Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:06, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что маркетинговая деятельность предприятия является важной составляющей коммерческой деятельности производственного предприятия и требует соответствующей организации и планирования. Сегодня актуальность маркетинга на предприятии не вызывает сомнения, так как он играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. Для торговых предприятий система маркетинга также очень важна. Если предприятие прекратит анализировать рынок, осуществлять ценовую и сбытовую политику, то оно в конце концов перестанет быть конкурентоспособным, да и сама торговля в конце концов станет не эффективной. Цель работы - определить сущность и место маркетинга в управлении предприятием, а также выявить основные направления совершенствования маркетинга на примере предприятия пищевой промышленности ОАО «Птицефабрика Комсомольская».
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования и развития маркетинговой деятельности 4
1.1 Понятие, сущность маркетинга 4
1.2 Методология маркетинговых исследований 9
1.3 Отечественный и зарубежный опыт развития маркетинговой деятельности 122
ГЛАВА 2. Анализ рыночной коньюнктуры рынка 165
2.1 Обзор конкурентной среды 165
2.2 Экономическая характеристика предприятия 18
2.3 Маркетинговые исследования товара 22
ГЛАВА 3. Разработка маркетинговых решений для данной организации 28
3.1 Решение по товарной политике предприятия 28
3.2 Решение по ценовой политике предприятия 29
3.3 Решение по сбытовой политике предприятия 29
3.4 Решение по коммуникационной политике 32
Заключение 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Высокая себестоимость производства птицы в Пермском крае, является главным негативным фактором в возможности конкурировать на этом рынке. Себестоимость производства птицы в живом весе в Пермском крае находится на уровне - 72,57 рубля за кг. Этот показатель является самым высоким показателем в Приволжском федеральном округе. К – примеру, цена 40,16 руб. за кг. предлагается производителями из Удмуртии, а 50 руб. за кг. - из Татарстана. Себестоимость курицы в живом весе напрямую сказывается на стоимости куриного мяса, которое попадает на прилавки пермяков. Согласно данным статистики, самая низкая цена предлагается в Оренбурге, в Перми- самая высокая: 88,34 руб. за килограмм по региону и 102,8 руб. за килограмм соответственно.
Производство птицы становится
нерентабельным в Пермском крае из - за
значительной разницы в себестоимости
по сравнению с соседними производителями.
Именно это и обуславливает снижение в
Пермском крае поголовья птицы. В Татарстане
содержится - 11,9 млн. голов птицы, в Челябинске
– 19,3 млн., тогда как в Перми производится
всего лишь – 6,1 млн. голов. Такое негативное
расхождение связано, скорее всего, с особенностями
технологии производства птичьего мяса.
Ситуация по производству яиц птицы состоит
несколько иначе. Здесь, не наблюдается
преобладание продукции из соседних регионов,
скорее - наоборот: пермские производители
поставляют яйца в соседние регионы и
объемы их производства успешно растут.
Пермяки, по данным Пермьстата, край даже увеличил объемы производства на 15,8 млн. шт. И, вместе с тем, данная ситуация, не сказалась на доходах птицефабрик и снижении цен в рознице. По мнению производителей, торговые сети искусственно удерживают цену – 4,5 – 5,0 руб. за шт., закупая по цене - 1,5 руб..
Птицефабрика Комсомольская по организационно - правовой форме является акционерным обществом открытого типа полное наименование - ОАО «Птицефабрика Пермская» расположена в посёлке Комсомольский, Кунгурского района Пермского края.
Предприятие «Птицефабрика «Комсомольская» организовано как самостоятельное предприятие 5 ноября 1965 года на базе отделения совхоза «Индустриальный». На момент образования предприятие имело несколько деревянных построек в которых содержалась взрослая птица и молодняк, инкубаторий, яйцесклад, склад кормов.
В 70-е годы введены в строй кирпичные птичники; для содержания молодняка – 8 зданий, для содержания взрослого поголовья – 25 зданий. Построен инкубаторий, кормоцех, убойный цех, цех переработки яиц, ремонтные мастерские, автогараж, здание управления.
В 90-е годы построен и введён в эксплуатацию новый кормоцех, что позволило осуществлять собственное кормопроизводство Если раннее корма доставлялись с комбикормовых заводов, были дорогими и не сбалансированными, то в настоящее время для каждого птичника корм готовиться по индивидуальным рецептам с добавлением кормовых добавок из натурального сырья, следствием чего стал рост продуктивности птицы на каждую голову.
ОАО «Птицефабрика Комсомольская» - одна из крупнейших мясных птицефабрик Пермского края, занимает территорию 261 га. С краевым центром фабрику соединяет асфальтированная шоссейная дорога краевого значения.
Предприятие обеспечено телефонной сетью, между всеми цехами осуществляется телефонизированная связь, а также предприятие имеет прямой выход в города России, не прибегая к международным телефонным услугам. Птицефабрика оснащена компьютерами IBM. Осуществляется самостоятельная обработка всей первичной документации, не прибегая к чьей - либо помощи.
Для ведения производства на высоком техническом уровне, обеспечения его постоянного развития и совершенствования фабрика располагает штатом высококвалифицированных специалистов, имеющих достаточный опыт практической работы.
Специалистами укомплектованы все структурные подразделения как на основном производстве, так и в переработке, обслуживающей и социальной сферах.
Многие работники птицефабрики повышают свою квалификацию. На предприятие привлекают молодых специалистов, выпускников высших учебных заведений.
Организационное построение предприятия, отражающее совокупность взаимосвязей различных подразделений и служб, подчиненных достижению конечных целей представляет собой организационную структуру. Основными элементами организационной структуры ОАО «Птицефабрика Комсомольская» являются производственные подразделения, относящиеся к основному производству вспомогательному и обслуживающему. Выбранная организационная структура позволяет предприятию эффективно взаимодействовать с внешней средой, удовлетворять потребности потребителей в качественной продукции и достигать поставленных перед ПТФ целей.
С организационным устройством тесно связана структура управления - это устойчивая упорядоченная система, определяющая и фиксирующая соподчиненность и полномочия работников аппарата управления на подготовку, принятие и реализацию решений. В процессе управления производством и в структуре управления используется линейно-функциональное соподчинение, которое отражает подчинение специалистов и работников сферы производства главным специалистам-организаторам, руководителям и технологам отрасли.
Целью деятельности «ПТФ Комсомольская» является получение предпринимательского дохода за счет производства, переработки и реализации высококачественной птицеводческой и другой продукции, выпуска товаров народного потребления.
Основное направление деятельности - производство и переработка мяса бройлеров. В настоящее время ПТФ является основой мясного птицеводства Западного Урала.
Уставный капитал предприятия на дату окончания последнего отчетного года составляет 297 447 040 руб. Уставный капитал состоит из 645 185 обыкновенных акций номинальной стоимостью 460 руб., составляющих 99,8% уставного капитала, и 1439 привилегированных акций номинальной стоимостью 460 руб., составляющих 0,2% уставного капитала. ОАО «Птицефабрика Комсомольская» - это крупный производитель мяса бройлеров и изделий его переработки в Пермском крае. За 2012 г. выращено 27,3 тыс. тонн живой массы, произведено 23,4 тыс. тонн готовой продукции. Ежедневно на потребительский рынок поставляет 60 тонн потрошеных тушек и полуфабрикатов первичной разделки, 6 тонн кулинарных изделий, 7тонн субпродуктов1.
Фабрика введена единым технологическим комплексом в 1981 г. производственной мощностью 6 млн. голов откорма бройлеров в год. Предприятие в течение полутора лет освоило проектные мощности и работало высокоэффективно. По основным экономическим показателям входило в 10 лучших предприятий СССР. В 1992 г. на базе государственного предприятия было создано акционерное общество. С 1996 г. на фабрике ведётся реконструкция производственных мощностей, внедряются новые технологии. В течении 14 лет проведена газификация предприятия; реконструирована система теплоэнергообеспечения; построен и введён в эксплуатацию мясоперерабатывающий комплекс; оборудован и введён в эксплуатацию кормозавод; реконструировано более половины парка технологического оборудования, инженерных сетей и сооружений, проведена реконструкция цеха инкубации.
В результате реализации вышеперечисленных мероприятий к настоящему времени на предприятии созданы главные предпосылки для обеспечения эффективного бройлерного производства:
- полнорационное кормление и эффективная система управления рационами;
- управляемый микроклимат в цехе инкубации и птицеводческих помещениях;
- эффективная система ветеринарной защиты, основанная на высоком уровне технологической культуры;
- эффективная система управления качеством выпускаемой продукции, обеспечение ее экологической чистоты и наличие рынка реализации.
- высококвалифицированный коллектив специалистов из 1140 человек, в том числе около 15% работников с высшим и средне специальным образованием, 84 % – с профессиональным образованием.
Развитие сельскохозяйственного производства в условиях рыночных отношений требует нового подхода к оценке хозяйственной деятельности промышленного предприятия и должно опираться на результаты анализа процесса производства готовой продукции. Результаты анализа позволяют выбрать наиболее рациональные с экономической точки зрения направления повышения эффективности производства за счет лучшего использования средств производства и трудовых ресурсов, своевременности внедрения достижений научно - технического прогресса, совершенствования управления и организации производства.
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное отклонение, |
Относительное отклонение, % | ||
2011/2010 |
2012/2011 |
2011/ 2010 |
2012/2011 | ||||
Выручка от реализации, тыс. руб. |
1320754,0 |
1445565,0 |
1722781,0 |
+124811,0 |
+277216,0 |
+9,4 |
+19,2 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
117461,0 |
178742,0 |
246389,0 |
+61281,0 |
+67647,0 |
+52,2 |
+37,8 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
34520,0 |
79918,0 |
125426,0 |
+45398,0 |
+45508,0 |
+131,5 |
+57,0 |
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются приростом суммы собственного капитала, основным источником которого является прибыль.
Экономический анализ прибыльности (убыточности) предприятия ОАО «Птицефабрика Комсомольская» исходя из динамики приведенных показателей представленных в таблице 3.
Таблица 3 – Анализ экономической деятельности предприятия.
Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что предприятие имеет хорошие финансовые показатели. Выручка от реализации за 2012 год по сравнению с 2011 и 2009 годами увеличилась на 19,2%: с 1445565,0 тысяч рублей, до 1722781,0 тысяч рублей. Также чистая прибыль увеличилась на 57,0%, это показывает, что предприятие развивается стремительно, валовая прибыль увеличилась на 37,8% по сравнению 2012 года с 2011 годом.
Таблица 4 – анализ показателей эффективности деятельности предприятия
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное отклонение, 2011 к 2010 2012к 2011 | |
Рентабельность собственного капитала, % |
11,6 |
26,8 |
42,1 |
+15,2 |
+15,3 |
Рентабельность активов, % |
1,32 |
4,73 |
7,25 |
+3,41 |
+2,52 |
Рентабельность продаж, % |
2,6 |
5,5 |
7,3 |
+2,9 |
+1,8 |
Рентабельность заёмных средств, % |
4,6 |
23,9 |
11,5 |
+19,5 |
-12,4 |
Рентабельность инвестиций, % |
1,5 |
10,8 |
8,4 |
+9,3 |
-2,4 |
Коэффициент рентабельности активов предприятия растёт в отчётном периоде, это позволяет определить эффективность использования активов предприятия.
Рентабельность продаж показывает прибыль, полученную с каждого рубля проданной продукции, в нашем случае рентабельность продаж увеличивается до 7,3% в 1012 году по сравнению с 2010 годом 2,6%.
Динамика показателей рентабельности ОАО «Птицефабрика Комсомольская» представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. ОАО «Птицефабрика Комсомольская»
В структуре доходов предприятия наибольшую долю составляет прибыль от основной деятельности, что свидетельствует о нормальной коммерческой деятельности предприятия.
Рентабельность заёмных средств характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля заёмных средств, так в 2010 году рентабельность заёмных средств составляла 4,6%, а в 2011 году 23,9%.
Рентабельность собственного капитала значительно увеличилась, это связано с ростом чистой прибыли, так в 2011 по сравнению с 2010 и в 202 по сравнению с 2011 рентабельность собственного капитала в среднем увеличивалась на 15%.
Исследование в сфере потребителя
будем осуществлять по средствам метода
опроса потребителей. Главное отличие
данного метода исследования от остальных
заключается в том, что приведённый способ
ориентирован на людей разной компетенции
и квалификации.
Цель данного метода будет носить разведочный характер. Исследование будет проводиться с целью сбора предварительной информации с потребителей продукции.
Задачами этого анализа является выявление проблем и выдвигаемых предположений, в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности, а также установление приоритетов среди задач исследований.
Аргументация выводов потребительского опросса должна завершиться в самые короткие сроки: в течение пяти дней. На основании полученных результатов впоследствии необходимо вносить соответствующие коррективы в фазы производственного и жизненного цикла товаров.
На основании проведённого опроса потребителей, впоследствии необходимо провести маркетинговые исследования в анализе образа товара. Исследование образа товара является важнейшей составляющей коммерческого успеха фирмы. Стоит отметить, что диалог между предприятием-производителем и потребителем осуществляет товар, а именно, его образ.
Для исследования в сфере образа товара необходимо, чтобы аналитик был объективным, применял меры предосторожности, чтобы не повлиять на интерпретацию зафиксированных данных, указывал степень погрешности своих данных, был творческой личностью, определял новые направления поиска, использовал современные методы исследования.
Информация о работе Организация маркетинговой деятельности предприятия