Организация и контроль маркетинговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:00, реферат

Краткое описание

Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. Мы просыпаемся, когда радиочасы «Касио» включаются на песне Майкла Джексона. В ванной мы чистим зубы пастой «Колгейт», бреемся бритвой «Жиллетт», освежаем рот антисептиком «Листерин», опрыскиваем волосы лаком «Ревлон» и пользуемся множеством других туалетных принадлежностей и приспособлений, произведенных в разных частях света. Мы надеваем джинсы «Кальвин Клейн» и ботинки «Басс». На кухне мы выпиваем стакан апельсинового сока «J7», насыпаем в тарелку хрустящий рис «

Оглавление

Введение

1.Маркетинг в системе экономических отношений (место маркетинга в экономике Беларуси)

1.1.Сущность маркетинга

2. Организация маркетинговой деятельности

2.1. Виды организации службы маркетинга

2.2. Организационная структура отдела (службы)

маркетинга на предприятии

3. Контроль в системе маркетинга

3.1. Объекты контроля

3.2. Ситуационный анализ в системе контроля

4. Маркетинговая деятельность ПО «Минского тракторного завода»

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 44.37 Кб (Скачать)

***Дедушка мороз***

162390, Россия.

Вологодская обл.,

г. Великий Устюг,

Почта Деда Мороза.

***Санта Клаус***

SANTA CLAUS, ARCTIC CIRCLE, 96930, ROVANIEMI, FINLAND.

P.S.Письмо Дедушке Морозу  и Санта Клаусу пишите на  русском,единственное, в Лапландию  конверт должен быть международный!

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение 

 

1.Маркетинг в системе  экономических отношений (место  маркетинга в экономике Беларуси)

 

1.1.Сущность маркетинга 

 

2. Организация маркетинговой  деятельности 

 

2.1. Виды организации службы  маркетинга

 

2.2. Организационная структура  отдела (службы)

 

маркетинга на предприятии 

 

3. Контроль в системе  маркетинга

 

3.1. Объекты контроля

 

3.2. Ситуационный анализ  в системе контроля 

 

4. Маркетинговая деятельность  ПО «Минского тракторного завода»

 

Заключение 

 

Литература 

 

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. Мы просыпаемся, когда  радиочасы «Касио» включаются на песне Майкла Джексона. В ванной мы чистим зубы пастой «Колгейт», бреемся  бритвой «Жиллетт», освежаем рот  антисептиком «Листерин», опрыскиваем  волосы лаком «Ревлон» и пользуемся множеством других туалетных принадлежностей  и приспособлений, произведенных  в разных частях света. Мы надеваем джинсы «Кальвин Клейн» и ботинки  «Басс». На кухне мы выпиваем стакан апельсинового сока «J7», насыпаем в  тарелку хрустящий рис «Келлог» и заливаем его молоком «Милая Мила». Через некоторое время  мы выпиваем чашечку кофе «Максвелл-хаус». Мы покупаем апельсины, выращенные в  Калифорнии, кофе, импортированный  из Бразилии, газету изготовленную  из канадской древесины, а новости  доходят до нас аж из далекой Австралии.

 

Все это стало возможным  благодаря системе маркетинга, причем с минимальными усилиями с нашей  стороны. Она обеспечила нам уровень  жизни, о котором наши предшественники  могли только мечтать.

 

В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период маркетинг является одной  из важнейших экономических дисциплин. От того, насколько правильно построена  система маркетинга, зависит эффективное  функционирование всего народного  хозяйства.

 

На данный момент существует масса всевозможной литературы по маркетингу, в западных странах накоплен огромный многолетний опыт по функционированию системы маркетинга. Но в связи  с тем, что маркетинг в Белоруссии функционирует в специфических  условиях (в условиях «перехода к  переходу» рыночной экономике), сегодня  очень мало монографий отечественных  авторов по маркетингу, в которых  можно было бы найти грамотные, глубоко  продуманные, просчитанные предложения  по созданию именно белорусской маркетинговой  системы, отвечающей нашим белорусским  реалиям.

 

При написании своей работы я ставила целью раскрытие  теоретической сущности организации  и контроля маркетинговой деятельности, степень её разработанности и  методы применения на основе зарубежного  опыта в Республике Беларусь. В  качестве основной задачи я посчитала  нужным рассмотреть организацию  маркетинговой деятельности на белорусском  предприятии ПО «Минский тракторный завод».

 

Структура курсовой работы состоит  из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и  приложений.

 

В первой главе изучается  связь маркетинга с другими экономическими науками и его место в экономике  Беларуси. Во второй главе делается акцент на организацию (на примере организации  маркетинговых служб, отделов на предприятиях Республики Беларусь) маркетинговой  деятельности. В третьей главе  рассматривается контроль маркетинговой  деятельности. Четвёртая глава посвящена  примеру организации маркетинга на белорусском предприятии ПО «Минский тракторный завод». В заключении даны основные выводы по уровню организации  маркетинга в экономике Республике Беларусь. В приложениях приведено  несколько форм организационных  структур маркетинга, а так же виды организации маркетинговой службы и другие информационные схемы по теме курсовой работы.

 

1.МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

 

В Республике Беларусь начался  процесс развития рыночных отношений, содержанием которого является переход  от административно-командной системы  к социально ориентированной  рыночной экономике. Существует целый  ряд основополагающих моментов, которые  решают успех поставленной задачи. Одним из них выступает маркетинг. В сложных противоречивых условиях формирования рыночных отношений маркетинг  является той основополагающей социально-экономической  и организационно-экономической  формой деятельности субъектов хозяйствования, которая позволяет привести в  соответствие с имеющимся на рынке  спросом предложение товаров  и услуг. Дает возможность обеспечить высокие показатели производства и  научно-технической деятельности предприятий  в конкурентной среде, повышает качество и уровень жизни населения  за счет предоставления максимально  широкого выбора товаров и услуг.

 

Следует отметить, что возможности  использования маркетинга на практике деятельности отечественных предприятий  ограничены, прежде всего, отсутствием  необходимых теоретических, методологических разработок маркетинга в политэкономии, в частности, в экономической  теории. В настоящее время наблюдается  тенденция понимания маркетинга лишь как комплекса практических мероприятий по завоеванию и удержанию  рынков сбыта. Большинство публикуемых  материалов касается преимущественно  практических аспектов маркетинговой  деятельности. Поэтому актуальной задачей  становится разработка методологического  аспекта содержания маркетинга, определение  его места в системе экономических  отношений, а также исследование маркетинга в целях дальнейшего  развития рыночной экономики.

 

Маркетинг как социально-экономическая  форма развития рынка способствует созданию системы отражения спроса потребителей, позволяющей учесть и  совместить во времени и пространстве социально-экономические интересы и цели всех хозяйствующих субъектов, тем самым эффективнее разрешить  противоречие между производством  и потреблением в воспроизводственном  процессе.

 

Маркетинг способствует экономическому развитию предприятия. Производитель, ориентируясь на запросы покупателей, поставляет на рынок товары, адаптированные к этим запросам, что вызывает увеличение общего уровня спроса, увеличение производительности, снижение издержек. Это ведет к  снижению цены и, как следствие, к  привлечению новых покупателей (расширению рынка), что будет способствовать увеличению инвестиций, в том числе  и в маркетинговую деятельность. Процесс повторяется снова, причем на каждом новом этапе уровень  запросов рынка повышается, следовательно, повышаются качественные характеристики товаров.

 

Политэкономический смысл  категории "маркетинг" заключается  в следующем. По сути, категория "маркетинг" выражает подсистему отношений формирования, организации и развития деятельности предприятий в рыночной экономике, основанной на учете реального и  потенциального спроса, определяющего  предложение. Рассматриваемый с  позиции социально-экономической  формы маркетинг как категория  представляет собой совокупность отношений, складывающихся между субъектами экономического пространства в рыночной системе  по поводу изучения спроса и предложения  в целях наиболее полного удовлетворения потребностей человека и улучшения  качества его жизни. В качестве субъектов  маркетинговых отношений названы:

 

а) фирмы, занимающиеся производством  и реализацией благ и услуг;

 

б) домохозяйства, потребляющие блага;

 

в) государство в виде институтов исполнительной, законодательной, судебной властей.

 

Между названными субъектами можно выделить следующую систему  отношений:

 

между фирмами и государством по поводу экономических, политических, социальных, технологических и иных отношений;

 

между фирмами по поводу производства, распределения, обмена и потребления  экономических благ, эти отношения  могут носить характер партнерских, конкурентных;

 

между фирмами и домохозяйствами  по поводу получения информации о  спросе и потребностях домохозяйств в целях удовлетворения этих потребностей в виде произведенных благ и услуг;

 

между домохозяйствами и  государством по поводу защиты прав домохозяйств как потребителей в приобретении безопасной высококачественной продукции.

 

Конкретные формы проявления и реализации отношений социально-экономической  категории "маркетинг" возникают  непосредственно в рыночном процессе, отражают реальность рынка. В качестве таких форм можно назвать: производственный, социально-этический, информационно-аналитический, международный маркетинг и т.д.

 

Таким образом, можно выделить в категории "маркетинг" две  стороны отношений: организационно-экономическую  и социально-экономическую. Организационно-экономические  отношения выступают как всеобщие для предприятий, функционирующих  в различных секторах экономики, в различных сферах и различных  экономических системах, и связаны  с организацией производства, распределения, обмена, потребления маркетинговых  услуг независимо от их социально-экономической  формы, то есть отношений собственности. Социально-экономические отношения, суть и основу которых составляют отношения собственности, выражающие характер соединения работника со средствами производства, есть отношения между  хозяйствующими субъектами по поводу присвоения маркетинговых услуг.

 

Существуют многочисленные проявления противоречий в отношениях между субъектами маркетинга. Эти  противоречия связаны с положением индивидуума на рынке, возможностями  его приспособления к требованиям  рынка. Например, появление такого направления  в маркетинге, как макро маркетинг, обусловлено возникшими противоречиями в системе общественного производства в развитых капиталистических странах в 60-х годах, когда образовалась реальная угроза истощения природных, сырьевых ресурсов. Происходит осознание того факта, что понимание экономического роста лишь как стремления к максимизации количественных параметров роста прибыли не способно устранить диспропорции общественного развития. Необходимы оценки экономического роста через качественные показатели сохранения и поддержания равновесия в обществе.

 

Методологическая особенность  маркетинга заключается в следующем. Отводя первостепенное значение изучению спроса, маркетинг сфере обмена придает  характер первичности по отношению  к сфере производства. Тем самым  видится как бы особое место маркетинга среди экономических категорий, отражающих производство как базовую  форму развития экономических отношений. Маркетинг же выводит первоосновой обмен и потребление. С его  помощью (изучая спрос и потребности) производится особый продукт -- информация, которая поставляется затем на рынок  и на основе которой производится благо. Другими словами, в сфере  обмена начинается процесс производства маркетинговой услуги. Таким образом, можно утверждать, что маркетинг  выражает систему отношений по поводу производства, распределения, обмена и  потребления информационной маркетинговой  услуги, на основе которой строится производственный процесс с целью  удовлетворения потребностей человека на более высоком уровне.

 

Исходную часть исследования маркетинга представляет выявление  его методологических аспектов, которые  основываются на методах экономической  теории, и в частности -- микроэкономики. Исходным пунктом исследования выступает  экономический субъект, стремящийся  удовлетворить свои потребности  с помощью ограниченных ресурсов. Отправной пункт экономического анализа, следовательно, -- потребности  индивида, которые он может удовлетворить, потребляя экономические блага. То есть первостепенное значение имеет  спрос как внешнее проявление потребностей. Теоретические положения  микроэкономики (теория предельной полезности, теория рыночного равновесия, теория потребительского выбора) составили  основу теории маркетинга. Среди направлений, разработанных в рамках микроэкономического  анализа, особо следует отметить теорию потребительского выбора, в  которой рассматриваются закономерности формирования и логика выбора, динамика субъективно-психологических оценок товара потребителем.

 

Маркетинг представляет собой  сложный социально-экономический  процесс, выходящий за рамки анализа  одних лишь экономических категорий. Важное место в маркетинговом  исследовании отводится также методологическим аспектам, учитывающим различные  области научного знания: теорию управления, математику, психологию, ряд других наук, -- что позволяет сделать  вывод об интегрированном характере  социально-экономической категории "маркетинг".

 

Характеризуя социально-экономические  отношения категории маркетинга, необходимо выделить систему целей, определяемых на микро - и макроуровнях.

 

Рассматриваемые на микроуровне  цели маркетинга выглядят следующим  образом:

 

- маркетинг, являясь системой  внутрифирменного управления, направленной  на изучение рыночного спроса  для более обоснованной ориентации  научно-практической и производственно-сбытовой  деятельности, выпуск конкурентоспособных  видов продукции, позволяет обеспечить  намечаемый уровень рентабельности  и прибыли;

 

- маркетинг отражает и  усиливает тенденции к планомерности  организации производства в целях  повышения эффективности его  функционирования. Вырабатываемые  управленческие решения позволяют  обеспечить эффективное взаимодействие  всех подразделений предприятия  на различных уровнях управления: функциональном, плановом, контрольном,  организационном;

 

- маркетинг, рассматривая  предприятие как открытую систему,  позволяет поддерживать эффективные,  устойчивые связи с внешней  средой, устраняя факторы хаотичности,  непредсказуемости;

Информация о работе Организация и контроль маркетинговой деятельности