Управление инновационной деятельностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение проблем и разработка путей совершенствования управления инновационной деятельностью РУП «МТЗ».
Достижение поставленной в курсовой работе цели потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
определить понятие инноваций, их классификацию;
исследовать сущность управления инновационной деятельностью;
проанализировать организационную структуру управления инновационной деятельностью на предприятии;
оценить инновационный потенциал и инновационную активность
предприятия;
предложить пути совершенствования управления инновационной деятельностью;
рассчитать экономический эффект от реализации предлагаемых мероприятий.

Файлы: 1 файл

Курсовая УО переделанная(моя).docx

— 339.41 Кб (Скачать)

При организации  инновационной деятельности, как  правило, сначала формируется научно-производственная структура фирмы, а затем, как  производная от нее, строится структура управления инновациями. Организационные структуры предприятия отличаются значительным разнообразием. Выбор конкретной организационной формы зависит от таких объективных факторов, как масштабы инновационной деятельности, широта инновационного профиля фирмы, специфика выпускаемой продукции или оказываемых услуг, уровень кооперации и полнота инновационного цикла осуществляемых работ.

Организационная структура инноваций является очень  динамичным, гибко реагирующим на изменения внешних и внутренних условий, элементом инновационного менеджмента. Нередко, в рамках одного предприятия используется несколько  различных типов организационных  структур управления инновациями: для  быстро развивающихся направлений  техники и технологии создаются  программные комплексы, а для  традиционных видов продукции используется устойчивая штабная структура. Сочетание  различных типов структур в рамках одной фирмы создает условия  для наиболее рациональной пространственной организации инноваций.

Вторая  задача организации инноваций заключается  в сочетании всех элементов инновационного процесса во времени, т.е. в определении наиболее рациональной последовательности и сроков выполнения работ по проектам. На решение этой задачи оказывает влияние содержание самих проектов, состав участников и имеющихся ресурсов, организационная структура предприятия и многие другие факторы. Организация инноваций во времени включает структуризацию самих инновационных проектов, подготовку кооперации предприятия с другими фирмами и координацию их деятельности, доведение отдельных заданий до исполнителей, обеспечение равномерной и достаточно высокой загрузки всех участников работ по проектам с целью их своевременного и экономного выполнения. Организация инновационных процессов во времени тесно связана с оперативным планированием инноваций [16].

В инновационном  менеджменте используются различные  формы организации инноваций. Под  формами организации принято  понимать способы функционирования и сочетания в пространстве и  во времени элементов инновационных  процессов. По своей сути формы организации  инноваций представляют собой различные  способы разделения труда при  проведении инновационных проектов. Различают такие формы организации  инноваций, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация характеризует процесс сосредоточения инноваций определенного профиля в крупных инновационных предприятиях. Стремление к концентрации инновационной деятельности наряду с процессами распространения малого и среднего инновационного бизнеса отражает естественный рыночный фактор инвестирования средств в наиболее перспективные сферы бизнеса и в жизненно важные для предприятия виды деятельности

Специализация как форма организации инноваций используется при построении организационных структур предприятия и реализуется путем ограничения его инновационного профиля, а также закрепления за подразделениями определенных видов работ или продуктов. При этом широта инновационного профили может быть различной в зависимости от темпов прогресса и стабильности инновационной ситуации в области специализации предприятия. В быстро развивающихся областях инновационной деятельности с высоким уровнем коммерческого риска широко используются диверсификационные формы организации инноваций, предусматривающие широкий профиль специализации фирмы. Специализация при формировании организационных структур создает лишь потенциальные условия для эффективной работы предприятия. Для реализации этого потенциала на предприятии должны осуществляться эффективные кооперация и координация деятельности отдельных служб и подразделении [14, с.95].

Кооперирование  при проведении инновационных проектов в международной практике стало  важной формой организации инноваций  в современных условиях. Кооперирование как следствие специализации  предприятия и сложности осуществляемых проектов проявляется в углублении межфирменного сотрудничества, развитии международной координации в  инновационной сфере, осуществлении  масштабных научно-производственных программ.

Комбинирование при организации инноваций проявляется в создании и функционировании на предприятии сопутствующих производств и инновационных процессов, основанных на уже полученных результатах или вторичном использовании сырья, энергии и материалов. Значительный дополнительный эффект получают фирмы, которые организуют на основе базовых исследований и технологий дополнительные аппликационные исследования, имеющие своей целью поиск новых сфер применения уже полученных результатов и осуществленных инноваций.

Перечисленные формы организации инновационных  процессов составляют реальный инструментарий для подготовки организационных  решений. Они могут носить формальный или неформальный характер. Формальная организация инноваций базируется, как правило, на формализованных, методически  обоснованных расчетах и закрепляется в нормативных актах, соглашениях  и положениях, регламентирующих права  и ответственность каждого из участников инновационных процессов. Одна из существенных особенностей инновационного менеджмента заключается в том, что в нем важное место занимает неформальная организация. К неформальной организации относятся спонтанно  возникающие вследствие неопределенного  характера инноваций отношения  между людьми и структурами в  процессе выполнения инновационных  проектов. Значительные научные и  практические результаты в инновационной  сфере могут достигаться в  процессе неформального общения  и сотрудничества ученых и специалистов, развития научных школ и движений, деятельности форумов, работы симпозиумов  и научных конференций. Новые  возможности неформальной организации  инноваций связаны с развитием  современных информационных технологий и глобальных международных информационных систем [8,с.95].

Контроль как предметная функция  менеджмента завершает управленческий цикл в инновациях и таким образом обеспечивает эффективность осуществления всех остальных функций. Сущность контроля в инновационном менеджменте состоит в том, что он обеспечивает выполнение установленных плановых заданий, направленных на безусловное достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях.

В задачи контроля входят:

сбор  и систематизация информации о состоянии  инновационной деятельности и ее результатах;

  • оценка состояния и полученных результатов деятельности;
  • анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности;
  • подготовка и реализация решений, направленных на достижение намеченных целей развития.

В системном  представлении контроль выполняет  функцию обратной связи в процессе управления инновациями: информационные потоки в нем направлены от объекта  к субъекту управления. Наличие обратной связи выступает обязательным условием завершенности системы управления. Контроль в ней формируется как  целостная подсистема, имеющая свое организационное построение, исполнительные органы, методы осуществления оценки, анализа и выработки решений, а также свою информационную базу. В соответствии с требованиями эффективного менеджмента система контроля на предприятии должна предусматривать  осуществление различных видов  контрольной деятельности. Принципиальное значение для организации контроля на предприятии имеют следующие  признаки: цель контроля, предметная область, масштабы и форма контроля (рисунок 1.3) [15].

 

Рисунок 1.3 – Виды контроля инноваций

Стратегический  контроль составляет содержание деятельности высшего менеджмента на предприятии и предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития инноваций. Он осуществляется как на стадии формирования стратегии, так и в ходе ее реализации. Стратегический контроль концентрируется на жизненно важных аспектах политики предприятия: маркетинге, научно-технических прогнозах, продуктово-тематическом портфеле. При организации и проведении стратегического контроля используются методы качественных оценок, сравнительного анализа тенденций, международных сопоставлений.

Оперативный контроль составляет содержание деятельности в большей степени среднего и низшего менеджмента на предприятии. Он нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых инновационных процессов и имеет своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами оперативного контроля выступают тематические и производственные задания, сроки проведения работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью предприятия затраты. При организации и осуществлении оперативного контроля используются чаше всего методы количественного учета и анализа состояния инновационных проектов.

Все виды управленческого контроля на предприятии  по предметному признаку подразделяются на финансовые и административные.

Финансовый  контроль инноваций ориентирован на конечные экономические результаты деятельности предприятия. Объектами контроля при этом являются такие показатели, как прибыль, издержки производства, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние предприятия и отдельных проектов (платежеспособность и ликвидность). Финансовый контроль проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой на предприятии организационной структурой.

Административный  контроль инноваций на предприятии также имеет иерархическую структуру, но распространяется и первую очередь не на результативные параметры, а на управление инновациями. Объектами административного контроля выступают проекты в целом и их отдельные части, плановые задания, сроки и поставки, ситуация в коллективах исполнителей, выполнении производственной программы и тематических планов исследований и разработок. Административный контроль охватывает как стратегическую, так и опера тинную составляющие инновационного менеджмента, в основе организации административного контроля на предприятии должны лежать специально создаваемые стандартные системы учета и отчетности по всем уровням управления [15].

Формы и  масштабы управленческого контроля инновациями зависят от двух существенных факторов: от субъектов контроля и  конкретной задачи его организации. Каждое предприятие организует самостоятельно систему внутреннего контроля за инновационной деятельностью, которая должна обеспечить менеджмент всех уровней информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Кроме того, предприятие как самостоятельный субъект хозяйствования является объектом контроля со стороны внешних контрольных органов: вышестоящей организации, государственных или международных контрольных органов (финансовых, природоохранных, правовых и проч.). Внутренний или внешний контроль инноваций может носить тотальный (полный) или выборочный характер. Полный контроль строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре предприятия. Выборочный контроль организуется обычно как разовое мероприятие, имеющее целевой характер проверки состояния работ по отдельному проекту, качества продукции, соблюдения нормативных требований, научно-технического уровня разработок и прочее. Разнообразные виды и формы контроля на предприятии позволяют создавать целостную систему эффективного руководства инновационной деятельностью, в которой централизованное управление оптимально сочетается с научной и хозяйственной самостоятельностью и инициативой структурных звеньев [16].

Рассмотренные основные функции управления инновациями  и порядок их осуществления отражают общую технологическую схему  инновационного менеджмента. Они в  одинаковой степени необходимы и  в рамках стратегического, и в  рамках оперативного менеджмента. Каждая из пары взаимосвязанных предметных функций представляет собой замкнутый  контур управленческих решений, функционирующий  в цикле «цель-средство». В первом контуре «цель – планирование» процесс планирования завершается при условии, что предусмотренные мероприятия и запланированные ресурсы, безусловно, обеспечивают достижение установленных целей развития. В противном случае требуется корректировать сформулированные первоначально цели развития. На втором этапе в контуре «планирование-организация» осуществляется поиск таких организационных решений, которые бы обеспечили безусловное и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий. И наконец, в третьем контуре «организация – контроль» в принятых организационных условиях осуществляется непрерывный контроль за ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих рассогласований.

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РУП «МТЗ»

2.1 Характеристика предприятия  и основных направлений его  деятельности

 

Республиканское Унитарное предприятие «Минский тракторный завод» – одно из крупнейших предприятий, производящих сельскохозяйственную технику, как в странах СНГ, так и среди ведущих мировых производителей.

РУП «Минский тракторный завод» (МТЗ) было основано 29 мая 1946 года. К производству известных в мире тракторов «Беларус» завод шел поэтапно. Первой продукцией завода стал пусковой двигатель ПД-10. Затем появились гусеничные машины КД-35. Только в 1953 году началось производство трактора МТЗ-2 на пневматических шинах, что и определило дальнейшую специализацию предприятия.

В 1954 году была разработана конструкция трелевочного трактора ТДТ-40. Он предназначался для вывозки хлыстов с лесосеки, использовался на лесосплавах и для различных транспортных работ в условиях бездорожья.

С 1961 г. было налажено производство универсального колесного трактора МТЗ-50, чуть позже – МТЗ-52. С постановкой на производство тракторов МТЗ-50/52 началось интенсивное развитие экспорта как по объему, так и по географии поставок. К 1975 экспорт достиг более 18000 тракторов в год.

В 1974 году начался серийный выпуск более мощного  и высокопроизводительного трактора МТЗ-80. Это самая массовая модель трактора в мире.

С 1978 года Минский тракторный завод приступил  к созданию мини-техники. Были разработаны  и поставлены на производство мотоблоки  мощностью 5, 6, 8, 12 л.с. (МТЗ-05, МТЗ-06, МТЗ-08БС, МТЗ-12), 4-х колесные минитракторы МТЗ-082 мощностью 12 л.с.

Информация о работе Управление инновационной деятельностью на предприятии