Управление инновационной деятельностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью является выявление оптимальных вариантов организации инновационной деятельности на предприятии.
В рамках работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить содержание инновационной деятельности предприятия;
2. Рассмотреть виды инноваций;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления инновационной деятельностью предприятия 5
1.1. Содержание инновационной деятельности предприятия 5
1.2. Виды инноваций 16
1.3. Цели инноваций и инновационные стратегии в организации 20
Глава 2. Управление инновационной деятельностью в Клинике «Илана» 24
2.1. Характеристика организации 24
2.2. Планирование создания инновации с применением методов сетевого планирования и управления (СПУ) 27
2.3. Оценка доходности инновационного проекта 32
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

производственный менеджмент.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Различные формы организации  инновационных процессов составляют реальный инструментарий для подготовки организационных решений. Они могут  носить формальный или неформальный характер. Формальная организация инноваций базируется, как правило, на формализованных, методически обоснованных расчетах и закрепляется в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников инновационных процессов. Одна из существенных особенностей инновационного менеджмента заключается в том, что в нем важное место занимает  неформальная организация. К неформальной организации относятся спонтанно возникающие вследствие неопределенного характера инноваций отношения я между людьми и структурами в процессе выполнения инновационных проектов. Значительные научные и практические результаты в инновационной сфере могут достигаться в процессе неформального общения и сотрудничества ученых и специалистов, развития научных школ и движений, проведения форумов, симпозиумов и научных конференций. Новые возможности неформальной организации инноваций связаны с развитием современных информационных технологий и глобальных международных информационных систем.

Контроль как предметная функция менеджмента завершает  управленческий цикл в инновациях и  таким  образом гарантирует эффективность  осуществления всех остальных функций.

Сущность контроля в  инновационном менеджменте заключается  в том, что он  обеспечивает выполнение установленных плановых заданий, направленных на безусловное достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях. В задачи контроля входят:

• сбор и систематизация информации о состоянии инновационной  деятельности и ее результатах;

• оценка состояния и  полученных результатов деятельности;

• анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности;

• подготовка и реализация решений, направленных на достижение намеченных целей развития.

В системном представлении  контроль выполняет функцию обратной связи в процессе управления инновациями: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления. Наличие обратной связи выступает обязательным условием завершенности системы управления. Контроль в ней формируется как целостная подсистема, имеющая свое организационное построение, исполнительные органы, методы осуществления оценки, анализа и выработки решений, а также свою информационную базу. В соответствии с требованиями эффективного менеджмента система контроля на предприятии должна предусматривать осуществление различных видов контрольной деятельности. Принципиальное значение для организации контроля на предприятии имеют следующие признаки: цели контроля, предметная область, масштабы и формы контроля (рис. 3).

Рис. 3. Виды контроля инноваций

Стратегический контроль составляет содержание деятельности высшего  менеджмента на ИП и предусматривает  учет, оценку и анализ результатов  разработки и реализации перспективной  концепции развития инноваций. Он осуществляется как на стадии формирования стратегии, так и ходе ее реализации. Стратегический контроль концентрируется на жизненно важных аспектах политики инновационного предприятия: маркетинге, научно-технических прогнозах, продуктово-тематическом портфеле. При организации и проведении стратегического контроля используются методы качественных оценок, сравнительного анализа тенденций, международных сопоставлений.

Оперативный контроль составляет содержание деятельности в большей  степени среднего и низшего менеджмента на инновационного предприятия. Он нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых инновационных процессов и имеет целью обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами оперативного контроля выступают тематические и производственные задания, сроки проведения работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью инновационного предприятия затраты.

Финансовый контроль инноваций ориентирован на конечные экономические результаты деятельности инновационного предприятия. Объектами  контроля являются такие показатели, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние инновационного предприятия, а также отдельных проектов (платежеспособность и ликвидность). Финансовый контроль проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой на инновационного предприятия организационной структурой. Наряду с общим контролем по ИП он обязательно организуется по отдельным подразделениям или так называемым центрам ответственности и центрам прибыли. : международной практике финансовый контроль осуществляется в рамках злостной контроллинговой системы.

Административный контроль инноваций на инновационного предприятия  также имеет иерархическую структуру, но распространяется в первую очередь не на результативные параметры, а на управление инновациями. Объектами административного контроля выступают проекты в целом и их отдельные части, плановые задания, сроки и поставки, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы и тематических планов исследований и разработок. Административный контроль охватывает как стратегическую, так и оперативную составляющие инновационного менеджмента. В основе организации административного контроля на инновационного предприятия должны лежать специально создаваемые стандартные системы учета и отчетности по всем уровням управления.

Формы и масштабы управленческого  контроля инновациями зависят от двух существенных факторов: от субъектов  контроля и конкретной задачи его организации. Каждое инновационного предприятия организует самостоятельно систему внутреннего контроля за инновационной деятельностью, которая должна обеспечить менеджмент всех уровней информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Кроме того, инновационного предприятия как самостоятельный субъект хозяйствования является объектом контроля со стороны внешних контрольных органов: вышестоящей организации, государственных или международных контрольных органов (финансовых, природоохранных, правовых и пр.). Внутренний ли внешний контроль инноваций может носить тотальный (полный) или выборочный характер. Полный контроль строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре инновационного предприятия. Выборочный контроль организуется обычно как разовое мероприятие, имеющее целевой характер проверки состояния работ по отдельному проекту, качества продукции, соблюдения нормативных требований, научно-технического уровня разработок и пр.

1.2. Виды инноваций

Для управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и  технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые  инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны для  рынка инновации делятся на:

а) новые для отрасли  в мире;

б) новые для отрасли  в стране;

в) новые для данного  предприятия (группы предприятий).

По месту инноваций  в системе (на предприятии) можно  выделить:

а) инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

б) инновации «на выходе»  предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

в) инновации системной  структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

а) радикальные (базовые);

б) улучшающие;

в) модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций  отличаются друг от друга по степени  охвата стадий жизненного цикла.

Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация  инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

1) технологические; 2) производственные; 3) экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области управления.

Достаточно полную классификация  инноваций предложил А. И. Пригожин:

1. По распространенности:

  • единичные
  • диффузные.

Диффузия - это распространение  уже однажды освоенного новшества  в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном  цикле:

  • сырьевые
  • обеспечивающие (связывающие)
  • продуктовые

3. По преемственности:

  • замещающие
  • отменяющие
  • возвратные
  • открывающие
  • ретровведения

4. По охвату:

  • локальные
  • системные
  • стратегические

5. По инновационному  потенциалу и степени новизны:

  • радикальные
  • комбинаторные
  • совершенствующие

Два последних направления  классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

С.Д. Ильенкова справедливо  отмечает, что выдающееся инновационное  исследование было выполнено в 20-х  гг. ушедшего века российским ученым Н.Д. Кондратьевым – автором теории больших  циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности  циклов и разработал модели циклических коротких (продолжительность 3–3,5 года), торгово-промышленных (средних) циклов (7–11 лет), больших циклов (48–55 лет).

Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих  основных частей: эмпирическое доказательство «большой модели цикла», некоторые эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение, или теория больших циклов конъюнктуры.

Для обоснования больших  циклов им проанализирован обширный фактический материал – статистические данные четырех ведущих капиталистических стран: Англии, Франции, Германии, США. Исследовалась динамика цен, процент на капитал, заработная плата, объем внешней торговли, а также производство основных видов продукции промышленности по индексам общемирового производства. В результате проведенные по данным, охватывавшим период 140 лет, исследования показали наличие циклических волн продолжительностью 48–55 лет.

1.3. Цели инноваций и инновационные стратегии в организации

 

Цели инновационной деятельности:

  • замена снятой с производства устаревшей продукции (услуг); улучшение качества продукции, услуг; расширение ассортимента продукции, видов услуг; сохранение и расширение традиционных рынков сбыта; создание новых рынков сбыта в России, в других странах; обеспечение соответствия современным правилам и стандартам;
  • повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса;
  • рост производственных мощностей;
  • сокращение затрат на заработную плату, материальных затрат, энергозатрат;
  • снижение загрязнения окружающей среды;
  • улучшение условий труда.

Перечисленные основные цели инновационной деятельности, осуществлявшейся в организации в течение последних трех лет, оцениваются по степени их влияния на развитие организации:

Информация о работе Управление инновационной деятельностью предприятия