Управление системой стимулирования инновационной деятельности на промышленном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность инновационного менеджмента 5
1.1 Структурные элементы инновационного менеджмента 6
1.2 Компоненты инновационного процесса, методы и способы управления инновациями 8
2 Роль мотивации в инновационной деятельности 11
2.1 Стадии и технологическая последовательность процесса мотивации 15
2.2 Анализ существующей системы стимулирования работников в повышении инновационной активности на предприятии 17
3 Оценка экономической эффективности внедрения инноваций 25
3.1 Система показателей оценки инновационных решений 28
3.2 Финансово-экономическая оценка инновационных решений 30
Задание 6.3. Формирование продуктовой стратегии предприятия на основе матрицы БКГ 40
Задание 6.4. Принятие решения о выборе стратегии по выпуску продукции 52
Заключение 60
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

Курсовой по менеджменту Фроловой.docx

— 811.16 Кб (Скачать)

 

Министерство образования республики Беларусь

Белорусский национальный технический  университет

Кафедра  «Экономика и организация  машиностроительного производства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Менеджмент»

 

 

на тему: «Управление системой стимулирования инновационной деятельности на промышленном предприятии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:                                                                         ст. преподаватель                              

       Костюкевич Е.Н.

 

Выполнилa:                                                          студентка гр. 103218

               Фролова Г.Н.

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

Содержание

 

Введение 3

1 Сущность  инновационного менеджмента 5

1.1 Структурные  элементы инновационного менеджмента 6

1.2 Компоненты  инновационного процесса, методы  и способы управления инновациями 8

2 Роль мотивации  в инновационной деятельности 11

2.1 Стадии  и технологическая последовательность  процесса мотивации 15

2.2 Анализ  существующей системы стимулирования  работников в повышении инновационной  активности на предприятии 17

3 Оценка экономической  эффективности внедрения  инноваций 25

3.1 Система  показателей оценки инновационных  решений 28

3.2 Финансово-экономическая  оценка инновационных решений 30

Задание 6.3. Формирование продуктовой стратегии предприятия  на основе матрицы БКГ 40

Задание 6.4. Принятие решения о выборе стратегии по выпуску продукции 52

Заключение 60

Список использованной литературы 61

 

Введение

В научно-технической и  социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление  инновационных изменений и состоит  из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет  диффузия – распространение во времени  уже однажды освоенной  и использованной инновации в новых условиях или  местах применения. Инновационный процесс  имеет циклический характер. Эти  моменты необходимо учитывать при  создании гибких систем организации  и управления экономикой.

Современные инновационные  процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные  менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованной в  обновлении продукции, наличии рынка конкурирующих  нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором  участвуют инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры  могут действовать в различных  организационных структурах, создавая творческие коллективы, занимаясь поиском  и распространением новшеств, формированием  портфеля заказов на научные исследования и разработки.

В условиях современного развития общества успех любого предприятия, достижение им прибылей или убытков, его рост и процветание или  упадок и загнивание практически  полностью зависит от того, насколько  грамотен, профессионален и эффективен руководитель, стоящий во главе этого  предприятия, т.е. менеджер.

 Чтобы добиться успеха менеджер должен, во-первых, определить стратегические цели и систему ценностей фирмы; во-вторых, выбрать стратегии достижения, необходимые для реализации стратегических целей; в третьих, реализовать стратегические программы, используя систему вознаграждения по результату; в﷓четвертых, использовать технологии эффективного менеджмента и психофизические технологии эффективной коммуникации; в﷓пятых, сбалансировать стратегический и ситуационный ресурсы персонала фирмы, что необходимо для долговременного успеха.

 Современный менеджер  должен уделять огромное внимание  человеческим ресурсам (персоналу  организации). Применение разнообразных  способов вознаграждения и налаживание  эффективных коммуникаций с сотрудниками  могут принести гораздо больший  эффект, чем это может показаться  на первый взгляд. Профессиональное  применение на практике всего  комплекса стратегий, технологий  и тактик, постоянное повышение  уровня управленческой культуры, стремление к самоутверждению  и вложение средств в персонал и идеи невозможно, на наш взгляд, без активного творческого подхода и внедрения инновационных приемов.  

 

1 Сущность инновационного  менеджмента

 Успех современного экономического развития во многом зависит от коренных изменений в технологическом способе производства и его воздействии в конечном итоге на весь экономический потенциал общества. Сегодня на смену концепциям и пинципам традиционного менеджмента приходят новые модели инновационного управления- инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его  целью является определение основных направлений научно-технической  и производственной деятельности фирмы  в следующих областях:

  • разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);
  • модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции;
  • дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;
  • снятие с производства устаревшей продукции.

В управленческой литературе инновационный менеджмент рассматривается  как наука и искусство управления инновациями, вид деятельности и  процесс принятия управленческих решений, аппарат управления инновациями.

Как наука и искусство  управления инновационный менеджмент базируется н теоретических положениях общего менеджмента.

Вид деятельности и процесс  принятия  управленческих решений  в инновационном менеджменте  можно представить как совокупность функций и процедур, составляющих общий технологический процесс  управления инновациями на предприятии.

Аппарат управления в инновационном  менеджменте предполагает структурное  оформление инновационной среды, инновационные  процессы в которой осуществляются людьми, сознательно координирующими  деятельность для достижения поставленных целей.

Основная цель инновационного менеджмента- обеспечение долговременного функционирования предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.

Инновационный менеджмент разрабатывается  на основе маркетинговых исследований, финансового анализа, анализа структуры  персонала и внутренней культуры и имиджа фирмы. На основе этих данных определяются приоритетные направления  деятельности на рынке и создаются  новации (идеи). Затем с помощью  НИОКР разрабатываются новые  виды деятельности или товары (технологии) - инновации. После их оценки с точки  зрения экономической эффективности  начинается процесс создания нового продукта или внедрения технологии. После этого данный товар (технология) выводится на узкий сегмент рынка  с целью его тестирования, по результатам  которого принимается решение о  внедрении его в массовое производство. От слаженности работы данных этапов зависит оперативность внедрения инноваций и эффективность работы предприятия в изменяющихся условиях.

    • Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
    • разработку планов и программ инновационной деятельности;
    • наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
    • рассмотрение проектов создания новых продуктов;
    • проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
    • обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
    • обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
    • создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.

1.1 Структурные элементы  инновационного менеджмента


 


 

 

           

                 

 

 

 

 

Рисунок 1- Структурные элементы инновационного процесса

 

Предмет инновации -это  вид нового оборудования, техники, технологии, сырья, материалов, использование которых обеспечивает требуемое улучшение целевых характеристик удовлетворения общественной потребности

Предмет инновации является фактором улучшения функциональных характеристик субъекта инновации  и тем самым служит более полному  удовлетворению потребностей общества в производимых им продуктов и услуг.

Предметом  управление инновациями  являются  изменения с целью  внедрения и использования новых  видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационной  деятельности предприятия. Управление инновациями — ключ к поддержанию  высокой эффективности производства.

Управление инновациями представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение новых целей на базе применения научных, организационных ресурсов. Управление инновациями в профессиональной деятельности менеджеров предприятий и организаций является новым направлением. Большинство предпринимательских структур обращает пристальное внимание на управления инновациями. В функции управления инновациями включены формирование программ и целей, прогнозы результатов инновационной деятельности, контроль за изменениями в области инноваций. На высоком уровне находится спрос на нововведения, когда экономика развивается по новому типу, включая различные управления инновациями. Возможности реализации нововведений определяют производственно-технические факторы. В управление инновациями включено также управление инновационными проектами, обновление инновационного потенциала предприятия. Для управления инновациями применяются новшества для реализации и активизации инновационных процессов, которые используются для реализации крупных проектов и последующих разработок. В области разработок применяются новые инновации.

Технология (греч. techne - искусство, мастерство + logos - слово, понятие, учение) управления инновациями представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций.

 

 

 

 

 

1.2 Компоненты инновационного  процесса, методы и способы управления  инновациями

Инновационный процесс представляет собой последовательную цепь преобразований, в ходе которых новшество вызревает  от идеи до конкретного продукта, технологии, услуги или организационно- экономических решений и распространяется при практическом использовании.

Первичным этапом инновации  является творческий акт создания идеи, имеющий вероятностный характер и связанный с возникновением новшества. Как творческий акт, он труднопрогнозируемый, базируется на накопленных зданиях и мгновенных озарениях, мыслительных процессах и интуитивных догадках. На последующих этапах идее придаётся материальная форма новшества и изобретения , доказывается возможность реализации идеи. На последующих этапах материализуются идеи, информации, конструкторские и технологические разработки в нововведение.

Инновационный процесс охватывает цепи научных, технических и других идей до их реализации на коммерческой основе.

Инновационные процессы в  основном связаны с рыночными  отношениями, так как основная масса  инноваций реализуется предпринимательскими структурами как средство решения  производственных и коммерческих задач.

Таким образом, инновационный  процесс можно определить как  комплекс последовательных действий от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания потребителем.

Инновационная деятельность сводится к использованию и коммерциализации результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и повышения качества выпускаемой  продукции, услуг, совершенствования  технологии их изготовления с последующим  внедрением и успешной реализации на рынке.

Процесс управления инновационной  деятельностью осуществляется в  зависимости от характера поставленных задач и предусматривает программно-целевые, матричные и бригадные формы  организации управления.

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему  распространению результатов.

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых  в единую последовательную цепочку  образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся:

  • инициация инновации;
  • маркетинг инновации;
  • выпуск (производство) инновации;
  • реализация инновации;
  • продвижение инновации;
  • оценка экономической эффективности инновации;
  • диффузия (распространение) инновации.

 

Структура инновационного процесса выглядит следующим образом

 

 

Рисунок 2- Структура инновационного процесса

Информация о работе Управление системой стимулирования инновационной деятельности на промышленном предприятии