Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:37, курсовая работа
Цели: определить роль и место службы маркетинга на предприятии, рассмотреть её организационную структуру, провести анализ управления этой службой на РУП «МАЗ», определить цель, задачи и особенности её функционирования, дать оценку её работы в условиях развития рыночных отношений, сделать предложения по совершенствованию работы этой службы на предприятии.
Введение
За
последнее десятилетие
Главной причиной неудач белорусских производителей на рынке, особенно внешнем, является то, что их продукция, как правило, не в состоянии конкурировать с аналогичными изделиями иностранных предприятий, имеющих многолетний опыт работы в условиях развитой рыночной экономики, с её обострённой конкуренцией. Импортные товары высокого, а иногда и не очень высокого, качества теснят белорусскую продукцию и на отечественном рынке, за счёт большего разнообразия, соответствия запросам потребителей. Некоторый успех достигается лишь за счёт относительной дешевизны, но это не всегда возможно и ведёт к усугублению ситуации.
В создавшихся условиях промышленные предприятия республики осознали необходимость широкого внедрения и использования принципов маркетинга. Не всегда правильно, не совсем успешно, но они учатся применять инструменты маркетинга для стимулирования сбыта продукции (в основном это реклама, системы скидок, исследование рынка и др.).
Объектом нашего исследования является Производственное республиканское унитарное предприятие «Минский автомобильный завод» (РУП «МАЗ»), которое находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Формирование рыночной экономики в Республике Беларусь вызвало необходимость переориентации производства и реализации товаров на удовлетворение нужд и запросов потребителей. Зарубежный опыт показывает, что главным инструментом решения данной задачи является маркетинг, умелое использование которого обеспечивает не только эффективное производство качественной и нужной потребителям продукции, но и успех предприятия в конкурентной борьбе.
В этой работе рассмотрена организация службы маркетинга РУП «МАЗ».
Цели: определить роль и место службы маркетинга на предприятии, рассмотреть её организационную структуру, провести анализ управления этой службой на РУП «МАЗ», определить цель, задачи и особенности её функционирования, дать оценку её работы в условиях развития рыночных отношений, сделать предложения по совершенствованию работы этой службы на предприятии.
Основой
написания данной работы послужили
труды отечественных и
Отдельно необходимо упомянуть о литературных источниках, использованных в процессе работы. За последние годы были изданы многочисленные учебники и монографии по вопросам маркетинга. В основном они охватывают все возможные грани маркетинговой деятельности. Недостатком работ иностранных авторов является, естественно, их оторванность от нашей действительности, и, как ни странно, излишняя подробность и доходчивость, связанная с ориентацией на массового читателя. Недостатки отечественных изданий те же, т.к. в большинстве своём они обобщают ранее изданные работы.
С
первого взгляда может
1. Маркетинг как
система управления
предприятием
1.1. Понятие маркетинга и основные направления его
функционирования
Возникновение маркетинга тесно связано с возникновением обмена и возникновением рынка. В основе термина “ маркетинг “ лежит слово “ market “, что означает рынок. Поэтому маркетинг - это концепция управления, хозяйствования в условиях рынка, провозглашающая ориентацию производства на удовлетворение конкретных потребностей конкретных потребителей. Маркетинг - система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.
Маркетинг - это система планирования ассортимента и объема выпускаемых изделий, определение цен, распределение продуктов между выбранными рынками и стимулирование их сбыта с целью удовлетворения потребностей потребителя. Основу деятельности маркетинга составляют такие задачи, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развитие службы сервиса. По отношению к рынку маркетинг имеет двухстороннюю структуру, а именно: маркетинг, осуществляемый продавцами, и маркетинг, осуществляемый покупателями.
В литературе основное внимание уделяется маркетингу, осуществляемому продавцами. В. Е. Хруцкий определяет маркетинг «как комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю».
Выходя
на рынок, производитель должен осознавать,
что его товар не может удовлетворять
запросы всех покупателей. Вместе с
тем он должен стремиться к производству
товара, который в наибольшей степени
удовлетворял бы нужды и потребности существующих
и потенциальных покупателей. Последнее
возможно только в том случае, когда производителем
установлен факт соответствия изготовляемых
или запускаемых в производство товаров
запросам и вкусам покупателей, определено,
насколько товары его фирмы отличаются
по свойствам и качеству от товаров фирм
конкурентов. При этом необходимо выявить
как недостатки, так и достоинства товара,
определить отношение к нему отдельных
групп покупателей, выявить возможные
изменения требований рынка к товару в
перспективе, а также установить сферы
его использования в будущем. Это осуществляется
в процессе исследования рынка и должно
помочь фирме создать такой товар, который
позволил бы расширить спрос и увеличить
емкость рынка.
Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования.
Принципиальной
особенностью маркетингового исследования,
отличающей его от сбора и анализа внутренней
и внешней текущей информации, является
его целевая направленность на решение
определенной проблемы или комплекса
проблем маркетинга. Эта целенаправленность
и превращает сбор и анализ информации
в маркетинговое исследование.
К
основным принципам проведения маркетинговых
исследований относятся объективность,
точность и тщательность.
Принцип
объективности означает необходимость
учета всех факторов и недопустимость
принятия определенной точки зрения до
завершения анализа всей собранной информации.
Принцип
точности означает четкость постановки
задач исследования, однозначность их
понимания и трактовки, а также выбор инструментов
исследования, обеспечивающих необходимую
достоверность результатов исследования.
Принцип
тщательности означает детальность
планирования каждого этапа исследования,
высокое качество выполнения всех исследовательских
операций, достигаемое за счет высокого
уровня профессионализма и ответственности
исследовательского коллектива.
Маркетинговые исследования, проводимые фирмами, различают как по масштабам, так и по видам. Важнейшими факторами, определяющими масштабы маркетинговых исследований и их направление, являются размер и специализация фирмы. Так, по сведениям из зарубежной литературы, средние фирмы затрачивают на маркетинговые исследования гораздо меньшую долю своего бюджета (1,5%), чем крупные (3,5%). Фирмы, выпускающие товары потребительского назначения, также затрачивают на маркетинговые исследования большую долю оборота (0,08%), чем фирмы, выпускающие товары промышленного назначения (0,04%). Мелкие же фирмы, независимо от их специализации, как правило, не затрачивают существенных средств на маркетинговые исследования.
Каждая фирма самостоятельно определяет тематику, периодичность, способы проведения и объем маркетинговых исследований исходя из имеющихся у нее возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными.
Несмотря на многообразие видов маркетинговых исследований, проводимых фирмами, в основе их лежит общая методология, определяющая порядок их выполнения.
Процесс проведения маркетингового исследования в общем случае состоит из 5 основных этапов:
1. Выявление
проблем и формулирование
2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации.
3. Планирование и организация сбора первичной информации.
4. Систематизация и анализ собранной информации.
5. Представление
полученных результатов
Выявление проблем и формулирование целей исследования по праву считается важнейшим этапом исследования. Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель маркетингового исследования являются залогом его успешного проведения. Ошибки же, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам на проведение маркетинговых исследований, но и к обострению истинных проблем, связанных с потерями времени на движение по «ложному следу».
Вне зависимости от того, проводит ли фирма исследование собственными силами или привлекает к его проведению стороннюю организацию, к выявлению проблем и формулированию целей исследования должны привлекаться специалисты фирмы, а окончательные результаты этой работы должны быть одобрены ее руководством. При этом на практике, как правило, возможны две ситуации:
2)
у руководства фирмы
Следует подчеркнуть, что в любом случае успех деятельности исследовательской группы на данном этапе во многом зависит от ее умения привлечь к этой работе руководство и специалистов фирмы.
Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации. Второй из указанных выше этапов процесса проведения маркетингового исследования состоит в последовательном выполнении определенных процедур, представленных на рис. 1.1.
Отбор источников внутренней Отбор источников внешней
вторичной информации вторичной информации
Сбор внутренней вторичной Сбор внешней вторичной
информации информации
Систем
достов
вторич