Организация маркетинговой деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что маркетинговая деятельность предприятия является важной составляющей коммерческой деятельности производственного предприятия и требует соответствующей организации и планирования. Сегодня актуальность маркетинга на предприятии не вызывает сомнения, так как он играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. Для торговых предприятий система маркетинга также очень важна. Если предприятие прекратит анализировать рынок, осуществлять ценовую и сбытовую политику, то оно в конце концов перестанет быть конкурентоспособным, да и сама торговля в конце концов станет не эффективной. Цель работы - определить сущность и место маркетинга в управлении предприятием, а также выявить основные направления совершенствования маркетинга на примере предприятия пищевой промышленности ОАО «Птицефабрика Комсомольская».

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования и развития маркетинговой деятельности 4
1.1 Понятие, сущность маркетинга 4
1.2 Методология маркетинговых исследований 9
1.3 Отечественный и зарубежный опыт развития маркетинговой деятельности 122
ГЛАВА 2. Анализ рыночной коньюнктуры рынка 165
2.1 Обзор конкурентной среды 165
2.2 Экономическая характеристика предприятия 18
2.3 Маркетинговые исследования товара 22
ГЛАВА 3. Разработка маркетинговых решений для данной организации 28
3.1 Решение по товарной политике предприятия 28
3.2 Решение по ценовой политике предприятия 29
3.3 Решение по сбытовой политике предприятия 29
3.4 Решение по коммуникационной политике 32
Заключение 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Уткина Надежда Леонидовна ПГСХА 03.09.13 Курс. Маркетинг — копия (2).doc

— 375.50 Кб (Скачать)

Надежда Леонидовна, ПГСХА. 
Предмет : Маркетинг  
11: Организация маркетинговой деятельности предприятия

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Разнообразие функций маркетинга отражает разносторонность маркетинговой деятельности, направленной, в конечном счете, на доведение товара до сферы потребления и на удовлетворение потребностей покупателей.

Функционально маркетинг представляет собой иерархически организованную систему управления деятельностью на рынке, регулирования рыночных процессов и изучения рынка. Одним из базовых требований маркетинга является обеспечение «прозрачности» рынка и «предсказуемости» его развития.

В настоящее время все более укрепляется мнение, что по мере ускорения научно-технического прогресса эффективность деятельности любой фирмы будет во все возрастающей степени определяться не только ее производственным и научно-техническим потенциалом и даже не финансовыми возможностями, а умелым проведением и использованием результатов маркетинговых исследований.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что маркетинговая деятельность предприятия является важной составляющей коммерческой деятельности производственного предприятия и требует соответствующей организации и планирования. Сегодня актуальность маркетинга на предприятии не вызывает  сомнения,  так  как  он играет ключевую роль в развитии рыночной  экономики  и  является  её  важным элементом.  Для торговых предприятий система маркетинга также очень важна. Если   предприятие прекратит анализировать рынок, осуществлять ценовую и сбытовую политику,  то   оно   в конце концов перестанет быть конкурентоспособным, да и сама торговля в конце концов станет не эффективной.

Цель работы -  определить сущность и место маркетинга в управлении предприятием, а также выявить основные направления совершенствования маркетинга на примере предприятия пищевой промышленности ОАО «Птицефабрика Комсомольская».

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть теоретические  аспекты управления предприятием  на основе маркетинга;

-провести анализ деятельности  предприятия;

-разработать рекомендации  по повышению эффективности организации  маркетинговой деятельности предприятия.

Объектом исследования является предприятие ОАО «Птицефабрика Комсомольская».

Выбранная мною тема по анализу и совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия разработана и представлена в научной литературе весьма широко. Этой проблеме посветили свои труды многие отечественные и зарубежные ученые. Данная курсовая работа основывается на трудах Акулич И.А., Демченко Е.В., Градова А.П., Кандинской О. и других.

Контрольная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

В первой главе рассматривается роль маркетинга в условиях рынка, современные подходы к организации маркетинга, формы и методы маркетинговой деятельности, маркетинговые коммуникации.

Во второй главе проводится подробный анализ маркетинговой деятельности  предприятия:  организация  работы предприятия, рассматривается организационная структура, проводится анализ основных финансово-экономических показателей, анализ внешней среды, возможностей и угроз и т.д. В третьей главе разработан  проект мероприятий  по совершенствованию маркетинговой деятельности в ООО «Птицефабрика Комсомольская».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические  основы формирования и развития маркетинговой деятельности

 

Понятие, сущность маркетинга

 

Работа предприятия требует учета внешних факторов, эффективного использования ресурсов управления производственно-хозяйственной деятельностью, разработки стратегических и тактических подходов, решения следующих задач:

1. Быстро менять ассортимент  изделий, приспосабливаться к запросам  различных групп потребителей;

2. Расширять сферу гарантийного  послепродажного обслуживания путем создания дополнительных сервисных услуг;

3. Постоянно вести работу  по повышению эффективности производства, укреплению конкурентоспособности  товаров;

4. Совершенствовать организацию  сбыта продукции путем исследования  рынка, стимулирования объема продаж, экономического воздействия на производителя [5, c. 23].

Маркетинг и создан для решения этих задач. Маркетинг представляет собой комплекс мер по изучению всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции: исследование продукта (услуги, работы); анализ объема товарооборота предприятия; изучение рынка, форм и каналов товародвижения; конкурентоспособность товара; исследование мотивов поведения покупателя, рекламной деятельности; разработка эффективных способов продвижения товаров [19, 99].

В настоящее время авторы различных статей, учебников и монографий во многом расходятся по определению, что же такое маркетинг. Однако главным является его ориентация на потребителя. Сам термин «маркетинг» происходит от английского слова «маркет» (рынок) и поэтому означает деятельность в сфере рынка и сбыта, т.е., с одной стороны, он предназначен для целей всестороннего изучения рынка, спроса на товар, желания покупателей, учета всего этого в деятельности производителя, а, с другой стороны - активное воздействие на эти компоненты: комплексное изучение рынка, планирование производства товаров, выявление неудовлетворенного спроса, изучение каналов и способов стимулирования сбыта, воздействие на организацию и управление производством [19, c. 7].

Маркетинг – понятие сложное, динамичное многоплановое, и это объясняет невозможность в одном универсальном определении дать полную характеристику, адекватную его сущности, принципам и функциям. Выдвинуто уже  около 2000 определений, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга либо делает попытку его комплексной характеристики.

Так, например: «Маркетинг – это комплексный подход к организации и управлению разработкой, производством и реализацией товаров (услуг) в целях приоритетного положения этих товаров (услуг) на рынке по отношению к нуждам и потребностям потребителей и действий конкурентов» [7, 119].

Причина большого разнообразия в определении маркетинга — в специфике и масштабах проблем, решаемых в процессе производства, сбыта, рекламы, технического обслуживания и т. д. В термин «маркетинг» специалисты вкладывают двоякий смысл: это и одна из функций управления, и цельная концепция управления (философия бизнеса) в условиях рыночных отношений.

Трактовка маркетинга как функции управления в настоящее время уступает его трактовке как цельной концепции управления (философии бизнеса). Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто проталкивание товаров или услуг на рынках. Это задача сбыта — заставить покупателя купить то, что ему может предложить компания. А с помощью маркетинга заставляют компанию делать то, что желает покупатель. Маркетинг — двусторонний процесс: в распоряжение компании поступает информация о потребностях покупателя с тем, чтобы компания могла разработать и предложить ему необходимые товары и услуги. Маркетинг основан на союзе потребителя и компании.

Таким образом, маркетинг — это процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателям и сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей как отдельных личностей, так и организаций. Основными функциями маркетинга являются: анализ окружающей среды рыночные исследования, анализ потребителей, планирование товара (услуги), планирование сбыта, планирование продвижения товаров, планирование цены, обеспечение социальной ответственности и управление маркетингом. Несмотря на то, что многие операции требуют выполнения однотипных функций, таких, как анализ потребителей, продвижение продукции и установление цены, они могут выполняться различными способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.  Выполнение маркетинговых функций [19; с. 58]

Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как:

  • анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому.
  • анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными);
  • изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров или модернизации старых, включая ассортимент их и параметрические ряды, упаковку и т.д. устаревшие, не дающие заданной прибыли товары, снимаются с производства и экспорта;
  • планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами, а так агентских сетей;
  • обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта (фосстис) путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов;
  • обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен, сроков кредита, скидок и т.д.;
  • удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально-эстическим правилам; должный уровень потребительских свойств товара;
  • управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений;

В рамках маркетинговой деятельности предприятия используется большой набор маркетинговых коммуникаций (рис.2)

Рис. 2 Коммуникационный эффект средств комплекса маркетинга

 

Как показано на рисунке, в структуре маркетинговых коммуникаций реклама по эффективности находится на третьем месте после стимулирования сбыта и личных продаж.

.

1.2 Методология маркетинговых исследований

 

Маркетинговая деятельность осуществляется предприятиями по определенной методике. В первую очередь, специалистами по маркетингу  проводятся маркетинговые исследования рынка, которые включают широкий спектр мероприятий, начиная от анкетирования покупателей и заканчивая детальным анализом деятельности конкурентов. По итогам  маркетинговых исследований разрабатывается маркетинговая стратегия предприятия, которая включает и систему продвижения продукции  предприятия по каналам сбыта.

Методы маркетинговой деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Методы маркетинговой деятельности

№ п/п

Метод

Назначение

1

Анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия

позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей

2

Изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д.

Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка

3

Анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных

заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров

4

ФОССТИС

Обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий (“паблик рилейшнз”) и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов

5

Удовлетворение технических и социальных норм региона

обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей Среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара

6

Управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой

планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений

Информация о работе Организация маркетинговой деятельности предприятия