Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:37, курсовая работа
Цели: определить роль и место службы маркетинга на предприятии, рассмотреть её организационную структуру, провести анализ управления этой службой на РУП «МАЗ», определить цель, задачи и особенности её функционирования, дать оценку её работы в условиях развития рыночных отношений, сделать предложения по совершенствованию работы этой службы на предприятии.
6) налаживание, организация, обеспечение и развитие сервисного обслуживания автотехники в пределах Республики Беларусь и государств СНГ;
7) освоение новых источников прибыли за счет активизации коммерческой деятельности, новых форм сотрудничества с партнерами;
8) прогнозирование перспектив развития производства и наращивания или сокращения мощностей, исходя из требований рынка по номенклатуре и количеству с учетом возможностей продаж;
9) своевременное и качественное заключение договоров на поставку продукции.
Исходя из поставленных задач, управление маркетинга осуществляет свою работу в соответствии с оговоренным выше положением, а также в работе руководствуется законами РБ, «Положением о поставках продукции производственно-технического назначения», «Положением о поставках товаров народного потребления» и другими документами.
Достижение
вышеперечисленных задач
В свою очередь маркетинговые функции делятся на семь основных направлений:
Каждое направление предполагает проведение определенных мероприятий. Поиск клиентов включает в себя поиск потенциальных потребителей работниками управления маркетинга, поиск посредников в реализации продукции. С ними заключаются договора на поставку продукции в установленном порядке. Также эти работники управления собирают и обобщают информацию от постоянных клиентов в части использования ими автомобильной техники.
Маркетинговые
исследования проводятся в разрезе
выпускаемых моделей
Основным источником информации о рынках, ценах, потенциальных клиентах, фирмах-конкурентах являются выставки, которые посещает рабочая группа от предприятия как в качестве участников, так и в качестве посетителей.
Вторым основным источником получения информации служат СМИ: газеты, каталоги, журналы, специализированные выпуски экономических журналов.
Третьим источником являются собственные дилеры. В соответствии с договором в обязанность дилеров входит анализ рынка, сбор данных о потенциальных клиентах, фирмах-конкурентах, работающих в одном ареале с дилерами.
Следующий источник информации – клиенты. Клиенты достаточно хорошо знакомы с продукцией конкурентов, с ценами, с условиями поставки, с возможными скидками и особыми условиями договоров;
*
особой заботой завода являются его конкуренты,
поэтому и отношение к ним должно быть
особо трепетное. Данное направление в
работе предусматривает изучение недостатков
и преимуществ заводов-конкурентов. Далее
разрабатываются предложения по привлечению
тех покупателей, которых обслуживает
конкурент. Нужно отметить, что между предприятием
и конкурентами существует практика обмена
информацией, т.е. в обмен на свои данные
об объеме производства и реализации и
т.п. предприятие получает аналогичные
данные от других предприятий по согласованию.
Нужно отметить, что на предприятии ведется
огромная работа в направлении изучения
рынков фирм-конкурентов;
* в области стимулирования сбыта предусматривается реклама продукции с целью определения спроса, стимулирования сбыта, информировании покупателей об изделиях предприятия. Важным мероприятием в этом направлении является организация и дальнейшее развитие сервисного обслуживания автотехники МАЗ. Здесь слабое место завода, поэтому к данным мероприятиям следует отнестись с особой тщательностью.
После
проведения различных исследований
управление маркетинга прогнозирует перспективы
развития производства, участвует в
формировании портфеля заказов, разрабатывает
проекты плана производства на планируемые
периоды, корректирует их. Однако, по нашему
мнению, исследования управления маркетинга
проводятся в недостаточных объемах и
не всегда на современном уровне;
*
в области товара и ценовой политики работниками
анализируются предложения по улучшению
качества, поступающие от потребителей.
Важной является разработка политики
цен на выпускаемую продукцию, применение
различных форм расчетов, скидок;
* как отмечалось выше, управление маркетинга выполняет и чисто сбытовые функции (чего в принципе не должно быть). Это:
1) консультирование потребителей при заключении договоров;
2)
регистрация и учет всех
3)
определение и предложение
4) реализация оптом и в розницу товаров народного потребления и других товаров через фирменный магазин «Зубренок» и сбытовые подразделения;
5) ведет споры при изменении условий договора;
6)
ведет архив договорной
Выполнение
данных функций разделено между
отделами и бюро управления. Но выполнение
некоторых функций невозможно без привлечения
сторонних организаций. Так, например,
исследование рынка большегрузных автомобилей,
запчастей к ним проводилось при помощи
компетентных в этом вопросе лиц, не относящихся
к работникам завода и управления маркетинга
РУП «МАЗ»;
* с точки зрения маркетинга весь процесс НИОКР может быть разбит на несколько последовательных этапов – проведение общих фундаментальных исследований, конкретно направленных фундаментальных исследований, общих исследований прикладного характера, исследований прикладного характера по конкретным проектам, опытно-конструкторских разработок, причём служба маркетинга вносит свой вклад, начиная со второго этапа, поскольку, располагая знанием рынка, она способна с определённой степенью точности оценить практический потенциал той или иной исследовательской работы. При этом необходимо применять «ситуационное управление», т.е. принимать стратегические решения не в установленные плановые периоды, а по мере обнаружения потенциальных проблем сбыта. Предприятие стремится заранее спрогнозировать варианты возможных ситуаций на рынке и иметь в своём пакете набор стратегических решений. Необходим также отказ управленческой практики от пассивного приспособления к рыночной среде, переход к политике воздействия на рынок с целью формирования спроса. Подобная схема используется на всех предприятиях за рубежом, т.к. позволяет создавать конкурентоспособную продукцию и выводить её на рынок с наименьшими затратами в кратчайшие сроки. Естественно, что для МАЗ это большой шаг вперёд, который нельзя ни приветствовать. Однако возникает вопрос: «Готовы ли службы маркетинга предприятия к этому?»
Но
сам факт, что на предприятии существует
присущее рыночным отношениям управление
маркетинга, говорит о том, что предприятие
не стоит на месте, а движется вперед и
развивается, несмотря на жесткую конкуренцию
на рынке большегрузных автомобилей;
*
исходя из вышесказанного, следует вывод,
что необходимая предприятию служба маркетинга,
имеет ряд недостатков, одним из главных
является дублирование
функций и нечеткое
распределение обязанностей
и ответственности между
сотрудниками, т.е. не выполняется один
из главных принципов
построения службы маркетинга
– простота построения
службы и разграничение
должностных обязанностей.
*
В заключении необходимо отметить, что
предприятию необходимо реформировать
службу маркетинга, чтобы обеспечить четкое
выполнение задач и функций маркетинга
на предприятии и разработать единую сбытовую
политику.
3.
Совершенствование
организации И УПРАВЛЕНИЯ
маркетинговой деятельностЬЮ
РУП «МАЗ»
Проведенный анализ существующей на Минском автозаводе службы маркетинга, выявил основные тенденции и потенциальные возможности предприятия. Очевидно, что и сегодня флагман белорусского автомобилестроения достаточно успешно, по сравнению со многими производителями республики и СНГ, справляется с трудностями, возникшими при переходе к новым условиям хозяйствования. Как показывают данные, объёмы производства постоянно увеличиваются, нереализованная продукция практически отсутствует, предприятие выходит на новые, в том числе и иностранные рынки.
Таким
образом, если МАЗ и далее будет
преуспевать и развиваться
Для того чтобы завод мог наращивать объёмы производства, не опасаясь возможных убытков и получать бóльшую прибыль необходимо постоянно изучать конъюнктуру рынка, определить стратегию роста, корректировать свою номенклатуру в соответствии с малейшими изменениями предпочтений потребителей и т.д. Но управление ассортиментом – это всего лишь элемент товарной политики, которая, в свою очередь, является звеном системы маркетинга. Таким образом, совершенствование товарной политики Минского автомобильного завода должно проходить на фоне внедрения принципов маркетинга и затронет самые разнообразные уровни и сферы деятельности предприятия.
Структура реализации автотехники Минским автозаводом в настоящее время выглядит следующим образом:
• реализация заводом - 34,1 %;
• дилеры РБ – 4,0 %;
• дилеры СНГ - 61,9 %;
С целью увеличения объемов продаж и расширения рынков сбыта предлагается основную стратегию сбыта и продвижения продукции завода на рынке развивать в следующих направлениях:
• увеличение объемов продажи автомобилей по лизинговой схеме,
• развитие собственных торговых домов МАЗ, расширение дилерской и сервисной сети в России и странах СНГ,
• укрепление долгосрочных связей с традиционными потребителями,
• активное продвижение автомобилей МАЗ на рынки Латинской Америки, Азии и Африки,
• активное развитие и продвижение фирменной торговой марки МАЗ,
• ориентацию потребителей на высокое и стабильное качество поставляемой продукции,
• обеспечение выполнения договорных сроков поставок,
•
предложение потребителям новых
видов продукции.
* Основными функциями каналов товародвижения должны быть:
1)
исследовательская, которая
2)
установление контактов как с
постоянными, так и с
3) установление обоснованных и приемлемых цен;
4) организация товародвижения (транспортировка, хранение) на логистических принципах. В последнее время данная функция несколько исказилась: как Минский автозавод, так и его дилеры широко используют практику самовывоза автотехники покупателем, что устраивает не всех покупателей;
5)
стимулирование сбыта, в
6) принятие на себя рисков.