Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии (на примере Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.
Далеко не все руководители имеют сейчас четкое представление о рынке и о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться. В условиях це

Оглавление

Введение.....................................................................................................................4
1. Маркетинг как системообразующая функция управления ..............................6
1.1. Маркетинг как специфическая функция управления ………….….........11
1.2. Организационные структуры служб маркетинга ...………………..…..14
2. Общая характеристика промышленного предприятия Вилейский
филиал ОАО «Молодечненский молочный комбинат»…………………..…17
2.1. Организационно-экономическая характеристика Вилейского
филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……………….…..17
2.2. Организация службы маркетинга на Вилейском филиале
ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………………………..…26
2.3. Анализ деятельности службы маркетинга и других
организационных структур предприятия Вилейского филиала
ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………….……..................31
3. Пути повышения эффективности маркетинга как специфической
функции управления на Вилейском филиале ОАО«Молодечненский молочный комбинат» ………………………………………………..…….……..41
3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности за счет
рекламных мероприятий на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский
молочный комбинат» ……………………..……………………………..….…41
3.2. Совершенствование маркетинговой деятельности за счет материального стимулирования на Вилейском филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……… …………..………………….44
Выводы и предложения …..…………………………………………………….49
Список использованной литературы …………………………………………....51
Приложения

Файлы: 1 файл

КР МЕНЕДЖМЕНТ испр..doc

— 408.00 Кб (Скачать)

В 1998 году вводится в эксплуатацию цех по производству йогурта, мороженого. Закупается оборудование по фасовке масла в брикеты. 

В 1999-2000 годах интенсивно закупается новое оборудование, осваиваются новые виды молочной продукции: 5 видов масс творожных термизированных «Вилия», 2 вида сыра сливочного «Добрай раницы», 7 видов масел, пудинг ароматизированный,  желе.  В  2000г. на  баланс  предприятия  передаются  молоковозы  и  производится  покупка  автомобильного  транспорта  для  доставки  молочной  продукции. 

В 2001 годах появляется цех по производству казеина технического и моечное отделение для машин.  Происходит  дальнейшее  освоение  новых  видов  молочной  продукции,  в  частности,  сливочно-растительной  сметаны  «Вилейской».  Появляется  возможность  поставки  казеина  технического  на  экспорт. 

В 2002 году сдается в эксплуатацию новый склад материально-технического снабжения.  Производится  дальнейшее  внедрение  в  производство  новых  видов молочной  продукции  и  расширение  ассортимента  за счет использования  различных наполнителей. 

В 2003 году сдается участок по производству глазированных сырков,  производится  установка  линии  по  розливу  молока,  кефира  в  упаковку  «Пюр-Пак». Происходит  дальнейшее  внедрение  в  производство  новых   видов  молочной  продукции.

В 2004 году приобретен  сепаратор  по  производству  мягкого  творога. Зарегистрирована  торговая  марка  «Вильюша». 

В 2005 году внедрена  система  менеджмента  качества  ИСО 9000.  На  предприятии  продолжается  работа  по  внедрению  новых  видов  молочной  продукции.

В  2006 году продолжает  расширяться  ассортимент  выпускаемой продукции,  в  особенности творожных  изделий. Приобретен  автомат  для  фасовки  и  упаковки сладкой творожной массы  в брикеты  массой  по 100 г.,  произведена  газификация  котельной.

В  2007 году в  производство  внедрено  6  видов  молочной  продукции.  Приобретено 2 молоковоза  с  молокоцистернами из  нержавеющей стали, 1 изотермический  кузов  с  холодильной установкой.

В 2008 году в производство внедрено 5 новых видов молочной продукции. Начала функционировать артскважина.

В 2009 году в производство внедрено 6 новых видов молочной продукции. Произведен запуск когенерационной установки, приобретена автоматизированная линия  концентрирования обезжиренного молока  методом  ультрафильтрации, производительностью 10000 л/ч и установки  обратного осмоса концентрирования  казеиновой  сыворотки  производительностью   10000 л/ч.

На 2010 год запланировано дальнейшее внедрение новых видов молочной продукции, а также строительство комплекса сооружений по переработке сыворотки и сточных вод в биогаз с целью его дальнейшего использования в теплоэнергетическом хозяйстве. 

Проектная мощность предприятия составляет 150 тонн перерабатываемого молока в сутки.

Ассортимент  выпускаемой  продукции  включает в себя:

- масло  животное;

- цельномолочная продукция, включая нежирную (молоко, кисломолочная продукция, сметана, сырки глазированные, творожные десерты и др.);

- казеин технический;

- прочие молочные продукты – сыворотка, пахта свежая, обрат.

Реализация продукции осуществляется как на внутреннем, так и на внешних рынках. 47,9% продукции «Вилейский гормолзавод» реализуется на экспорт.

Доказательством высокого качества выпускаемой продукции предприятия служат полученные им награды и премии. В  2009г.  продукция предприятия получила признание на  конкурсах  «ГУСТ»  и  «Лучшая  продукция  года.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за период 2009-2011 гг. представлены в таблице 2.1.1.

 

Таблица 2.1.1 - Основные показатели финансово – хозяйственной деятельности

Наименование показателей

Ед. изм.

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

Использование производственных мощностей

Масло животное

Цельномолочная продукция

Казеин технический

 

 

%

%

%

 

 

92,9

84,3

99,4

 

 

97,8

88,7

97,8

 

 

88,0

85,8

98,7

Среднесписочная численность

чел.

267

268

258

Годовой объем производства в натуральном выражении

Масло животное

   Темп роста

Цельномолочная продукция

   Темп роста

Казеин технический

   Темп роста

 

 

тонн

%

тонн

%

тонн

%

 

 

1393

 

13103

 

537

 

 

 

1760

126,3

13786

105,2

566

105,4

 

 

1584

90,0

13339

96,8

586

103,5

Годовой объем производства в  сопоставимых ценах

   Темп роста

млн.руб.

 

%

21069

 

120,0

24208

 

114,9

24422

 

100,9

Полные издержки на произведенную продукцию:

   В том числе

Материальные затраты

Расходы на оплату труда

Отчисления на социальные нужды

Амортизация основных средств и нематериальных активов

Прочие затраты

млн.руб.

 

 

млн.руб.

млн.руб.

млн.руб.

млн.руб.

 

млн.руб.

17942

 

 

14838

1205

451

379

 

1069

20511

 

 

17162

1366

500

352

 

1131

23181

 

 

19207

1654

656

405

 

1259

Из полных издержек:

Условно – постоянные

Условно – переменные

 

млн.руб.

млн.руб.

 

2242,8

15699,3

 

2522,9

17988,1

 

2804,9

20376,1

Продолжение таблицы 2.1.1

 

1

2

3

4

5

Выручка от реализации продукции

млн.руб.

22405

23950

30269

Выручка от реализации продукции без налогов

млн.руб.

20221

21771

27801

Удельный вес в общем объеме выручки неденежной формы

%

 

38,8

 

14,3

 

14,0

 

Удельный вес реализации по рынкам сбыта:

   Внутренний рынок

   Экспорт

 

 

%

%

 

 

57,1

42,9

 

 

55,1

44,9

 

 

52,1

47,9

Налоги, сборы, платежи (без подоходного налога)

млн.руб.

 

3132

 

3170

 

3170

 

Чистый доход

млн.руб.

625

411

1351,5

Рентабельность реализованной продукции

%

3,3

-3,0

9,4

Рентабельность продаж

%

1,1

0,7

3,9

Коэффициент текущей ликвидности

 

0,7

0,7

1,0

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

 

-0,5

0,5

0,0

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

 

0,7

0,7

0,5

Коэффициент структуры капитала

 

0,9

1,3

0,6

Удельный вес краткосрочных и долгосрочных обязательств в выручке от реализации

%

7,4

3,6

8,8

Срок оборачиваемости капитала

в днях

85,2

111,7

115,0

Срок оборачиваемости готовой продукции

в днях

8,1

10,0

8,3

Срок оборачиваемости дебиторской задолженности

в днях

11,3

18,1

33,9

Срок оборачиваемости кредиторской задолженности

в днях

28,8

36,5

28,4

 

Производственная деятельность Вилейского филиала  ориентирована на закупку и переработку молока с массовым выпуском молочных продуктов питания.

Стратегической целью развития Вилейского филиала является перспективное развитие предприятия, заключающееся в создании условий для привлечения инвестиций, направленных на техническое перевооружение производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции, снижение себестоимости, обеспечение прибыли, закрепление позиций на белорусском рынке, выход на новые рынки сбыта.

На  предприятии  постоянно разрабатываются  и проводятся мероприятия  по  снижению  себестоимости  продукции.  Они включают в себя мероприятия  по  энергосбережению,  снижению  себестоимости  за  счет  производства  новых  видов  молочной  продукции,  снижению  себестоимости  за  счет  совершенствования  технологий, снижению  себестоимости  за  счет  совершенствования  структуры  управления,  снижению  условно-постоянных  затрат, снижению транспортно–заготовительных  расходов и др.

В  целях  удовлетворения  требований  и  запросов  потребителей,  повышения  эффективности  управления  производством,  стабильности  качества  продукции,  более  интенсивного  освоения  внутреннего  и  внешнего  рынка,  предоставления  гарантий  для  инвестиционных  компаний  в  оказании  инвестиционной  поддержки  предприятия,  а  также  с  целью  обеспечения  персоналу  стабильности  социальных  гарантий  на  предприятии  проводились  комплексные  мероприятия  по  разработке  и  внедрению  в  производственную  деятельность  системы  менеджмента  качества  на  основе  требований  международного  стандарта  ИСО 9000.  2  августа  2005  г. предприятие  получило  сертификат. В 2008 г. получило подтверждение сертификата.

В  2008  году на предприятии  внедрена  система  НАССР.  Согласно  Кодекса  Алиментариуса  НАССР – это  система,  которая  идентифицирует,  оценивает  и  контролирует  существенные  опасности  (риски),  влияющие  на  безопасность  пищевого  продукта».  Внедрение  на  предприятии  НАССР  является  гарантией  выполнения  требования к  безопасности  пищевых  продуктов.

Вилейский филиал ОАО «Молодечненский молочный комбинат» является одним из производителей молока и молочных продуктов, входящих в Минское областное ГУ «Миноблмясомолпром».

Преобладающая часть продукции предприятия реализуется в республике. Поставка продукции осуществляется во все области и г. Минск.

Доля основных потребителей в объеме реализации молочных продуктов составляет до 70%. Несмотря  на  то,  что  у  предприятия  много  конкурентов  на  рынке  республики,  реализация  продукции  распределилась следующим  образом:

- Экспорт – 47,9%;

-                     Минская  область – 46,6%;

            в  т.ч.  г. Вилейка – 13,7%;

-                     Брестская  область – 0,2%;

-                     Витебская  область – 1,8%;

-                     Гродненская  область – 1,5%;

-                     Могилевская  область – 1,1%. 

С покупателями складываются долговременные отношения.

При  разработке  ценовой политики Вилейский филиал первоочередное  значение  придает  формированию  финансовых  потоков,  необходимой  скорости  реализации  продукции  для  обеспечения  жизнедеятельности  предприятия,  спросу  и  предложению  аналогичной  продукции,  учитываются  экономические  интересы  по  формированию  долгосрочных  отношений  и  цены  на  аналогичную  продукцию  у  основных  конкурентов. 

Цели  ценовой  политики:  обеспечение  сбыта,  оптимизация  прибыли,  удержание  своей  доли  рынка.

При снижении цены конкурентами возможен ряд стратегий, в зависимости от уровня издержек, финансового положения предприятия: сохранение существующего уровня цен, с целью минимизации убытков; сохранение цены и повышение качества товара; снижение цены до уровня цены конкурента; повышение цены и уровня качества продукции.

Эффективные ответные действия на изменение цен будут проводиться предприятием на основе  детального анализа  каждой конкретной ситуации.

Для расширения рынков сбыта как на территории Республики  Беларусь, так и за ее пределами производится исследование рынков. При  выходе  на  какие – либо  новые  рынки  сбыта  продукции  работниками  предприятия  изучаются  потребительский  спрос  и  наличие  продукции  конкурентов,  отвечающей  этому  спросу.  При  этом  сопоставляются  цены  и  качество  продукции  конкурентов  по  отношению  к  аналогичной  продукции  Вилейского филиала.  Предприятие  регулярно  участвует  в различных  ярмарках,  выставках,  организует проведение дегустаций продукции с предъявлением новых видов продукции.

Конкурентами Вилейского филиала на  рынке  республики  в первую очередь являются следующие  предприятия:

- ОАО «Брестский  молочный  комбинат»

- ОАО «Гродненский  молочный  завод»;

- ОАО «Борисовский  молочный  комбинат»;

- ОАО «Слуцкий  сыродельный  комбинат»;

- ОАО «Копыльский  маслосырзавод»;

- ОАО «Клецкий  маслодельный  комбинат»;

- Молочные  заводы  г.Минска.

Продукция  этих  предприятий  присутствует в  торговой  сети  г.Вилейки.       

Продукция Вилейского филиала по объемам производства, ценам, качеству  продукции сопоставима с продукцией конкурентов. 

Для Вилейского филиала, как и для других белорусских предприятий, наиболее сильными конкурентами являются российские производители, которые инвестируют значительные средства в модернизацию производства, объединяют в своей структуре все элементы производственной сети, обладают значительными финансовыми ресурсами. По мере развития сырьевой базы и снижения зависимости от импортного сырья эти заводы будут наращивать свои экспортные усилия, и выходить на рынки смежных стран, в том числе и на белорусский рынок.

На  предприятии  цех  производства  молочной  продукции  состоит  из  следующих  участков:

1.Приемно – моечный  участок.

2.Аппаратный  участок.

3.Розливочный  участок.

4.Участок  выработки  творога.

5.Участок  производства  масла.

6.Участок  по  производству  творога.

7.Участок  по  производству  творожно – десертной  продукции.

8.Участок  по  производству  казеина  технического.

9.Участок  по  производству  заменителя  цельного  молока.

На  предприятии  имеются  вспомогательные  участки:   ремонтно - механический,  энергетический,  строительный,  котельная,  компрессорная,  транспортный.  Завод  обеспечивается  теплоэнергией  от  собственной  котельной.  Доставка  молока  производится  собственными  молоковозами.

Производственные мощности предприятия характеризуются следующими показателями, приведенными в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2 - Характеристика проектных производственных мощностей

Наименование продукции

Среднегодовая мощность, тн

Масло животное

1 800

Цельномолочная продукция

15 540

Сметана

1 254

Творог (всех видов)

840

Йогурт

900

Творожные батончики в шоколадной глазури

240

Казеин технический

594

Заменитель цельного молока

240

Информация о работе Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии (на примере Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат