Управление инновационной деятельностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение проблем и разработка путей совершенствования управления инновационной деятельностью РУП «МТЗ».
Достижение поставленной в курсовой работе цели потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
определить понятие инноваций, их классификацию;
исследовать сущность управления инновационной деятельностью;
проанализировать организационную структуру управления инновационной деятельностью на предприятии;
оценить инновационный потенциал и инновационную активность
предприятия;
предложить пути совершенствования управления инновационной деятельностью;
рассчитать экономический эффект от реализации предлагаемых мероприятий.

Файлы: 1 файл

Курсовая УО переделанная(моя).docx

— 339.41 Кб (Скачать)

В 1992 завод  освоил производство нового трактора «Беларус-1221» мощностью 130 л.с., обладающего высокой экономичностью и производительностью. Первые тракторы выпущены в 1994 году. На базе выпускаемых тракторов «Беларус» и с использованием их узлов и агрегатов завод организовал производство 15 моделей так называемой альтернативной техники: коммунальные, лесоразрабатывающие машины, транспорт для шахт, погрузочные машины.

Несмотря  на то, что конъюнктура мирового рынка в 1998–1999 года характеризовалась значительным снижением продаж, МТЗ сохранил свои позиции среди самых крупных экспортеров тракторов как на рынках стран СНГ, так на крупнейших мировых рынках. В 1999 году МТЗ изготовил 57,7% от всех тракторов, изготовленных странами СНГ. В этом же году завод разработал свою новую модель: 250-сильный трактор МТЗ-2522, универсальный по своим возможностям.

Осваивая  зарубежные рынки МТЗ провел сертификацию в институте Silsoe (Великобритания) всех выпускаемых тракторов на соответствие стандартам Евросоюза. В начале мая  2000 г. предприятие получило сертификат соответствия системы качества по ИСО-9001 на проектирование и производство тракторов.

В 2003 г. на Минском тракторном заводе изготовлены два опытных образца тракторов «Беларус МТЗ-2822» – самых мощных машин из серии колесных тракторов (280 л.с.).

В 2004 году РУП «МТЗ» начал производство тракторов с двигателями, сертифицированными по стандарту «Евро-2».

К 60-летнему юбилею завода в 2006 г. был приурочен выпуск опытного образца сверхмощного трактора «Беларус» мощностью 450 л.с., аналогов которому нет в мире.

В 2007 г. собран первый образец модели «Белорус-2822ДЦ» в 280 лошадиных сил с немецким двигателем «Дойц», отвечающий требованиям экологических параметров Tier 2А. Расширена товаропроводящая сеть МТЗ за рубежом. Созданы собственные субъекты сети в Румынии и Болгарии, новые сборочные производства в Казахстане и России.

 

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

Главная цель современной политики РУП «МТЗ» предприятия в области качества – удовлетворение запросов потребителей, собственников, сотрудников, общества путем обеспечения качества продукции, выполнения основных целевых показателей. В текущем году на РУП «МТЗ» ведется работа по подготовке к внедрению системы менеджмента безопасности труда на основе международного стандарта OHSAS («охсас») – 18001 и отечественного стандарта СТБ-18001.

Сегодня РУП «Минский тракторный завод» производит 24 модели универсально-пропашных тракторов, 6 моделей малогабаритных тракторов, 8 моделей мотоблоков и минитракторов, 15 моделей специальных машин промышленного назначения: коммунальных, погрузочных, лесоразрабатывающих и шахтных. Также выпускаются запасные части, нестандартное оборудование, товары народного потребления, продукция металлургического производства – поковки, чугунное и стальное литье, инструмент и оснастка.

В 2008 году поставки тракторов «БЕЛАРУС» осуществлялись в 63 страны, в том числе в 52 страны дальнего зарубежья.

Доля предприятия «Минский тракторный завод» в поставках по регионам мира за 2008 год и 2009 год представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1 – Доля поставок РУП «МТЗ» по регионам мира

Регионы

Америка

Западная Европа

Страны Восточной Европы

Африка

Ближний Восток и Юго-Восточная Азия

Австралия и Океания

Страны СНГ с РФ

Беларусь

2009 год

Поставка, шт.

262

549

6 244

1 966

8 938

6

23 779

8 381

Удельный вес, %

0,5

1,1

12,5

3,9

17,8

0,1

47,4

16,7

2009 год

Поставка, шт.

270

533

7 385

2 802

9 827

0

33 786

6 596

Удельный вес, %

0,4

0,9

12,1

4,6

16,1

0

55,1

10,8


 

Емкость рынков стран СНГ составляет 52–54 тыс. тракторов. Эти рынки являются традиционными для РУП «МТЗ» и доля тракторов «БЕЛАРУС» в продажах на рынках этих стран составляет более 60%. На некоторых рынках доля МТЗ достигает 82–84% (Украина, Молдова, Туркменистан).

Крупнейшим  рынком среди стран СНГ является рынок Российской Федерации –  его емкость составляет порядка 29 – 32 тыс. тракторов (с учетом гусеничных тракторов). Доля РУП «МТЗ» в общих  продажах на рынке России оценивается более 65%, а в сегменте колесных тракторов она достигает 85%.

Емкость рынков стран дальнего зарубежья  – 408 тыс. тракторов. Удельный вес продаж тракторов «БЕЛАРУС» в общих  продажах на рынках этих стран –  около 5%.

На сегодняшний  день РУП «МТЗ» – одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает почти 20000 человек. За время работы МТЗ произвел более 3 млн. тракторов, из которых более 500 тыс. поставлено примерно в 100 стран мира.

Экономическая стратегия развития РУП «МТЗ» заключается в создании конкурентоспособного первоклассного предприятия, выпускающего комплекс машин под определенные технологии (сельскохозяйственные, лесохозяйственные и другие), дающие возможность потребителю с максимальной эффективностью, в сжатые сроки с минимальными затратами выполнять свою работу.

Анализ  экономического состояния предприятия  за 2007–2009 гг., представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Основные ТЭП деятельности РУП «МТЗ»

Показатель

Ед.изм.

2008

2009

2010

Объем производства

млн. руб.

1 795849

2 099065

2350953

Выручка от реализации

млн. руб.

1 870018

2 597422

2751683

Себестоимость продукции

млн. руб.

1 486 792

2 086251

2 251566

Затраты на 1 руб. выручки

руб./ руб.

0,795

0,80

0,82

Прибыль от реализации

млн. руб.

279 800

357 992

396 203

Балансовая прибыль

млн руб.

231 705

323780

362 987

Чистая прибыль

млн. руб.

155 775

223 779

248684

Рентабельность продаж

%

13,7

15,8

16,0

Рентабельность продукции

%

15,9

18,9

19,3

Численность работающих

чел.

21 675

22 245

23 500

Производительность труда

млн. руб./чел.

86,3

116,8

117,1

Фонд заработной платы

млн. руб.

224 230

268 389

319 980

Среднегодовая стоимость основных фондов

млн. руб.

1 557 905

1591120

1610 780

Фондовооруженность

руб./чел.

71,8

71,5

68,5

Фондоотдача

руб./ руб.

1,2

1,6

1,7

Материалоемкость

руб./ руб.

0,615

0,648

0,652


Показатели, приведенные в таблице 2.2, свидетельствуют об улучшении  экономического состояния предприятия  в анализируемом периоде.

РУП «Минский тракторный завод» осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли, основным видом которой являются колесные тракторы, тракторокомплекты и машины. Также выпускаются запасные части, нестандартное оборудование, товары народного потребления, продукция металлургического производства – поковки, чугунное и стальное литье, инструмент и оснастка.

За анализируемый период предприятие  увеличивало объемы производства в  среднем на 15% в год, что было связано с расширением рынков сбыта продукции и вводом производственных мощностей.

В структуре выпуска товарной продукции РУП «Минский тракторный завод» основную долю производства занимает тракторная техника – 85%.

Снижение  доли в производстве товаров народного  потребления связано с устареванием моделей, а также высокой конкуренцией производителей аналогичной продукции  на рынке.

2.3 Анализ управления инновационной деятельностью РУП «МТЗ»

 

Для управления инновационной деятельностью на предприятии создан научно-технический  центр (НТЦ).

В состав научно-технического центра входят подразделения  согласно структурной схеме управления НТЦ, представленной на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Структура управления НТЦ

 

Руководство и организационно-производственную деятельность научно-технического центра осуществляет директор научно-технического центра, который назначается на должность  и освобождается от занимаемой должности  приказом генерального директора по представлению технического директора  ПО «МТЗ» – технического директора РУП «МТЗ».

Компетенция директора научно-технического центра устанавливается генеральным директором в соответствии с Положением о  научно-техническом центре, нормативными актами и инструкциями.

Основными задачами научно-технического центра являются:

  • обеспечение постоянного улучшения качества, надежности и конкурентоспособности выпускаемой техники в соответствии с требованиями потребителей;
  • анализ тенденций развития мирового тракторостроения и определение перспективы создания новых образцов тракторной техники и технологий. Разработка прогнозов по основным направлениям развития выпускаемой техники на длительный период;
  • разработка и реализация государственных научно-технических программ, участие в разработке и осуществлении планов технического перевооружения и реконструкции предприятия;
  • разработка конструкций, изготовление и испытание опытных образцов новых моделей тракторов, тракторокомплексов и машин, отвечающих современному уровню. Внедрение современных технологий параллельного проектирования и производства, обеспечивающих существенное сокращение сроков создания новых образцов сельскохозяйственной техники;
  • осуществление комплексных исследований и испытаний новых видов продукции. Сертификация выпускаемой продукции на соответствие предъявляемым в различных странах техническим требованиям;
  • авторский надзор в процессе производства и эксплуатации продукции;
  • эффективное применение системы менеджмента качества РУП «МТЗ» и документированных правил и процедур;

Для решения  поставленных задач НТЦ выполняет  следующие функции:

  • в рамках своей компетенции проводит исследования рынка, разрабатывает и реализует планы перспективного развития тракторной техники на длительный период;
  • разрабатывает оптимальные направления развития и технического перевооружения предприятия на основе совершенствования основного объекта производства и технологических процессов, сокращения затрат труда на производство продукции, эффективного использования производственных фондов;
  • разрабатывает годовые перспективные и оперативные планы и графики работ конструкторских, исследовательских и технологических подразделений НТЦ;
  • координирует и обеспечивает:

а) разработку совместно с заказчиками технических заданий на проектирование, защиту в установленном порядке разработанных эскизных, технических и рабочих проектов нового поколения;

б) разработку, согласование и утверждение в установленном порядке конструкторской документации на трактора;

в) проведение опытно-конструкторских работ, оптимизацию конструкторских решений с целью повышения потребительских свойств продукции и технологичности ее производства;

г) изготовление силами экспериментального цеха и с помощью других цехов (подразделений) опытных образцов (партий) тракторов, сборочных единиц, агрегатов и деталей, отработку установочных партий и выпуск промышленных серий;

д) проведение предварительных, приемочных и квалификационных испытаний опытных образцов (партий) техники, анализ результатов испытаний, разработку конкретных рекомендаций, направленных на повышение надежности и долговечности тракторов и машин, снижения себестоимости технического обслуживания выпускаемой тракторотехники;

е) проведение сертификации выпускаемой продукции на соответствие предъявляемым в различных странах техническим требованиям;

ж) разработку графиков по запуску в серийное производство колесных тракторов, тракторокомплексов и машин, прошедшей приемочные испытания;

з) осуществление авторского надзора за изготовлением деталей, сборочных единиц, агрегатов, опытных и серийных образцов тракторов;

и) проведение анализа причин возникновения брака и дефектов, разрабатывает и осуществляет мероприятия по их ликвидации;

к) анализ рекламаций и рекомендаций потребителей по улучшению качества выпускаемой техники;

Информация о работе Управление инновационной деятельностью на предприятии