Управление инновационной деятельностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью является выявление оптимальных вариантов организации инновационной деятельности на предприятии.
В рамках работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить содержание инновационной деятельности предприятия;
2. Рассмотреть виды инноваций;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью предприятия 5
1.1. Содержание инновационной деятельности предприятия 5
1.2. Виды инноваций 16
1.3. Цели инноваций и инновационные стратегии в организации 20
Глава 2. Управление инновационной деятельностью в Клинике «Илана» 24
2.1. Характеристика организации 24
2.2. Планирование создания инновации с применением методов сетевого планирования и управления (СПУ) 27
2.3. Оценка доходности инновационного проекта 32
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

производственный менеджмент.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

РБИУ 8. Управление инновационной  деятельностью предприятия

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь  используются и взаимодействуют  знания из областей техники, экономики  и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика.

Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет  возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность.

Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию  этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление  им.

Развитие организации  происходит путём освоения разнообразных  инноваций. Эти инновации могут затрагивать все сферы деятельности организации. Следует отметить, что любые достаточно серьёзные инновации в одной сфере деятельности организации, как правило, требуют незамедлительных изменений в сопряжённых участках, а иногда и общей перестройки организационных структур менеджмента.

Общая цель инновационной  деятельности фирмы выживание и  развитие компании путем выпуска  новых улучшенных видов продукции  совершенствования методов её производства, доставки и реализации.

Объектом работы выступает инновационная деятельность предприятия.

Предметом являются особенности  и закономерности формирования и  использования инновационной деятельности на предприятии.

Целью является выявление  оптимальных вариантов организации  инновационной деятельности на предприятии.

В рамках работы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить содержание инновационной деятельности предприятия;

2. Рассмотреть виды инноваций;

3. Определить цели инноваций;

4. Проанализировать управление инновационной деятельностью в Клинике «Илана».

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  управления инновационной деятельностью  предприятия

1.1. Содержание инновационной деятельности предприятия

 

Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий  по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

  • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;
  • подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
  • разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
  • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;
  • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
  • исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
  • подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
  • проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
  • организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

Инновационный процесс  включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся (рис. 1):

    • инициация инновации;
    • маркетинг инновации;
    • выпуск (производство) инновации;
    • реализация инновации;
    • продвижение инновации;
    • оценка экономической эффективности инновации;
    • диффузия (распространение) инновации.

 

 

Рис. 1. Структура инновационного процесса

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическомобосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т. д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок.

Затем производится продажа  инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Инновационный процесс  заканчивается диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio - распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в табл. 1.

Таблица 1 - Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной  деятельности

Факторы, способствующие инновационной  деятельности

Экономические, технологические

Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства.

Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.

Политические, правовые

Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства.

Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций 

Социально-психологические, культурные

Сопротивления переменам, которые  могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу.

Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение  возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический  климат в трудовом коллективе.

Организационно-управленческие

Устоявшаяся организационная структура  компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная  замкнутость, трудность межотраслевых  и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов.

Гибкость оргструктуры, демократичный  стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.


Продвижение инновации  представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

Предметные функции  менеджмента определяют содержание процесса управления инновациями и включают формирование целей инновационной деятельности, планирование инноваций, организацию работ и контроль за осуществлением инноваций. Взаимосвязь и логическая последовательность осуществления основных функций в процессе управления инновациями представлены на рис. 2.

Формирование  целей инновационной деятельности

Процесс управления в  соответствии с принципиальной схемой начинается с формирования системы  целей и задач инновационной  деятельности (или проекта) на определенный период времени. Цель в инновационном менеджменте — это требуемое или желаемое состояние инновационной системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик. Цель организации или деятельности должна устанавливать определенные ориентиры их развития на заданные в периоды времени. Таким образом, цель организации, с одной стороны, является результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой стороны, выступает ограничением для планируемых инновационных мероприятий. Процесс сформирования целей составляет одну из важнейших процедур инновационного менеджмента, являясь составной частью и исходным пунктом всех плановых расчетов в инновационной сфере.

Планирование как функция  инновационного менеджмента заключается  в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках.

Рис. 2. Взаимосвязь предметных функций инновационного менеджмента

 

Значение планирования инноваций состоит в том, что в ходе плановых расчетов обеспечивается: детализация целей инновационного предприятия и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей; установление состава реализуемых проектов; распределение заданий по участникам инновационных проектов; определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ и создание условий для выполнения заданий, установленных на каждый период времени. Необходимость планирования инноваций и усиление его роли в обеспечении конкурентоспособности организаций в современных условиях связаны с расширением масштабов и усложнением инновационных проектов; многовариантностью и вероятностным характером инновационных процессов; развитием специализации и расширением кооперации в инновационной сфере; расширением хозяйственной самостоятельности и повышением экономической ответственности организаций за результаты инновационной деятельности. Все перечисленное объективно требует проведения тщательной плановой проработки управленческих решений в инновациях. Этот вывод относится в равной степени как к малым инновационного предприятия, для которых успешная реализация запланированных проектов служит гарантией их жизнеспособности, так и к крупным инновационным предприятиям, для которых инновационные проекты выступают важным фактором стратегического успеха. В рамках целостной системы инновационного менеджмента планирование выполняет следующие основные задачи:

• структуризацию целей  инновационной деятельности и доведение  их до отдельных исполнителей;

• формированию программ мероприятий, научных, технических  и производственных задач, решение  которых обеспечит достижение установленных  целей развития;

• временную и пространственную взаимосвязь отдельных целей, подцелей, мероприятий и исполнителей;

• оценку материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых  для реализации принятых инновационных  программ;

• регулирование хода выполнения работ по инновационным  проектам. Структура и методы планирования инноваций должны учитывать такие  специфические черты этой сферы деятельности, как вероятностный характер содержания и результатов инноваций, масштабность последствий их реализации в народном хозяйстве, перспективность и долговременный характер последствий инноваций, длительный цикл работ, большое число участников и высокая сложность работ. Многообразие задач планирования в инновационном менеджменте предопределяет необходимость формирования в организациях целостных систем планирования, объединяющих различные виды планов в единый комплекс. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования. Реализация плановых заданий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, организации их согласованной деятельности.

Организация инноваций  составляет одну из важнейших функций инновационного менеджмента, осуществление которой является наиболее существенной частью деятельности руководителей всех уровней. Организация в инновационном менеджменте обеспечивает рациональное сочетание во времени и в пространстве всех элементов инновационного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. В этом качестве организация инноваций выступает средством исполнения плановых заданий и определяет условия, в которых они будут осуществляться. Это положение является очень важным, так как оно требует гибкой организации и динамичного изменения ее в зависимости от содержания тематики работ. Современная теория и практика инновационного менеджмента обладает большим разнообразием форм и видов организации инноваций.

Организационная структура  инноваций является весьма динамичным, гибко реагирующим на изменения  внешних и внутренних условий  элементом инновационного менеджмента. Нередко в рамках одного инновационного предприятия используется несколько различных типов организационных структур управления инновациями: для быстро развивающихся направлений техники и технологии создаются программные комплексы, а для традиционных видов продукции используется устойчивая штабная структура. Сочетание различных типов структур в рамках одной фирмы создает условия для рациональной пространственной организации инноваций.

Информация о работе Управление инновационной деятельностью предприятия