Совершенствование организации и управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Цели: определить роль и место службы маркетинга на предприятии, рассмотреть её организационную структуру, провести анализ управления этой службой на РУП «МАЗ», определить цель, задачи и особенности её функционирования, дать оценку её работы в условиях развития рыночных отношений, сделать предложения по совершенствованию работы этой службы на предприятии.

Файлы: 1 файл

Диплом1 ..doc

— 790.50 Кб (Скачать)

      После разработки анкеты важно провести ее опробование в реальных условиях, т.е. провести тестирование с ее помощью небольшого количества людей, относящихся к той же категории, которая подлежит исследованию. Необходимость этой работы обусловлена стремлением исключить возможные двусмысленность, недостаточную ясность для опрашиваемых или некорректность с их точки зрения включенных в анкету вопросов. Опыт показывает, что даже если разработка анкеты производилась высококвалифицированными и опытными специалистами, ее опробование позволяет им выявить отдельные недостатки и на этой основе произвести ее доработку, т.е. лучше адаптировать ее к подлежащей опросу аудитории. Игнорирование же этой работы может привести к неожиданным трудностям в сборе информации, к искажениям ответов и даже росту числа отказов от участия в опросах. В конечном итоге это приводит к потерям, несоизмеримым с затратами на проведение пробного тестирования.

      В процессе непосредственного сбора  данных важное значение приобретает  текущий контроль, позволяющий вносить в случае необходимости оперативные поправки в организацию этой работы.

      После завершения сбора данных, а иногда и в процессе их поступления производится их систематизация и анализ.  

      Систематизация  первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форма (чаще всего табличной).

     Анализ  информации заключается в оценке уже систематизированной информации, как правило, с использованием статистических методов.  Окончательные результаты анализа нередко выступают в форме рекомендаций, представляющих собой основанные на оценке собранных данных предложения о действиях фирмы в будущем.

      Завершающим этапом исследования является представление  отчета о его результатах. 

     Представление полученных результатов  исследования. Как правило, отчет о результатах исследования готовится в двух вариантах: подробном и сокращенном. Подробный вариант представляет собой полностью документированный отчет технического характера, предназначенный для специалистов отдела маркетинга фирмы. Сокращенный вариант отчета предназначен для руководителей предприятия и содержит подробное изложение основных результатов исследования, выводов и выработанных рекомендаций. При этом он не отягощен информацией технического и методического характера, первичными документами и т.п.

      Обычно  содержание отчета и основные требования к нему предварительно согласуются с заказчиком и поэтому могут иметь специфику и особенности. Тем не менее существуют общие требования к содержанию отчета о проведенном маркетинговом исследовании, предусматривающие обязательное включение в него следующих вопросов:  

  1. Цель исследования.
  2. Для кого и кем оно было проведено.
  3. Общее описание генеральной совокупности, охваченной обследованием.
  4. Размер и характер выборки, а также описание применяемых методов взвешенного отбора.
  5. Время проведения обследования.
  6. Использованный метод опроса.
  7. Адекватная характеристика лиц, проводивших обследование, и всех применявшихся методов контроля.
  8. Экземпляр анкеты.
  9. Фактические результаты.
  10. Базовые показатели, использовавшиеся для исчисления процентов.
  11. Географическое распределение проведенных опросов.
 

     Организация маркетинговых исследований. Проведение маркетинговых исследований  сопряжено не только со значительными финансовыми затратами, но и требует больших организационных усилий, во многом определяющих эффективность самого процесса исследований.  

      Проведение маркетинговых исследований может быть организовано как путем привлечения к их выполнению сторонних специализированных предприятий, так и силами собственного персонала фирмы. Большинство фирм активно используют результаты маркетинговых исследований, выполненных специализированными организациями. Это обусловлено недостатком у них специалистов в области маркетинговых исследований, что, в свою очередь. связано с неравномерностью распределения в течении года исследовательских работ, а также стремлением фирм выполнить исследования в сжатые сроки. 

      Наряду  с этим многие фирмы полностью  или частично удовлетворяют свои потребности в маркетинговых  исследованиях собственными силами, создавая для этих целей соответствующие структурные подразделения. В зависимости от величины фирмы, особенностей стоящих перед ней задач, а также сложившихся убеждений руководства, возможны различные варианты форм организации исследовательской деятельности фирмы, отражающие разную степень функциональной обособленности маркетинговых исследований. Так, в маленькой фирме вся маркетинговая деятельность возложена на одного специалиста. Возможно и обособление исследовательских функций путем возложения обязанностей по проведению маркетинговых исследований на одного или нескольких специалистов отдела маркетинга. Однако важность роли, которая отводится маркетинговым исследованиям в управлении фирмой, требует большей организационной обособленности этой деятельности, которая находит свое выражение в создании структурного подразделения фирмы, специализированного на проведении маркетинговых исследований. Обычно такое подразделение носит название службы или отдела маркетинговых исследований, но иногда может быть названо иначе (например, отдел маркетинговой информации и т.д.).  

      Количественный  и качественный состав работников отдела маркетинговых исследований определяется исходя из широты круга проводимых им исследований, основные виды которых представлены в таблице 1.1.  
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.1. Результаты опросов зарубежных фирм о проведении ими различных видов маркетинговых исследований 

  Доля  фирм, проводящих исследование, в % (по сведениям различных литературных источников)
Область и вид маркетингового исследования потреби-тельские товары продукция производст-венного назначения потреби-тельские товары продукция производст-венного назначения
1 2 3 4 5
 
1. Исследование рынка
       
1.1. Определение  рыночного потенциала и  возможностей его развития 99 99 93 не  менее 60
1.2. Определение  характеристик рынка и их изменений 93 не  менее 60
1.3. Анализ  распределения долей рынка между фирмами 92 не  менее 60
1 .4. Изучение  экспортных рынков 51 не  менее 40
 
2. Исследование потребительских  свойств товаров
       
2.1. Исследование  реакции покупателей на новый товар и его потенциала 89 73 84 не  менее 60
2.2. Испытание  и тестирование новых товаров 75 не  менее 60
2.3. Анализ  товаров конкурентов 85 не  менее 60
2.4. Исследование  упаковки 91 61 60  
2.5. Изучение  товарной номенклатуры 51  
2.6. Изучение  воздействия на окружающую среду 37 35 33  
 
3. Экономический анализ  коммерческой деятельности
       
3.1. Краткосрочное  прогнозирование сбыта и внутриотраслевой  конъюнктуры 96 94 85 не  менее 60
3.2. Долгосрочное  прогнозирование сбыта и внутриотраслевой конъюнктуры 96 94 82 не  менее 60
3.3. Анализ  политики цен 94 90 81
3.4. Изучение  тенденции внутриотраслевой деловой активности 86 не  менее 60
 
4. Исследование сбыта
       
4. 1 . Анализ  сбыта 98 99 89 не  менее 60
4.2. Анализ  каналов распределения 89 83 69
4.3. Анализ  издержек распределения 83 73 не  менее 40
4.4. Анализ  размещения предприятий и складов 71 не  менее 40
4.5. Пробный  маркетинг 54
4.6. Определение  квот и территорий сбыта 75
 

Продолжение таблицы 1.1

1 2 3 4 5
 
5. Исследование рекламы, стимулирование сбыта и «Паблик рилейшинз»
       
5.1. Исследование  эффективности рекламных объявлений 86 67 67 не  менее 40
5.2. Изучение  средств рекламы 61 не  менее 40
5.3. Исследование  рекламных текстов 49 не  менее 40
5.4. Исследование  стратегий и инструментов стимулирования сбыта (скидок, купонов, образцов и др.) 86 67 52 не  менее 40
5.5. Исследование  методов стимулирования труда торговых работников не  менее 40
5.6. Исследование потребительских мотиваций 48
5.7. Изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования сбыта 51
5.8. Изучение  общественных ценностей и проблем социальной политики 40
5.9. Изучение  проблем информирования потребителей 26
 

     Примечание. Источник: [12, с.69; 5, с.118; 9, с.78].  

      Основой для этого служит перспективный  план проведения маркетинговых исследований. При его разработке следует составить список исследовательских работ, определить их приоритетность и произвести ориентировочную оценку финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения каждой из указанных выше работ. Кроме того, следует выделить работы, проведение которых носит систематический характер, т.е. выполняемых с определенной периодичностью и разовые исследования.

      Эффективность работы отдела маркетинговых исследований во многом зависит от места, которое отводится ему в организационной структуре фирмы. При решении этого вопроса важно основываться на принципе первого лица, предусматривающем непосредственное подчинение по вопросам принципиального характера директору-распорядителю (генеральному директору или иному возглавляющему фирму лицу). Это касается, прежде всего, представления докладов о результатах маркетинговых исследований и определения их направленности.

      Целесообразность такой подчиненности обусловлена необходимостью гарантировать объективность выводов и рекомендаций, получаемых в результате исследования, которые нередко носят критический характер, содержат критические оценки различных аспектов деятельности фирмы, затрагивающие интересы различных ее отделов и служб и, следовательно, должны представляться непосредственно руководителю фирмы. Это позволяет обеспечить объективность и независимость исследовательской работы от других функциональных руководителей и служб фирмы, дает оценить значение полученных результатов, абстрагируясь от возможных последствий для того или иного отдела, а также снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций между ними и директором по маркетингу.

      Поэтому наиболее целесообразным представляется двойное подчинение отдела маркетинговых исследований: как директору по маркетингу, так и непосредственно директору-распорядителю.

      Для обеспечения отдела маркетинговых  исследований необходимой внутренней информацией, аккумулируемой другими службами фирмы, следует лишь четко определить порядок предоставления ему последней. Попытки же некоторых фирм возложить на отдел маркетинговых исследований всю ответственность за ведение в фирме внутренней отчетности себя не оправдали, т.к. лишь привели к отвлечению этого отдела от его основной функции, затруднив при этом доступ к информации других служб.  

Информация о работе Совершенствование организации и управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия