Управление инновационной деятельностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение проблем и разработка путей совершенствования управления инновационной деятельностью РУП «МТЗ».
Достижение поставленной в курсовой работе цели потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
определить понятие инноваций, их классификацию;
исследовать сущность управления инновационной деятельностью;
проанализировать организационную структуру управления инновационной деятельностью на предприятии;
оценить инновационный потенциал и инновационную активность
предприятия;
предложить пути совершенствования управления инновационной деятельностью;
рассчитать экономический эффект от реализации предлагаемых мероприятий.

Файлы: 1 файл

Курсовая УО переделанная(моя).docx

— 339.41 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экономика характеризуется усилением конкуренции как на мировом, так и на национальных рынках, что вынуждает предприятия, фирмы искать новые направления деятельности, внедрять прогрессивные методы корпоративного управления. Инновационный путь развития в современных условиях - основной и единственно способный вывести отечественную промышленность из кризиса. Внедрение инноваций стало ключевым фактором успеха в рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг.

Управление  инновационной деятельностью предприятия  и повышение его эффективности  играет очень важную роль и является неотъемлемым элементом в жизнедеятельности  любого предприятия вне зависимости  от сферы его деятельности. Без  эффективного управления инновационной  деятельностью предприятие не сможет быть конкурентоспособным и удержать свое место на рынке. Поэтому одной  из главных задач современного предприятия  является поиск и внедрение инноваций, в частности: покупка нового или  модернизация старого оборудования; разработка новой продукции (услуг); внедрение новых технологий. Также  является немаловажным принятие управленческих решений, направленных на повышение  эффективности управления инновационной  деятельностью.

Анализ состояния управления предприятиями, ориентированными на формирование и  использование инновационного потенциала, свидетельствует о том, что сложившаяся система управления не соответствует в полной мере современным требованиям хозяйственной практики. Доля отечественных предприятий, эффективно управляющих технологическими инновациями, которые оказывают значительное влияние на качество как производственного процесса, так и конечной продукции, катастрофически мало.

Таким образом, определяющее значение инновационной  деятельности для экономического развития, ее наивысший стратегический приоритет  во многих случаях сочетаются с неэффективностью применяемых на практике методов  управления инновациями. Это определяет актуальность выбранной темы.

Объектом исследования данной курсовой работы является РУП «Минский тракторный завод» («МТЗ») – предприятие широко известно в странах СНГ и во всем мире как производитель колесных тракторов.

Предметом исследования данной курсовой работы является инновационная деятельность РУП «МТЗ».

Целью курсовой работы является изучение проблем и разработка путей совершенствования управления инновационной деятельностью РУП «МТЗ».  Достижение поставленной в курсовой работе цели потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:

  • определить понятие инноваций, их классификацию;
  • исследовать сущность управления инновационной деятельностью;
  • проанализировать организационную структуру управления инновационной деятельностью на предприятии;
  • оценить инновационный потенциал и инновационную активность

предприятия;

  • предложить пути совершенствования управления инновационной деятельностью;
  • рассчитать экономический эффект от реализации предлагаемых мероприятий.

В качестве информационной базы написания курсовой работы послужили: годовые отчёты РУП «МТЗ» и пояснительная записка к ним за 2007–2009 гг.; бухгалтерский баланс предприятия и отчёт о прибылях и убытках за 2007–2009 гг.; бизнес-план работы предприятия; положение о научно-техническом центре (НТЦ), иная документация, отражающая состояние управления инновационной деятельностью предприятия.

В курсовой работе раскрыты теоретические основы управления инновационной деятельностью, отражены достижения отечественных и зарубежных предприятий в этой области, произведен анализ и обобщение информации, характеризующей производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

В процессе выполнения курсовой работы использовались научные методы экономического анализа и синтеза, сравнения, относительных величин, диалектический метод и др.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОНННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность и содержание  инноваций и инновационной деятельности

 

Под инновацией (англ. «innovation» – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия [2, с.17].

Под новшеством понимается новый порядок, новый  метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом [2, с.17].

Термин  «инновация» впервые был введен Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. Согласно Шумпетеру, инновация является одним из главных двигателей, генераторов прибыли. Чаще всего инновация генерируется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, изменением перспектив рынка.

За последующие  почти сто лет по мере развития экономики понятие «инновация»  приобрело более широкий смысл  и относится теперь не только к  области технологии производства, а  распространяется на организационные, финансовые и любые другие методы, которые содействуют функционированию предприятия. Инновациями называют новшества в области управления кадрами, кассовых расчетов, торговой политики, использования функциональных структур [7, с.88].

Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа [4, с.94].

Как следует  из определения, инновация как экономическая  категория может быть представлена:

  • во-первых, как результат стадии создания, в рамках которой происходит материализация, воплощение в практику новых идей, открытий и изобретений, новых научных решений, патентов, информации и других интеллектуальных новшеств. Этот результат обычно проявляется в виде продукта или процесса;
  • во-вторых, как новшество, способное удовлетворять рыночный спрос, т.е. обладающее коммерческой реализуемостью. В этом случае новшество принимает товарную форму и соответственно выступает как товар на рынке инноваций, где и происходит коммерциализация новшеств.
  • в-третьих, как фактор производственного процесса, постоянно возобновляемый и по сути неисчерпаемый. Это находит свое выражение во внедрении новой техники и технологии, в изменении организационных структур, методов управления и т.д. В результате использования прогрессивных новшеств производственная система переходит на новый, более высокий уровень, повышает эффективность своего функционирования;
  • в-четвертых, как эффект вследствие использования нововведений. Эффект может быть самый различный: технический, социальный, экономический и т.д. Экономический эффект на микроуровне проявляется в приросте прибыли предприятия, что способствует дальнейшей капитализации. На макроуровне экономический эффект выражается прежде всего в достижении основной цели общества – повышении качества жизни нации в целом [5, с.71].

Инновации принято классифицировать по ряду признаков.

Классификация инноваций по степени новизны. С этих позиций выделяются радикальные (базисные) инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.

По причинам возникновения выделяют реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; стратегические инновации – это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе [6, с.321].

В промышленности различают два типа инновации: продуктовые  и процессные инновации. Продуктовые инновации – разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Такие инновации могут быть основаны на радикально новых, либо на объединении ранее существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок. Продуктовая инновация подразумевает производство абсолютно технологически новых или технологически усовершенствованных продуктов. Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей в организации продукции, но могут предназначаться также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов [7].

Следует различать инновации и несущественные видоизменения продуктов и технологических  процессов (так называемые псевдоинновации) под которыми подразумеваются эстетические, а также незначительные технические  или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного  изделия и входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации.

В таблице 1.1 предложен классификатор инноваций, использование которого позволит оценивать  их конкретнее, объективнее, более комплексно подмечать их результативность и  определять направления инновационного процесса, требующие корректировки  или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать  методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса [8].

Таблица 1.1 – Классификация инноваций

Классификационный признак

Классификационные группировки

Область применения инноваций

Управленческие, организационные, социальные, промышленные ит. д.

Этапы НТП, результатом которых стали  инновации

Научные, технические, технологические, конструкторские, информационные

Степень интенсивности

«Бум», равномерная, слабая, массовая

Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные

Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, региональные, крупные, средние

Результативность инноваций

Высокая, низкая, стабильная

Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная


 

Инновации, различающиеся по этапам НТП, весьма своеобразны, а именно:

  • технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
  • технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
  • организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
  • информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
  • социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры [9, с.96].

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические  требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические  инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия  для управленческих инноваций, поскольку  вносят изменения в организацию  производства. Приведенные классификации  свидетельствуют о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы  организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности также должны отличаться многообразием.

Информация о работе Управление инновационной деятельностью на предприятии