Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии (на примере Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.
Далеко не все руководители имеют сейчас четкое представление о рынке и о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться. В условиях це

Оглавление

Введение.....................................................................................................................4
1. Маркетинг как системообразующая функция управления ..............................6
1.1. Маркетинг как специфическая функция управления ………….….........11
1.2. Организационные структуры служб маркетинга ...………………..…..14
2. Общая характеристика промышленного предприятия Вилейский
филиал ОАО «Молодечненский молочный комбинат»…………………..…17
2.1. Организационно-экономическая характеристика Вилейского
филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……………….…..17
2.2. Организация службы маркетинга на Вилейском филиале
ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………………………..…26
2.3. Анализ деятельности службы маркетинга и других
организационных структур предприятия Вилейского филиала
ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………….……..................31
3. Пути повышения эффективности маркетинга как специфической
функции управления на Вилейском филиале ОАО«Молодечненский молочный комбинат» ………………………………………………..…….……..41
3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности за счет
рекламных мероприятий на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский
молочный комбинат» ……………………..……………………………..….…41
3.2. Совершенствование маркетинговой деятельности за счет материального стимулирования на Вилейском филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……… …………..………………….44
Выводы и предложения …..…………………………………………………….49
Список использованной литературы …………………………………………....51
Приложения

Файлы: 1 файл

КР МЕНЕДЖМЕНТ испр..doc

— 408.00 Кб (Скачать)

 

Показатели использования среднегодовых производственных мощностей предприятия в 2007-2009гг. представлены в таблице 2.1.3.

 

Таблица 2.1.3 - Динамика использования производственных мощностей, %

Наименование  продукции

2007

2008

2009

Цельномолочная продукция

84,3

88,7

85,8

Масло животное

92,9

97,8

88,0

Казеин технический

99,4

97,8

98,7

 

Показатели использования мощностей отдельных видов молочной продукции в 2009г.  представлены ниже:

- сметана – 95,9%;

- творог (всех видов) – 64,4%;

- йогурт – 33,8%;

- творожные батончики в шоколадной глазури – 19,6%;

- заменитель цельного молока – 68,3%.

Таким образом, практически полностью загружены производственные мощности по казеину техническому, что говорит об эффективном их использовании. Казеин пользуется повышенным спросом на внешних рынках, его производство и реализация выгодны для предприятия.

Значительно недозагружены мощности по отдельным видам ЦМП – йогуртам, творожным батончикам, творогу.

Однако стопроцентная загрузка мощностей по отдельным видам молочной продукции нецелесообразна для предприятия из-за возникающей проблемы накопления остатков готовой продукции. Поэтому первостепенным является вопрос об организации сбыта готовой продукции.

Списочная  численность работающих на Вилейском филиале  по состоянию на 01.01.2011 г.  составила  274  человека, из них 132  женщины.

Структура кадров Вилейского филиала, характеризующая соотношение различных категорий, приведена в таблице 2.1.4.

 

Таблица 2.1.4 - Структура кадров

Категория работников

 

Количество, человек

% от общего числа работников

всего

из них женщины

категорий работников

женщин

1

2

3

4

5

Руководители

16

9

5,8

3,3

Специалисты

22

16

8,0

5,8

Другие служащие

-

-

-

-

Рабочие

236

107

86,1

39,1

Итого:

274

132

100,0

48,2

 

Из данных таблицы 2.1.4 можно сделать вывод, что на предприятии управленческий аппарат имеет небольшой удельный вес в общей численности (5,8% от общего числа работников), основная доля приходится на рабочих (86,1%). Доля женщин в коллективе составляет 48,2% от общего числа работающих. В 2009г. существенных изменений в структуре кадров не ожидается.

В целом, анализ структуры трудовых ресурсов показывает, что предприятие обеспечено необходимой рабочей силой в активном возрасте, с большим опытом работы, соответствующим уровнем образования и квалификацией для выполнения поставленных задач.

Организационная  структура  предприятия  включает  в  себя  функциональные  блоки:

- производственный  цех,  служба  главного  технолога,  служба  главного  механика,  служба  главного  энергетика,  инженер  по  качеству.  Руководит блоком главный  инженер;

- транспортный  участок,  участок  по  ремонту  холодильного  оборудования  и  доильных  установок.  Руководит  блоком  заместитель  директора  по  транспорту;

- материально-технический  склад.  Руководит  блоком  начальник  коммерческого  отдела;

Все  вышеназванные  блоки  через  непосредственных  руководителей,  а  также  планово – экономический  отдел,  производственная  лаборатория,  бухгалтерия,  инспектор  по  кадрам,  юрисконсульт,  секретарь,  инженер по ОТ  подчиняются  директору  филиала. 

Управление Вилейским  филиалом осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества на основе сочетания прав и интересов коллектива и собственника имущества.

Органами управления являются:

- общее собрание акционеров общества;

- наблюдательный совет;

- дирекция и директор предприятия (исполнительные органы).

Контрольным органом Общества является ревизионная комиссия.

Полномочия органов управления определены Уставом комбината.

Высшим органом управления является общее собрание акционеров, которое проводится не реже одного раза в год. Общее руководство деятельностью Общества в период между общими собраниями акционеров осуществляет наблюдательный совет. Члены наблюдательного совета для организации своей деятельности избирают председателя. Дирекция (коллегиальный исполнительный орган) и  директор (единоличный исполнительный орган) осуществляют текущее руководство деятельностью Общества.  Директор возглавляет дирекцию, организует ее работу и председательствует на ее заседаниях. Директор имеет право принимать решения по всем вопросам, не отнесенным к компетенции общего собрания акционеров, несет ответственность за результаты работы общества, нанимает и увольняет работников и представляет общество в отношениях с государственными органами Республики Беларусь и других государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ВилейскоМ филиалЕ ОАО «Молодечненский молочный комбинат»

 

 

Отдел маркетинга является самостоятельным подразделением Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» и подчиняется директору филиала и заместителю директора по коммерческим вопросам комбината. Отдел маркетинга был создан в 2003 году, при этом существовавший ранее отдел сбыта, в функции которого входил и сбыт и снабжение, был разделен на два отдела: отдел снабжения и отдел маркетинга. Уже один этот факт говорит о том, что произошло простое разделение функций снабжения и сбыта, а не организация отдела маркетинга как основополагающего подразделения предприятия.

Служба маркетинга создана с целью:

-максимальной адаптации производства к требованиям рынка, повышения эффективности функционирования предприятия;

-воздействия на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях;

-развития и поощрения на предприятии творческого подхода к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем, и в первую очередь, по совершенствованию и повышению качества продукции и услуг;

-обеспечение целевого управления процессом производства:

разработка – производство - реализация.

 

В отделе маркетинга работают 5 человек, структура отдела представлена на рисунке 2.2.1.

 

 

 

 

                                                       

                           

 

 

 

 

Рисунок 2.2.1 - Структура отдела маркетинга.

 

Функции, выполнение которых входит в обязанности работников отдела, оговорены в должностных инструкциях соответственно занимаемым должностям. В отделе действуют пять должностных инструкций:
- начальника отдела;

- ведущего экономиста по сбыту;

- экономиста по сбыту;

- брокера торгового;

- товароведа.

Данные должностные инструкции были составлены несколько лет назад. В основном права, обязанности и ответственность работников, оговариваемые в действующих инструкциях, соответствуют действительности и выполняются.

По существующему на предприятии «Положению об отделе маркетинга» на отдел возложено выполнение следующих функций и задач:

1) задачи:

- координация работы производственных и коммерческих служб с целью удовлетворения запросов потребителей и получения прибыли;

- выработка стратегии и тактики предприятия на потребительском рынке с помощью маркетинговых программ;

- комплексное изучение рынка;

- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей рынка;

- планирование товарного ассортимента и цен;

- разработки мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;

- разработки мер по совершенствованию управления и производства.

2) функции:

- обеспечение своевременного заключения договоров, квартальных графиков поставки продукции;

- организация сбыта продукции в соответствии с заключенными договорами;

- участие в разработке ценовой политики предприятия;

- организация работы по рекламе выпускаемой продукции, изучению рынка сбыта;

- контроль за выполнением экспортных заказов, расширение внешнеэкономических связей;

- обеспечивает первоочередную поставку в фирменный магазин предприятия нового ассортимента выпускаемой продукции для изучения покупательского спроса;

- исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия предлагаемую к производству;

- ориентация разработчиков новой продукции и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;

- анализ конкурентоспособности продукции предприятия, предлагаемых к производству,  сопоставление ее потребительских, цены с аналогичными показателями конкурирующей продукции;

- выполнение расчетов и подготовка исходных данных для составления расчетной калькуляции изделий в стадии маркетинговых исследований;

- составление предварительной сметной калькуляции товарной продукции и проекты цен на выпускаемую продукцию, участие в технико-экономическом обосновании освоения новых видов продукции, прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов;

- участие в разработке мероприятий по снижению себестоимости продукции, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов;

- контроль внедрения мероприятий с позиции экономической эффективности новой техники и технологии, влияющих на цену продукции;

- выдача предложений по улучшению качественных характеристик продукции, технологии производства выпускаемой и новой продукции

Информация о работе Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии (на примере Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат