Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблем и разработка путей совершенствования управления инновационной деятельностью РУП «МТЗ».
Достижение поставленной в курсовой работе цели потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
определить понятие инноваций, их классификацию;
исследовать сущность управления инновационной деятельностью;
проанализировать организационную структуру управления инновационной деятельностью на предприятии;
оценить инновационный потенциал и инновационную активность
предприятия;
предложить пути совершенствования управления инновационной деятельностью;
рассчитать экономический эффект от реализации предлагаемых мероприятий.
Современная экономика характеризуется усилением конкуренции как на мировом, так и на национальных рынках, что вынуждает предприятия, фирмы искать новые направления деятельности, внедрять прогрессивные методы корпоративного управления. Инновационный путь развития в современных условиях - основной и единственно способный вывести отечественную промышленность из кризиса. Внедрение инноваций стало ключевым фактором успеха в рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг.
Управление
инновационной деятельностью
Анализ состояния управления предприятиями, ориентированными на формирование и использование инновационного потенциала, свидетельствует о том, что сложившаяся система управления не соответствует в полной мере современным требованиям хозяйственной практики. Доля отечественных предприятий, эффективно управляющих технологическими инновациями, которые оказывают значительное влияние на качество как производственного процесса, так и конечной продукции, катастрофически мало.
Таким образом, определяющее значение инновационной деятельности для экономического развития, ее наивысший стратегический приоритет во многих случаях сочетаются с неэффективностью применяемых на практике методов управления инновациями. Это определяет актуальность выбранной темы.
Объектом исследования данной курсовой работы является РУП «Минский тракторный завод» («МТЗ») – предприятие широко известно в странах СНГ и во всем мире как производитель колесных тракторов.
Предметом исследования данной курсовой работы является инновационная деятельность РУП «МТЗ».
Целью курсовой работы является изучение проблем и разработка путей совершенствования управления инновационной деятельностью РУП «МТЗ». Достижение поставленной в курсовой работе цели потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
предприятия;
В качестве информационной базы написания курсовой работы послужили: годовые отчёты РУП «МТЗ» и пояснительная записка к ним за 2007–2009 гг.; бухгалтерский баланс предприятия и отчёт о прибылях и убытках за 2007–2009 гг.; бизнес-план работы предприятия; положение о научно-техническом центре (НТЦ), иная документация, отражающая состояние управления инновационной деятельностью предприятия.
В курсовой работе раскрыты теоретические основы управления инновационной деятельностью, отражены достижения отечественных и зарубежных предприятий в этой области, произведен анализ и обобщение информации, характеризующей производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
В процессе выполнения курсовой работы использовались научные методы экономического анализа и синтеза, сравнения, относительных величин, диалектический метод и др.
Под инновацией (англ. «innovation» – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия [2, с.17].
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом [2, с.17].
Термин «инновация» впервые был введен Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Согласно Шумпетеру, инновация является одним из главных двигателей, генераторов прибыли. Чаще всего инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, изменением перспектив рынка.
За последующие
почти сто лет по мере развития
экономики понятие «инновация»
приобрело более широкий смысл
и относится теперь не только к
области технологии производства, а
распространяется на организационные,
финансовые и любые другие методы,
которые содействуют
Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа [4, с.94].
Как следует из определения, инновация как экономическая категория может быть представлена:
Инновации принято классифицировать по ряду признаков.
Классификация инноваций по степени новизны. С этих позиций выделяются радикальные (базисные) инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.
По причинам возникновения выделяют реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; стратегические инновации – это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе [6, с.321].
В промышленности различают два типа инновации: продуктовые и процессные инновации. Продуктовые инновации – разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Такие инновации могут быть основаны на радикально новых, либо на объединении ранее существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок. Продуктовая инновация подразумевает производство абсолютно технологически новых или технологически усовершенствованных продуктов. Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей в организации продукции, но могут предназначаться также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов [7].
Следует
различать инновации и
Комплексный
характер инноваций, их многосторонность
и разнообразие областей и способов
использования требуют
В таблице
1.1 предложен классификатор
Таблица 1.1 – Классификация инноваций
Классификационный признак |
Классификационные группировки |
Область применения инноваций |
Управленческие, организационные, социальные, промышленные ит. д. |
Этапы НТП, результатом которых стали инновации |
Научные, технические, технологические, конструкторские, информационные |
Степень интенсивности |
«Бум», равномерная, слабая, массовая |
Темпы осуществления инноваций |
Быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные |
Масштабы инноваций |
Трансконтинентальные, региональные, крупные, средние |
Результативность инноваций |
Высокая, низкая, стабильная |
Эффективность инноваций |
Экономическая, социальная, экологическая, интегральная |
Инновации, различающиеся по этапам НТП, весьма своеобразны, а именно:
Различные
виды инноваций находятся в тесной
взаимосвязи и предъявляют
Информация о работе Управление инновационной деятельностью на предприятии