Управление инновационной деятельностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью является выявление оптимальных вариантов организации инновационной деятельности на предприятии.
В рамках работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить содержание инновационной деятельности предприятия;
2. Рассмотреть виды инноваций;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью предприятия 5
1.1. Содержание инновационной деятельности предприятия 5
1.2. Виды инноваций 16
1.3. Цели инноваций и инновационные стратегии в организации 20
Глава 2. Управление инновационной деятельностью в Клинике «Илана» 24
2.1. Характеристика организации 24
2.2. Планирование создания инновации с применением методов сетевого планирования и управления (СПУ) 27
2.3. Оценка доходности инновационного проекта 32
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

производственный менеджмент.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

воздействие отсутствовало;

низкая степень воздействия;

средняя степень воздействия;

высокая степень воздействия.

Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы.

Итак, цель – это результат, который необходимо получить. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, привлечение денежных средств, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок, поглощение других институтов, поднятие имиджа и т.п.

Инновации тесно связаны  с риском и с рисковым вложением  ка­питала, поэтому конечная цель инноваций – это оправдание риска и получение максимальной прибыли на все свои затраты (денег, времени, труда). Любое действие, связанное с риском, всегда целе­направленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным.

Реальные конкурентные преимущества товаропроизводителя на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Несмотря на их относительное разнообразие, можно утверждать, что важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации.

В рамках общей стратегии  организации можно выделить ее составляющие, одной из которых является инновационная  стратегия.

Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции, изменение внешней среды организации обуславливают повышение требований к содержанию ее политики, стратегии и тактики, к качеству менеджмента. В этой ситуации основным условием эффективности деятельности любого хозяйствующего субъекта становится уровень его реальной и потенциальной инновационности. Поэтому вполне логично определить инновационную стратегию как ключевое звено в организационной стратегии, не умаляя при этом роль и значение других ее элементов.

Инновационная стратегия  как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.

Содержание инновационной  стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.

Как показывает практика «характер» инновационной стратегии, реализуемой организацией, определяется рядом особенностей.

Особенности планирования проявляются в процессе определения  его реальных временных и количественных границ, принципов формирования и распределения всех видов ресурсов организации, возможностей применения различных приемов и методов управления нововведениями, известных из практики.

Суть особенностей финансового  регулирования составляют: принципы, критерии и факторы оценки эффективности инновационных программ, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с инновационной политикой организации, условия и конкретные формы распределения финансовых ресурсов между этапами инновационного процесса, отдельными исполнителями и т.п. Выявление особенностей организации работ и стимулирования персонала необходимо для обеспечения поступательности и непрерывности инновационного процесса, для активизации индивидуальной и коллективной творческой инициативы работников независимо от уровня квалификации и должностных обязанностей.

Специфика инновационной  стратегии организации зависит  от профиля ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направленности и объема, реализуемых  в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения. Оценивая инновационную стратегию организации, следует учитывать высокую зависимость перспектив ее развития от результатов деятельности предыдущих периодов, накопленного потенциала. Большое влияние на содержание и результаты инновационной стратегии оказывают интенсивность и качество взаимодействия между специализированными и профессиональными подразделениями.

Как известно, идентификация или определение стратегии - лишь начальный этап стратегического менеджмента. В целом стратегический

менеджмент инноваций может быть представлен схемой на рис. 4.


 

Ответственность за инновационную  стратегию, от которой зависит выживание  организации, лежит на управляющих, а задача высшего руководства – выявить управленческий потенциал для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои «внутренние» запасы управленческих талантов, устанавливать масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы. Но в любом случае приоритеты инновационной стратегии товаропроизводителя ограничиваются ее инновационным потенциалом в сфере производственной (основной) деятельности.

Глава 2. Управление инновационной деятельностью в Клинике «Илана»

2.1. Характеристика организации

Клиника «Илана» находится  по адресу г. Челябинск, ул. Комсомольский  проспект, 85.

Полное и сокращенное  наименование предприятия: Общество с  ограниченной ответственностью «Илана», ООО «Илана».

Миссия: дарить людям здоровье и красоту!

Клиника занимается оказанием  медицинских услуг: терапевтическая, ортопедическая, эстетическая стоматология; косметология; маникюр и педикюр; гинекология; массаж.

Услугами клиники пользуются люди среднего и выше среднего достатка разного возраста.

Проанализировав работу Клиники в целом, мы выявили некоторые  слабые стороны организации: 

  1. большая конкуренция
  2. текучесть кадров
  3. студия загорожена остановочным комплексом
  4. низкий спрос на услуги массажиста.

Но в то же время  есть и сильные стороны:

  1. удобное месторасположение
  2. высококвалифицированный персонал
  3. использование марочных товаров
  4. широкий спектр услуг
  5. гибкая система скидок
  6. широкий круг постоянных клиентов
  7. гибкий график работы
  8. престижное заведение

 

Изучив сильные и слабые стороны, мы приходим к выводу, что заметно явное преобладание сильных сторон над слабыми. Таким образом, Клиника «Илана» достаточно успешное и конкурентоспособное предприятие и, не смотря на все слабые стороны, будет продолжать свое развитие и открывать новые возможности, что в свою очередь добавит Клинике новых сильных сторон. Все это будет производиться с целью:  

– получения дополнительной прибыли;

- усовершенствования  работы Клиники, ее структуры;

– увеличения финансовой устойчивости предприятия;

– выход на новые сегменты рынка;

– расширение услуг;

– повышение качества услуг;

– повышение конкурентоспособности  предприятия;

 

Итак, проанализировав  текущее состояние Клиники «Илана», мы определили основную проблему организации  – это низкий спрос на услуги массажиста. Для устранения данной проблемы необходимо введение инновации в массажные услуги Клиники - омолаживающий массаж с применением алмазной крошки. Алмазная крошка лучше скрабирует кожу, она дает лучший эффект. То есть, это можно назвать даже не скрабирующим эффектом. Это именно шлифовка. Данная услуга является «ноу – хау» в городе Челябинске и будет пока проводиться только в Клинике «Илана».

Но ввести данную услугу будет не так-то просто. На данном этапе  мы выявили следующие проблемы:

1. отсутствие специалиста,  который будет делать данный  массаж;

2. высокая себестоимость  алмазной крошки;

3. привлечение клиентов  для массажа;

4. отсутствие оборудования  для проведения данного вида  процедуры;

5. трудности с поставками  алмазной крошки, так как данная продукция еще не востребована на российском рынке и является «ноу – хау».

Для решения данных проблем  мы поставили следующие задачи:

1. Найти специалиста  дерматокосметолога, который пройдет  специализацию по данной процедуре,  чтобы в дальнейшем получить сертификат и лицензию, чтобы на законных основаниях заниматься данным видом деятельности;

2. Купить оборудование  для проведения данного вида  процедуры;

3. Получить разрешение  и заключение санитарно-эпидемиологической  службы города Челябинска для лицензирования;

4. Получить разрешение  районной пожарной инспекции  для лицензирования;

5. Заключить договор  на техническое обслуживание  оборудования;

6. Наладить систему  поставок алмазной крошки с  производителями в городе Москва.

7. Предоставление поставщиками сертификата качества алмазной крошки;

8. Заключить договор  утилизации использованной алмазной  крошки;

9. Дать рекламу в  журнал «Выбирай», «Покупай лучшее»,  бегущую строку на телевидении.

Патентообладателем, то есть лицом, которому принадлежит патент на изобретение, на применение алмазной крошки в омолаживающем массаже является московская фирма «Бьюти лайн».

Патент на изобретение - документ, выдаваемый компетентным государственным  органом и удостоверяющий: приоритет  изобретения, авторство и исключительное право на изобретение. Действует в пределах территории того государства, ведомство которого его выдало. Фирма «Бьюти лайн» имеет лицензию на право обучения  только специалистов дерматокосметологов и право выдачи им соответствующих сертификатов государственного образца. Имея данный сертификат, дерматокосметологи  обязаны пролицензироваться по месту работы, чтобы на законной, правовой основе заниматься данным видом деятельности.

Но в то же время  дерматокосметолог сам не имеет  права обучать данному виду деятельности. Если он не выполняет это условие, то Росздравмеднадзор имеет право отозвать лицензию данного специалиста, тем самым лишив его права на трудовую деятельность в этой области.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что знания и навыки специалиста, полученные во время обучения в московской фирме «Бьюти лайн» являются объектом коммерческой тайны.

Существуют следующие  критерии отнесения информации любого характера к коммерческой или  служебной тайне:

  • наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности в силу неизвестности ее третьим лицам;
  • отсутствие свободного доступа к этой информации на законном основании;
  • принятие обладателем этой информации мер к охране ее конфиденциальности.

 

2.2. Планирование создания инновации с применением методов сетевого планирования и управления (СПУ)

Инновационное планирование и управление организацией – весьма сложный процесс. В этом случае целесообразно  применение специальных методов  сетевого планирования и управления (СПУ). Применение методов СПУ требует предварительно решить несколько вопросов:

  • Чётко определить перечень работ.
  • Определить продолжительность выполнения каждой работы.
  • Чётко определить все временные взаимосвязи предстоящих работ, то есть определить после завершения каких работ может быть начата j-я работа.
  • Определить трудоёмкость каждой работы и потребность в других ресурсах по каждой работе.
  • Для определения перечня работ и их продолжительности предварительно составим структурный план выполнения работы.

 

Структурный план работы

 

Раздел I – Исследование организации:

  • Принятие решения по созданию и внедрению нововведений;
  • Разработка полного перечня ИП, ранжированного по видам;
  • Анализ предложений специалистов;
  • Провести анализ статистики прошлых заказов;
  • Провести анализ сильных и слабых сторон оказываемых услуг, рассчитать прибыльность каждой услуги;
  • Провести маркетинговое исследование рынка, выявить потребности в новых видах услуг;
  • Обновление оборудования, используемого при проведении массажа
  • Определить состояние нормативной базы по созданию и охране ИП на всех уровнях;
  • Провести аудит и учет созданной и находящейся в производстве ИП;
  • Формирование перечня приоритетных направлений по предоставлению новых услуг с указанием стратегических направлений развития деятельности;
  • Обучение персонала новым приемам в создании рекламы, модным направлениям;
  • Исправление ошибок учета ИП и профилактика будущих ошибок;
  • Выявить информацию и разработки, являющиеся коммерческой тайной;
  • Сформировать перечень объектов собственности предприятия, а также объектов авторского права
  • Проанализировать результаты оценки новых направлений деятельности.

Информация о работе Управление инновационной деятельностью предприятия