Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа
Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Введение 3
1 Сущность инновационного менеджмента 5
1.1 Структурные элементы инновационного менеджмента 6
1.2 Компоненты инновационного процесса, методы и способы управления инновациями 8
2 Роль мотивации в инновационной деятельности 11
2.1 Стадии и технологическая последовательность процесса мотивации 15
2.2 Анализ существующей системы стимулирования работников в повышении инновационной активности на предприятии 17
3 Оценка экономической эффективности внедрения инноваций 25
3.1 Система показателей оценки инновационных решений 28
3.2 Финансово-экономическая оценка инновационных решений 30
Задание 6.3. Формирование продуктовой стратегии предприятия на основе матрицы БКГ 40
Задание 6.4. Принятие решения о выборе стратегии по выпуску продукции 52
Заключение 60
Список использованной литературы 61
При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений:
Таблица 3.5. Набор вероятных продуктовых стратегий:
Сегмент Матрицы |
№ продукта |
Стратегические рекомендации |
Дикие кошки |
5 |
Увеличивать долю рынка за счет инвестиций (как собственных средств, так и за счет привлечения кредитов). При этом необходимо учитывать, что:
|
7 |
Необходимо провести дополнительные исследования для определения необходимости дальнейшего производства товара. При этом необходимо учитывать, что для данного продукта:
| |
1 (на границе) |
Увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций. данный продукт сбалансирован по издержкам; при снижении предприятием объёма выпуска менее, чем на 92 %- организация будет получать прибыль при уменьшении объёмов продаж на 1%, прибыль сократиться на 8 % | |
Звезды |
3 |
Увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций
при снижении объема производства на 1 %, прибыль предприятия сократится на 2,72 %. |
8 |
Увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций. Необходимо выявить
при снижении объема производства на 1 %, прибыль предприятия сократится на 2,57 %. | |
Дойные коровы |
6 |
Необходимо осуществлять дальнейшую поддержку, т.к.:
Избыток денег направить на поддержание продуктов №1,3,4,8 |
4 (на границе) |
Увеличить объем реализации,
оберегать и укреплять за счет
дополнительных инвестиций (в первую
очередь можно пустить
при снижении объема производства на 1 %, прибыль предприятия сократится на 1,49 %. | |
Собаки |
9 |
Следует вывести из рынка ,т.к. :
поэтому можно убрать продукт из продуктового портфеля. Высвободившиеся средства можно направить на укрепления продукта №7. |
2 |
Уменьшить объем реализации, т.к.:
темпы роста рынка самые низкие (0,7). |
В результате определения возможных стратегий развития продуктов изобразить желаемое перемещение СЗХ в соответствии с выбранными стратегиями, а также указать источники инвестирования ( см. рисунок 7).
Рисунок 7- Матрица БКГ с планируемым перемещением СЗХ
Оценку гибкости имеющегося портфеля проводят по:
а) степени концентрации продаж (прибыли) в отдельных СЗХ (считается, что чем больше концентрация доходов (прибыли) в одной или нескольких СЗХ и ниже их уровень в других – тем потенциально ниже гибкость стратегических позиций предприятия). Например, СЗХ №1 и 4 образуют 63,7% выручки от реализации, остальные СЗХ – 36,3% выручки. Следовательно, руководству фирмы нужно обратить внимание на относительно низкую гибкость продуктового портфеля.;
Рисунок 8- Кумулятивная гистограмма доходов от реализации
б) реакции портфеля на воздействие внешней среды.
Факторами потенциального воздействия внешней среды на предприятие могут быть:
Для обеспечения эффективной деятельности предприятия , стабильного состояния на рынке или расширения своей доли на нём, обеспечения конкурентоспособности своей продукции предприятию необходимо разрабатывать эффективную стратегию своего развития.
Основное направление стратегии предприятия- изменение структуры продуктового портфеля и перераспределение денежных средств.
В результате анализа продуктового портфеля предприятия, были предложены направления по его усовершенствованию:
При этом наибольший запас финансовой прочности имеет продукт №1 (93%), наименьший –продукт №5(7%).
Наибольший риск для предприятия связан с производством продукта №5, т.к. уменьшение объёма производства на 1 %, приведет к изменению прибыли на 15,17%
Предприятие не может существовать долгое время, не обновляя ассортимента выпускаемой продукции. Новинку можно получить, купив ее целиком у стороннего разработчика, либо создав у себя новый вид изделий. Как в одном, так и в другом случае предприятие должно иметь программу выбора и разработки новых изделий. Начальный этап программы связан с исследованиями рынка, на котором предполагается реализация новинки. Эти исследования являются одним из важнейших условий на пути предприятия к успеху. Среди проблем, которые должны быть рассмотрены, можно выделить:
а) определение спроса и возможностей рынка;
б) конкуренцию и другие силы, действующие во внешнем окружении: информацию о возможных покупателях, изменении экономической ситуации в стране и уровне международного сотрудничества, тенденцию развития данного вида продукции, тенденции покупательского спроса и т. д.
Данные, полученные на входе исследований, позволяют наметить стратегические цели развития предприятия и оперативно корректировать его текущую деятельность. Однако следует отметить, что наиболее жизненными оказываются идеи, вытекающие из научно-производственных возможностей предприятия. Именно они позволяют реализовать сильные и скомпенсировать слабые его стороны.
Таким образом, предприятие принимает решение по выпуску новой продукции, учитывая состояние объективных условий, в которых оно существует (например, экономическая ситуация в стране, уровень конкуренции на рынке и т. д.), и внутренние факторы, характеризующие его потенциальные возможности по выпуску продукции (научный, технический, экономический потенциал).
В зависимости от прогноза состояния объективных условий выделяют:
1. Выбор решения в условиях достоверности, когда точно известно состояние объективных условий, в которых будет работать предприятие.
2. Выбор решения в условиях риска, когда возможны несколько состояний объективных условий и руководство с достаточной степенью доверия прогнозирует вероятность их возникновения.
3. Выбор решения в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность возникновения различных состояний объективных условий или степень доверия к таким оценкам очень низка.
Выбор решения в условиях достоверности — наиболее простой случай. Предприятию точно известны все внешние факторы, в которых оно будет работать. Выбор ограничивается тем вариантом продукции, который обеспечивает получение наилучшего результата (максимальная прибыль или максимальная выручка и пр.).
Выбор решения в условиях риска предполагает оценку вероятности возникновения объективных условий рj. Результаты расчета удобно представить в виде матрицы, в которой по горизонтальной линии указаны объективные условия осуществления анализируемых стратегий (или варианты выпуска продукции в пределах одной стратегии) Уj а по вертикальной линии перечисляются стратегии Si. Вероятности вносят в матрицу, что позволяет подсчитать по каждой стратегии математическое ожидание результата Мi (как правило, прибыли), получаемого предприятием при реализации стратегии Si, и сделать выбор.
Мi = Рj * Пij
где Мi — математическое ожидание прибыли по стратегии i; рi — вероятность появления объективного условия j;Пij — прибыль, получаемая предприятием при реализации стратегии Si и состоянии объективных условий Уj.
Исходные данные: Предприятие разработало несколько вариантов нового продукта: S1, S2 , S3 и S4. Возможная прибыль от реализации (в млрд. руб.) в зависимости от экономической ситуации в стране приведена в табл. 4.1.
Таблица 4.1. Матрица возможных доходов, млрд. руб.***
Стратегии предприятия по разработке продукции |
Экономическая ситуация | |
не изменится |
улучшится | |
S1 |
13,3 |
77,3 |
S2 |
33,3 |
52,3 |
S3 |
37,3 |
47,3 |
S4 |
57,3 |
15,3 |
Задание :
1) Определить
какой вариант стратегии
2) Определить
вариант производства
3) Используя данные
табл. 4.1, определить, какую стратегию
следует выбрать, если за
4) На основе
графического анализа
5) Предположить,
что данные табл. 4.1 представляют
вместо предполагаемой прибыли
- затраты предприятия.
Рекомендации к решению:
1. Внесем вероятности
возникновения объективных
Таблица 4.3 Матрица результатов
У1 |
У2 |
Расчёт математического ожидания прибыли | |
S1 |
13,3 |
77,3 |
13,3*0,6+77,3*0,4= 38,9 |
S2 |
33,3 |
52,3 |
33,3*0,6+52,3*0,4= 40,9 |
S3 |
37,3 |
47,3 |
37,3*0,6+47,3*0,4=41,3 |
S4 |
57,3 |
15,3 |
57,3*0,6+15,3*0,4=40,5 |
Вероятность |
0,6 |
0,4 |
Получение максимального результата обеспечивает стратегия S2, т. е. необходимо модернизировать существующую на предприятии продукцию.
2. Как установлено выше,
выбор в условиях риска
Рисунок 9- Оптимальные границы реализации стратегий
Прямой линией на графике показана величина прибыли по Si стратегии при различных значениях р(У1). Оптимальной будет стратегия, имеющая наиболее высокое значение прибыли — при данном значении вероятности р(У1).