Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа
Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Введение 3
1 Сущность инновационного менеджмента 5
1.1 Структурные элементы инновационного менеджмента 6
1.2 Компоненты инновационного процесса, методы и способы управления инновациями 8
2 Роль мотивации в инновационной деятельности 11
2.1 Стадии и технологическая последовательность процесса мотивации 15
2.2 Анализ существующей системы стимулирования работников в повышении инновационной активности на предприятии 17
3 Оценка экономической эффективности внедрения инноваций 25
3.1 Система показателей оценки инновационных решений 28
3.2 Финансово-экономическая оценка инновационных решений 30
Задание 6.3. Формирование продуктовой стратегии предприятия на основе матрицы БКГ 40
Задание 6.4. Принятие решения о выборе стратегии по выпуску продукции 52
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Министерство образования
Белорусский национальный технический университет
Кафедра «Экономика и организация
машиностроительного
Курсовая работа
по дисциплине: «Менеджмент»
на тему: «Управление системой стимулирования инновационной деятельности на промышленном предприятии»
Проверил:
Костюкевич Е.Н.
Выполнилa:
Фролова Г.Н.
2011
Содержание
Введение 3
1 Сущность инновационного менеджмента 5
1.1 Структурные
элементы инновационного
1.2 Компоненты
инновационного процесса, методы
и способы управления
2 Роль мотивации
в инновационной деятельности 1
2.1 Стадии
и технологическая
2.2 Анализ
существующей системы
3 Оценка экономической
эффективности внедрения
3.1 Система
показателей оценки
3.2 Финансово-экономическая
оценка инновационных решений 3
Задание 6.3. Формирование
продуктовой стратегии
Задание 6.4. Принятие решения о выборе стратегии по выпуску продукции 52
Заключение 60
Список использованной литературы 61
В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основой экономического развития.
Инновационный процесс представляет
собой подготовку и осуществление
инновационных изменений и
Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Для рыночной экономики характерна
конкуренция самостоятельных
Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах, создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки.
В условиях современного развития общества успех любого предприятия, достижение им прибылей или убытков, его рост и процветание или упадок и загнивание практически полностью зависит от того, насколько грамотен, профессионален и эффективен руководитель, стоящий во главе этого предприятия, т.е. менеджер.
Чтобы добиться успеха менеджер должен, во-первых, определить стратегические цели и систему ценностей фирмы; во-вторых, выбрать стратегии достижения, необходимые для реализации стратегических целей; в третьих, реализовать стратегические программы, используя систему вознаграждения по результату; вчетвертых, использовать технологии эффективного менеджмента и психофизические технологии эффективной коммуникации; впятых, сбалансировать стратегический и ситуационный ресурсы персонала фирмы, что необходимо для долговременного успеха.
Современный менеджер
должен уделять огромное
Успех современного экономического развития во многом зависит от коренных изменений в технологическом способе производства и его воздействии в конечном итоге на весь экономический потенциал общества. Сегодня на смену концепциям и пинципам традиционного менеджмента приходят новые модели инновационного управления- инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент -
одно из направлений стратегического
управления, осуществляемого на высшем
уровне руководства компанией. Его
целью является определение основных
направлений научно-
В управленческой литературе
инновационный менеджмент рассматривается
как наука и искусство
Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется н теоретических положениях общего менеджмента.
Вид деятельности и процесс
принятия управленческих решений
в инновационном менеджменте
можно представить как
Аппарат управления в инновационном менеджменте предполагает структурное оформление инновационной среды, инновационные процессы в которой осуществляются людьми, сознательно координирующими деятельность для достижения поставленных целей.
Основная цель инновационного менеджмента- обеспечение долговременного функционирования предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.
Инновационный менеджмент разрабатывается на основе маркетинговых исследований, финансового анализа, анализа структуры персонала и внутренней культуры и имиджа фирмы. На основе этих данных определяются приоритетные направления деятельности на рынке и создаются новации (идеи). Затем с помощью НИОКР разрабатываются новые виды деятельности или товары (технологии) - инновации. После их оценки с точки зрения экономической эффективности начинается процесс создания нового продукта или внедрения технологии. После этого данный товар (технология) выводится на узкий сегмент рынка с целью его тестирования, по результатам которого принимается решение о внедрении его в массовое производство. От слаженности работы данных этапов зависит оперативность внедрения инноваций и эффективность работы предприятия в изменяющихся условиях.
Рисунок 1- Структурные элементы инновационного процесса
Предмет инновации -это вид нового оборудования, техники, технологии, сырья, материалов, использование которых обеспечивает требуемое улучшение целевых характеристик удовлетворения общественной потребности
Предмет инновации является фактором улучшения функциональных характеристик субъекта инновации и тем самым служит более полному удовлетворению потребностей общества в производимых им продуктов и услуг.
Предметом управление инновациями
являются изменения с целью
внедрения и использования
Управление инновациями представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение новых целей на базе применения научных, организационных ресурсов. Управление инновациями в профессиональной деятельности менеджеров предприятий и организаций является новым направлением. Большинство предпринимательских структур обращает пристальное внимание на управления инновациями. В функции управления инновациями включены формирование программ и целей, прогнозы результатов инновационной деятельности, контроль за изменениями в области инноваций. На высоком уровне находится спрос на нововведения, когда экономика развивается по новому типу, включая различные управления инновациями. Возможности реализации нововведений определяют производственно-технические факторы. В управление инновациями включено также управление инновационными проектами, обновление инновационного потенциала предприятия. Для управления инновациями применяются новшества для реализации и активизации инновационных процессов, которые используются для реализации крупных проектов и последующих разработок. В области разработок применяются новые инновации.
Технология (греч. techne - искусство, мастерство + logos - слово, понятие, учение) управления инновациями представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций.
Инновационный процесс представляет собой последовательную цепь преобразований, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, услуги или организационно- экономических решений и распространяется при практическом использовании.
Первичным этапом инновации является творческий акт создания идеи, имеющий вероятностный характер и связанный с возникновением новшества. Как творческий акт, он труднопрогнозируемый, базируется на накопленных зданиях и мгновенных озарениях, мыслительных процессах и интуитивных догадках. На последующих этапах идее придаётся материальная форма новшества и изобретения , доказывается возможность реализации идеи. На последующих этапах материализуются идеи, информации, конструкторские и технологические разработки в нововведение.
Инновационный процесс охватывает цепи научных, технических и других идей до их реализации на коммерческой основе.
Инновационные процессы в
основном связаны с рыночными
отношениями, так как основная масса
инноваций реализуется
Таким образом, инновационный процесс можно определить как комплекс последовательных действий от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания потребителем.
Инновационная деятельность
сводится к использованию и
Процесс управления инновационной
деятельностью осуществляется в
зависимости от характера поставленных
задач и предусматривает
Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.
Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.
К этим элементам относятся:
Структура инновационного процесса выглядит следующим образом
Рисунок 2- Структура инновационного процесса