Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа
Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Введение 3
1 Сущность инновационного менеджмента 5
1.1 Структурные элементы инновационного менеджмента 6
1.2 Компоненты инновационного процесса, методы и способы управления инновациями 8
2 Роль мотивации в инновационной деятельности 11
2.1 Стадии и технологическая последовательность процесса мотивации 15
2.2 Анализ существующей системы стимулирования работников в повышении инновационной активности на предприятии 17
3 Оценка экономической эффективности внедрения инноваций 25
3.1 Система показателей оценки инновационных решений 28
3.2 Финансово-экономическая оценка инновационных решений 30
Задание 6.3. Формирование продуктовой стратегии предприятия на основе матрицы БКГ 40
Задание 6.4. Принятие решения о выборе стратегии по выпуску продукции 52
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определённую работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает ли устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Знание логики процесса
мотивации не даёт
Следующим важным фактором
является изменчивость мотивационного
процесса. Характер мотивационного процесса
зависит от того, какие потребности
инициируют его. Однако сами потребности
находятся между собой в
Ещё одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и непредсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.
Цель системы стимулирования
– направлять действия работников
на достижение целей и задач предприятия.
Она должна создавать и поддерживать
такие организационные условия,
в которых работники будут
стремиться к «правильному»
В идеале система стимулирования должна сформировать такие условия, в которых сотрудники работают «хорошо» (дают максимальный результат по таким параметрам работы, как качество, объем и скорость выполнения) исходя из своих внутренних побуждений, а не по внешнему принуждению. Однако в реальном бизнесе эта задача практически не достижима, так как не все работники «находятся на своем месте» (выполняют работу в соответствии со своими склонностями) и не все работы имеют интересное содержание. Поэтому, чтобы система стимулирования была сбалансированной, в нее необходимо включить как позитивные элементы воздействия, так и отрицательные стимулы.
Задача позитивных элементов (мотиваторов) – вызывать и поддерживать у работников положительное отношение к работе, которое способствует повышению качества и производительности труда, а также подкреплять желательное производственное поведение.
Задача отрицательных стимулов – очертить границы дозволенного, поставить рамки, за которые работникам заходить нельзя.
К мотиваторам наиболее часто относят такие факторы, как:
1.достижение (качественная деятельность) - факт успешного завершения рабочего задания, выполнение запланированных показателей, разрешения проблем, возможность увидеть результаты своего труда .Этот фактор оказывает сильное влияние на мотивацию работника, однако, его эффект – краткосрочный.
2.признание. Важное условие эффективности действия признания как мотиватора – наличие реального достижения в работе человека. Факт признания демонстрирует работнику, что его достижения были замечены и оценены по достоинству. Источником признания могут выступать: непосредственный руководитель, вышестоящее начальство, коллеги, клиенты, общественность, подчиненные. Средствами выражения признания могут быть: устная похвала или письменная благодарность (это промежуточные стимулы, имеющие краткосрочный мотивирующий эффект, они показывают, что работник движется в верном направлении), продвижение по службе (оказывает долгосрочный мотивирующий эффект), увеличение размера вознаграждения или награждение ценным подарком, предоставление нового более сложного рабочего задания. Важно, чтобы средство выражения признания было значимым для работника.
3.содержание работы (внутренние аспекты работы) - характеристики работы, от которых человек испытывает удовлетворение и позитивные эмоции (например, такие параметры работы, как ее творческий характер, сложность и разнообразность заданий, возможность выполнять задание от начала до конца и т.д.). Данный фактор оказывает долгосрочный мотивирующий эффект.
4.ответственность - реальное положение работника в иерархии организации. Оно характеризуется такими параметрами, как: возможность работать без постоянного наблюдения со стороны начальства, отвечать за свои действия и результаты, нести ответственность за работу, выполняемую другими людьми; поручение более сложных заданий (без формального продвижения по службе), самоорганизация в удовлетворении потребностей клиента, право на прямое общение с клиентом/ лицом, принимающим решения; возможность управления ресурсами (например, мини-бюджетами), право подписи (для идентификации исполнителя работы). Данный фактор оказывает долгосрочный мотивирующий эффект.
5.продвижение по службе - реальные изменения в официальном статусе или положении работника на предприятии. Оно часто сопровождается у человека такими ощущениями, как: профессиональный и личностный рост, признание, успех и ответственность.
6.профессиональный рост – возможность совершенствовать и развивать свои компетенции.
7.заработная плата. Деньги, зарабатываемые в качестве прямого вознаграждения за выдающиеся личные достижения, становятся подкреплением мотивов признание и достижение.
К отрицательным стимулам относят:
При разработке подсистемы отрицательного стимулирования необходимо учитывать следующие правила:
Кроме мотиваторов и отрицательных воздействий система стимулирования должна контролировать действие «гигиенических факторов». Задача управления «трудовой гигиеной» – профилактика возникновения неудовлетворенности у работников. Хорошее состояние гигиенических факторов не увеличивает производительности труда, а просто сводит недовольство работников к нулю, плохое же их состояние снижает работоспособность.
К «гигиене» относят факторы контекста (условий, в которых осуществляется работа):
Рассмотрим разработку методов стимулирования работников ОАО «Минский подшипниковый завод».
Одним из наименее затратных
и наиболее эффективных направлений
повышения эффективности
Следует уделять внимание на обучение всего персонала ОАО «МПЗ», воспитывать его в рамках концепции устойчивого развития. Для этого необходимо доводить до сознания каждого работника важность и необходимость выполняемых им обязанностей, стимулировать приобретение им новых навыков и освоение новых технологий, не сковывать инициативу и творчество работников, повышать активность человеческих ресурсов.
Это достигается методами
как материального, так и
В сфере повышения
эффективности использования
– лишение части
премии в случае
– в случае длительной
безостановочной работы
– при наличии
– при проведении
ремонта в сроки, которые ниже
нормативных – дополнительное
премирование ремонтных
Также могут использоваться
следующие моральные стимулы:
объявление благодарности,
Реализация всех
Таблица 1 -Экономический
эффект от реализации мероприятий по
улучшению использования
Мероприятие |
Прирост товарной продукции, млн. р. |
Дополнительная прибыль, млн. р. |
Прирост фондоотдачи |
Модернизация шлифовального оборудования (САСЛ-600) |
2113,3 |
1416,24 |
0,14 |
Увеличение годового фонда |
1360,0 |
980 |
1,18 |
Итого: |
3 473,3 |
2 396,24 |
1,32 |
При внедрении этих мероприятий получаем суммарное увеличение показателя фондоотдачи на 1,32 руб.
Общая сумма прироста
прибыли в результате
Проведем расчет
Основу оценки эффективности
мероприятий составляет
Основными показателями эффективности инвестиционного проекта являются: