В последнее время РУП «МАЗ»  сделал некоторые шаги в области  ценовой политики:

Информация о работе Совершенствование организации и управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия