Управление системой стимулирования инновационной деятельности на промышленном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность инновационного менеджмента 5
1.1 Структурные элементы инновационного менеджмента 6
1.2 Компоненты инновационного процесса, методы и способы управления инновациями 8
2 Роль мотивации в инновационной деятельности 11
2.1 Стадии и технологическая последовательность процесса мотивации 15
2.2 Анализ существующей системы стимулирования работников в повышении инновационной активности на предприятии 17
3 Оценка экономической эффективности внедрения инноваций 25
3.1 Система показателей оценки инновационных решений 28
3.2 Финансово-экономическая оценка инновационных решений 30
Задание 6.3. Формирование продуктовой стратегии предприятия на основе матрицы БКГ 40
Задание 6.4. Принятие решения о выборе стратегии по выпуску продукции 52
Заключение 60
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

Курсовой по менеджменту Фроловой.docx

— 811.16 Кб (Скачать)

ЧТО? Что конкретно необходимо предпринять в случае возникновения  рисковой ситуации? Что следует иметь  ввиду, приступая к ликвидации последствий рисковой ситуации? Ответ на этот вопрос содержит также ограничения и запрет на определенные шаги по устранению рисков.

КТО? Кто должен принимать  участие в мероприятиях по снижению данного риска и процедуре  разрешения рисковой ситуации? Здесь  приводится персональный перечень лиц, непосредственно несущих ответственность  за деятельность по управлению риска. Следует иметь ввиду, что этот список формируется преимущественно за счет участников проекта, в него не включается риск-менеджер (поскольку он должен выполняет лишь функции организации и координации), в исключительных случаях он может предусматривать привлечение дополнительного персонала, внешних консультантов и экспертов.

КОГДА? Когда следует проводить  мероприятия по профилактике и снижению рисков? При ответе на этот вопрос представляется расписание или график выполнения запланированных  мероприятий по управлению рисками.

СКОЛЬКО? Сколько материальных и финансовых средств выделено на управление рисками, в каком объеме доступны ресурсы всех видов для  разрешения рисковой ситуации. При  ответе на этот вопрос составляется финансовый план по управлению рисками.

Пример рисковых ситуаций, которые могут быть включены в  данный перечень наиболее существенных рисков:

  1. Снижение объемов реализации при оказании новой услуги вследствие сокращения платежеспособного спроса;
  2. Рост арендной платы за дополнительное офисное помещение;
  3. Возрастание стоимости приобретаемого компьютерного оборудования, программного обеспечения, офисной мебели;
  4. Вынужденное снижение тарифа на совершение 1 операции в условиях жесткой конкуренции;
  5. Рост цены капитала под влиянием увеличения ставки рефинансирования.

Оценка эффективности  инновации по критерию рисков основана на том, что по 3 - 4 наиболее существенным рискам производится анализ устойчивости и чувствительности экономических  характеристик к возникновению  рисковых ситуаций. Под устойчивостью  понимается предельное негативное значение анализируемого показателя, при котором  сохраняется экономическая целесообразность реализации инновации.

3.1 Система показателей  оценки инновационных решений

Для многих компаний в настоящее  время способность изменяться, а  также изменять свои услуги и поведение  на рынке становится ключевым фактором успеха. Поэтому значение инновационной  составляющей в деятельности компаний растет, а разработка показателей  оценки эффективности инноваций  относится сегодня к числу  первоочередных задач.

Показатели, или, как их еще  называют, метрики инноваций, помогают проанализировать способность организации  к инновационным решениям и служат мерой успеха компании в этой области. И хотя большинство организаций  пока не использует метрики инноваций  в своей работе, существует несколько  очевидных доводов в пользу того, почему это следует делать:

1. Система показателей  задает формализованную базу (объективные  числовые данные) для принятия  управленческих решений. Это особенно  важно, если учесть, что многие  инновационные проекты имеют  долгосрочную перспективу и высокие  риски.

2. Показатели инноваций  выражают стратегические интересы  компании, позволяя «встроить» инновации  в бизнес-процессы и наладить  отношения между теми, кто генерирует  новые идеи, и управленческой  командой.

3. Показатели помогают  обоснованно распределять ресурсы  между корпоративной системой  управления идеями и инновационными  инициативами. Плановые метрики  устанавливают ожидания в отношении  инновационного потенциала компании, а сравнение плановых показателей  с их значениями в отчетные  периоды позволяет увидеть «узкие»  места — процессы, финансирование  которых не соответствует поставленным  целям.

4. Показатели инноваций  мотивируют персонал к инициативной  работе. Четко сформулированные  амбициозные цели делают сотрудников более предприимчивыми, побуждая их стремиться к выполнению поставленных задач.

Сбалансированная система  показателей — наиболее приемлемый метод оценки инноваций, который  позволит выявить эффект именно от внедрения конкретного инновационного решения.

Применив методологический подход Каплана и Нортона к  оценке эффективности инновационной  деятельности корпоративных структур, можно выделить следующие этапы  внедрения сбалансированной системы  показателей:

1. разбиение коммерческой  структуры на отдельные бизнес  — единицы, в соответствии  со стратегическими целями и  организационной структурой ;

2. построение иерархии  целей, направленных на достижение  стратегической цели организации  (с учетом инновационных введений);

3. построение стратегических  карт для каждой бизнес—единицы и определение причинно—следственных связей;

4. определение ключевых  показателей эффективности, включая  показатели оценивающие эффективность  инновационных решений.

Оптимальные наборы метрик и значения для каждого показателя могут различаться в зависимости  от профильной деятельности организации, однако существует группа базовых метрик, которые можно применить в  любой компании:

«ROII» (return on innovation investment) — коэффициент рентабельности инноваций, определяется отношением финансового результата от инноваций к инновационным затратам. К инновационному результату можно отнести дополнительный доход, который получила компания от реализации новой услуги, величину превышения фактического дохода от вывода нового продукта на рынок над плановыми показателями, величину сокращенных операционных издержек на реализацию какой-либо услуги компании, прибыль организации от проникновения ее продуктов на новый сегмент рынка и т. д.

«Доля выручки от реализации новых продуктов» в общем объеме денежных поступлений. Данный показатель рассчитывается за определенный период и является достаточно распространенной метрикой оценки.

«Количество новых продуктов, сервисов и услуг», которые компания вывела на рынок за определенный период. Эту метрику целесообразно использовать для сравнения результатов, достигнутых компанией, со значениями аналогичных показателей конкурентов, а также с собственными показателями прошлых периодов.

«Отношение реализованных  инновационных идей к общему числу  выдвинутых предложений». Важнейший  показатель, характеризующий эффективность  корпоративной системы в области  управления идеями. Сравнивая показатели отчетных периодов, можно наблюдать  динамику «инновационного настроя» в компании с последующей оптимизацией инновационной деятельности. Снижению значения этого показателя могут  препятствовать далекие от оптимальных  процедуры движения документов внутри компании и сложная система алгоритмов принятия решений.

«Инновационный индекс» (innovation index). Данный показатель комплексно оценивает инновационную активность, так как включает в себя количество выдвинутых новаторских идей, процент вовлеченности персонала в инновационный процесс, рост продаж компании в результате инновационной активности и количество полученных организацией патентов.

Для оценки эффективности  инновационной деятельности по сбалансированной системе показателей могут быть использованы и другие частные показатели, отражающие деятельность организации, при этом очень важно, чтобы в  перечень индикаторов оценки были включены не только финансовые, но и качественные инновационные метрики.

И все же любая, самая совершенная  система показателей — это  всего лишь инструмент, с помощью  которого в компании поддерживается система управления идеями, но именно восприимчивость управленческой команды  к инновациям является тем необходимым  условием, без которого инновационный  процесс в компании начать невозможно.

3.2 Финансово-экономическая  оценка инновационных решений

Финансово-экономическое  обоснование (финансово-экономическое  оценивание), ФЭО — форма оценки воздействия, преимущественно используемая для оценки изменений чистых денежных потоков, возникающих в результате реализации мер государственного регулирования, принятия нормативных правовых документов, корпоративных программ, направленных на изменения в социально-экономической сфере.

При оценке научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности принимаются  решения о целесообразности и  объеме финансирования.

Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и  контрактов, а также формы и  методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое значение имеют сроки проведения оценки, согласование, продолжительность периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования. Постоянно совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Существуют несколько  методов экспертизы инновационных  проектов:

  • описательный;
  • сравнение положений «до» и «после»;
  • сопоставительная оценка.

Описательный  метод. Суть данного метода состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. Он позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров.

Основной недостаток этого  метода в том, что он не позволяет  корректно сопоставить два и  более альтернативных варианта.

Метод сравнения  положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная  оценка состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов. Этот метод также имеет недостатки, в частности, он неприменим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

Плюсы и минусы различных  методов оценки инновационных проектов обусловливают их комбинированное  применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться  следующими принципами проведения экспертиз:

  • наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих, и методам контроля;
  • при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;
  • проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;
  • методы контроля должны быть увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

При оценке проектов должно быть учтено потенциальное воздействие  результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. Оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного содержания проекта учитываются:

  • четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);
  • четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);
  • качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);
  • научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует).
  • новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Индивидуальный рейтинг  проекта рассчитывается по формуле:

R = r1 + r2 + r3 ,

где R - общий рейтинг проекта,

r1, r2 – коэффициенты, учитывающие  соответственно научную ценность  проекта и реальность выполнения  проекта в срок,

r3 - коэффициент коррекции  суммарной оценки r1 и r2, R может  принимать значения от 2 до 13.

Информация о работе Управление системой стимулирования инновационной деятельности на промышленном предприятии