Управление инновационной деятельностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение проблем и разработка путей совершенствования управления инновационной деятельностью РУП «МТЗ».
Достижение поставленной в курсовой работе цели потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
определить понятие инноваций, их классификацию;
исследовать сущность управления инновационной деятельностью;
проанализировать организационную структуру управления инновационной деятельностью на предприятии;
оценить инновационный потенциал и инновационную активность
предприятия;
предложить пути совершенствования управления инновационной деятельностью;
рассчитать экономический эффект от реализации предлагаемых мероприятий.

Файлы: 1 файл

Курсовая УО переделанная(моя).docx

— 339.41 Кб (Скачать)

Источниками финансирования инноваций на предприятии  являются собственные средства (новая  эмиссия акций, прибыль, амортизация  и себестоимость продукции) и  заемные средства (кредиты лизинг, прочие ресурсы, привлеченные на возвратной и безвозвратной основе).

Инновационная деятельность предприятия – это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии ее изготовления [10].

Инновационная деятельность предприятия включает:

  • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идей новшества, проведению лабораторных исследований и изготовлению лабораторных образцов новой продукции;
  • подбор необходимых видов материалов для изготовления новых видов продукции;
  • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники;
  • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
  • подготовку, обучение, переквалификация персонала;
  • проведение работ или приобретение необходимой документации по патентованию, лицензированию [11, с.241].

Инновации являются результатом творческой предпринимательской  деятельности, в которой обычно участвуют  различные подразделения предприятия  и на которую оказывают сильное  воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические  требования, кооперация с другими  институтами и пр.). Инновации  имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и  завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле  можно выделить шесть типичных фаз  с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений  и результатами.

Фазы, как  правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма отдельных фаз. Так, оценки и расчеты  экономической эффективности необходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах.

1-я фаза: стратегия предприятия и инновации. Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения: выбор рынка или рыночного сегмента; утверждение применяемой технологии; выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии; решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте; установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

2-я фаза: поиски идей и их оценка. Выделяют выделить три пути поиска: разработка новых идей (генерирование идей); критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений; поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий). Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала отбрасываются неподходящие, затем проверяются самые перспективные с одновременным выявлением их потенциальных рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта, где излагаются основы дальнейших мероприятий.

3-я фаза: продуктовое решение. В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает: постановку целей и задач по данному продукту; составление временного графика использования ресурсов; планирование производства для предприятия в целом; планирование сбыта с

расчетом  экономической эффективности.

4-я фаза: научные исследования и разработки, технологический трансферт. Эта задача должна решаться с учетом следующих моментов: окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге; конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа; проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

5-я фаза: освоение производства. В этой фазе важно следующее: адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям; ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач; запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности; поиски новых каналов снабжения.

6-я фаза: внедрение на рынок.

Каждая  фаза инновационного процесса наряду со временем требует довольно крупных  денежных средств. В задачи инновационного менеджмента входит управление процессом  таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы.

1.2  Управление инновационной  деятельностью предприятия

 

Основные  предметные функции менеджмента  определяют содержание процесса управления инновациями и включают формирование целей инновационной деятельности, планирование инноваций, организацию работ и контроль за осуществлением инноваций. Взаимосвязь и логическая последовательность осуществления основных функций в процессе управления инновациями представлены на рисунке 1.1.

 


Рисунок 1.1 – Взаимосвязь основных функций управления инновациями

 

Формирование  целей инновационной деятельности. Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой начинается с формирования системы целей, и задач инновационной деятельности (или проекта) на определенный период времени [13, с.211].

Цель в управлении инновациями – это требуемое или желаемое состояние инновационной системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик. Цель организации или деятельности должна устанавливать определенные ориентиры их развития на заданные периоды времени. Таким образом, цель организации, с одной стороны, является результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой стороны, выступает ограничением для планируемых инновационных мероприятий.

Процесс формирования целей составляет одну их важнейших процедур инновационного менеджмента. Он является составной  частью и исходным пунктом всех плановых расчетов в инновационной сфере.

Планирование инноваций. Планирование как функция инновационного менеджмента заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках. Значение планирования инноваций состоит в том, что в ходе плановых расчетов обеспечивается: детализация целей инновационного процесса и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей; установление состава реализуемых проектов; распределение заданий по участникам инновационных проектов; определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ и обеспечение выполнения заданий, установленных на каждый период времени.

Необходимость планирования инноваций и усиление его роли в обеспечении конкурентоспособности  организаций в современных условиях связано с расширением масштабов  и усложнением инновационных  проектов; многовариантностью и вероятностным  характером инновационных процессов; развитием специализации и расширением  кооперации в инновационной сфере; расширением хозяйственной самостоятельности  и повышением экономической ответственности  организаций за результаты инновационной  деятельности. Все перечисленные  факторы развития инновационной  деятельности в стране объективно требуют  проведения тщательной плановой проработки управленческих решений в инновациях. Этот вывод относится в равной степени как к малым предприятиям, для которых успешная реализация запланированных проектов обеспечивает их жизнеспособность, так и к крупным, для которых инновационные проекты  выступают важным фактором стратегического успеха [14, с.118]. В рамках целостной системы инновационного менеджмента планирование выполняет следующие основные задачи:

  • структуризацию целей инновационной деятельности и доведение их до отдельных исполнителей;
  • формирование программ мероприятий, научных, технических и производственных задач, решение которых обеспечит достижение установленных целей развития;
  • временную и пространственную взаимосвязь отдельных целей, подцелей, мероприятий и исполнителей;
  • оценку материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ;
  • регулирование хода выполнения работ по инновационным проектам.

Структура и методы планирования инноваций  должны учитывать такие специфические  черты этой сферы деятельности, как  вероятностный характер содержания и результатов инноваций, масштабность последствий их реализации в народном хозяйстве, перспективность и долговременный характер последствий инноваций, длительный цикл работ, большое число участников и высокая сложность работ.

Многообразие  задач планирования в инновационном  менеджменте предопределяет необходимость  формирования в организациях целостных  систем планирования, объединяющих различные  виды планов в единый комплекс. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования.

Реализация  плановых заданий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, организации  их согласованной деятельности [15, с. 148].

Организация инноваций. Сущность функции организации состоит в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия. Для этого следует установить состав необходимых ресурсов и исполнителей, распределить задания, скоординировать работу исполнителей во времени, наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию. Выполнение перечисленных задач осуществляется путем создания организационной структуры предприятия, установления характера взаимоотношений между ее элементами и регулирования порядка и условий их функционирования.

Организация инноваций составляет одну из важнейших  функций инновационного менеджмента, осуществление которой является наиболее существенной частью деятельности руководителей всех уровней. Организация  в инновационном менеджменте  обеспечивает рациональное сочетание  во времени и в пространстве всех элементов инновационного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. Современная  теория и практика инновационного менеджмента  обладает большим разнообразием  форм организации инноваций. Существенными  признаками для систематизации и  классификации видов организации  инноваций являются задачи, формы  и способы возникновения организационных  решений (рисунок 1.2).

 

Рисунок 1.2 – Виды организации инноваций

В зависимости  от задачи различают организацию  инновационных процессов в пространстве (где? кто?) и организацию инноваций  во времени (когда?). Организация инновационных процессов в пространстве означает формирование организационной структуры инновационных процессов, соответствующей характеру и масштабам реализуемых проектов [16]. Под организационной структурой понимаются состав и формы взаимосвязи элементов этих процессов. Элементами структуры выступают отдельные руководители и работники, службы и подразделения. Организационная структура формируется из двух взаимосвязанных составных частей: структуры управления инновациями и научно-производственной структуры.

Структура управления инновациями определяется как форма распределения и  координации управленческой деятельности в инновационной сфере. Она включает состав органов управления и устанавливает  характер отношений между ними. При  формировании структуры управления инновациями выбирается тип структуры (горизонтальная или иерархическая), определяется состав и функции органов  управления, распределяются полномочия между руководителями разного уровня, устанавливаются процедуры и  методы обоснования управленческих решений, порядок их согласования и  организации исполнения, информационное обеспечение органов управления инновациями. Большинство структур управления в инновационной сфере  носит иерархический характер и  основывается на делегировании полномочий и ответственности руководителей различного уровня.

Научно-производственная структура предприятия определяется составом основных его научных и  производственных подразделений и  характером их взаимосвязи. Состав подразделений  зависит в основном от особенностей, осуществляемых инновационных процессов  и масштабов деятельности предприятия. Характер взаимосвязи подразделений  определяется исходя из принятого принципа их специализации. Под специализацией понимается целенаправленное закрепление  за определенными подразделениями  и службами предприятия ограниченного  перечня работ или выполняемых  функций при осуществлении инноваций. В практике используется три типа специализации подразделений: целевая, функциональная и смешанная. При  целевой специализации за подразделениями  закрепляются целевые задания, связанные  с производством конечного продукта (предметная или подетальная специализация), выполнением отдельных проектов или развитием инновационного направления (тематическая специализация). При функциональной специализации подразделения выполняют  определенные функции, части инновационного процесса или виды технологических операций (технологическая специализация). Выбор конкретной формы специализации и типа научно-производственной структуры предприятия должен быть направлен на обеспечение строгой ответственности подразделений за качество и своевременность выполнения работ, их четкого взаимодействия при проведении отдельных проектов, исключение дублирования.

Информация о работе Управление инновационной деятельностью на предприятии