Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:10, отчет по практике
Практика проходила на ОАО «ИЭМЗ «Купол».
История предприятия начинается 20 июня 1957 года, когда Советом Министров СССР было принято постановление, предписывающее Совету министров РСФСР, Государственному комитету по радиоэлектронике, Совету народного хозяйства УАССР организовать на базе строящейся швейной фабрики в городе Ижевске завод по производству аппаратуры радиоуправления ракетами класса «Воздух-воздух».
Введение 3
1. Рынок вооружений и военной техники 6
1.1. Современное состояние, проблемы и тенденции развития мирового рынка вооружений и военной техники 6
1.2. Роль России в формировании и развитии мирового рынка вооружений и военной техники 8
2. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «ИЭМЗ «Купол» 12
2.1. Характеристика основных технико-экономических показателей
деятельности предприятия 12
2.2. Организационные аспекты ВЭД предприятия 17
2.3. Управление ВЭД на предприятии: исторические аспекты, современное состояние и проблемы 18
2.3.1.Общая характеристика ВЭД предприятия 18
2.3.2.Основные проблемы ВЭД предприятия и пути их решения 23
2.4. Характеристика контрактных отношений в области ВЭД предприятия 34
Заключение 38
Список литературы
Содержание
Введение 3
1. Рынок вооружений и военной техники 6
1.1. Современное состояние, проблемы и тенденции развития мирового рынка вооружений и военной техники 6
1.2. Роль России в формировании и развитии мирового рынка вооружений и военной техники 8
2. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «ИЭМЗ «Купол» 12
2.1. Характеристика основных технико-экономических показателей
деятельности предприятия 12
2.2. Организационные аспекты ВЭД предприятия 17
2.3. Управление ВЭД на предприятии: исторические аспекты, современное состояние и проблемы 18
2.3.1.Общая характеристика ВЭД предприятия 18
2.3.2.Основные проблемы ВЭД предприятия и пути их решения 23
2.4. Характеристика контрактных отношений в области ВЭД предприятия 34
Заключение 38
Список литературы
Приложение
Введение
Практика проходила на ОАО «ИЭМЗ «Купол».
История предприятия начинается 20 июня 1957 года, когда Советом Министров СССР было принято постановление, предписывающее Совету министров РСФСР, Государственному комитету по радиоэлектронике, Совету народного хозяйства УАССР организовать на базе строящейся швейной фабрики в городе Ижевске завод по производству аппаратуры радиоуправления ракетами класса «Воздух-воздух».
Этим же постановлением новому заводу присваивался номер «444».
В течение 1958 года были сформированы основные службы завода:
- отдел главного механика;
- отдел снабжения;
- отдел капитального строительства;
- ремонтно-механический цех и другие подразделения.
И в этом же году завод стал называться «Ижевским электромеханическим».
В 1966 году завод стал головным по выпуску боевой машины войскового зенитно-ракетного комплекса "Оса". В 1980 г. изготовлен первый опытный образец зенитно-ракетной системы "Тор-М1", а через 7 лет завод стал головным по выпуску этой ЗРС.
С начала 90-х годов в связи с конверсией военного производства и снижением госзаказа на спецтехнику возникла необходимость поиска новых направлений хозяйственной деятельности.
В результате реализации стратегии диверсификации на предприятии был разработан и утвержден ряд стратегических программ, направленных на развитие производства продукции гражданского назначения. Определяющим в выборе основных направлений явилось проведение обстоятельного маркетингового анализа и создание на его основе планов продвижения продукции на рынок.
Основными направлениями являются: производство тепло- и климатотехники, подъемных механизмов, деталей методом торцевой раскатки, изделий из пластмассы для косметики и медицины, систем кондиционирования и вентиляции, особо чистых веществ, нефтепромыслового, деревообрабатывающего, хроматографического оборудования, инфузионных растворов в полипропиленовых пакетах, оборудования для пищевой промышленности и другой продукции.
В настоящее время ОАО «ИЭМЗ «Купол» является Открытым акционерным обществом, действует на основании Устава, утвержденного Общим собранием акционеров 22 июня 2010 года и вместе с Научно-исследовательским электромеханическим институтом (НИЭМИ) г. Москва входит в состав ОАО "Концерн "ПВО "Алмаз-Антей", производящего системы противовоздушной обороны в России.
Структура ОАО «Купол» состоит из более чем 15 предприятий, занимающихся различными видами деятельности: от предоставления услуг временного проживания, внедрения и развития различных форм досуговой деятельности до проведения периодических испытаний военной техники, выпускаемой Обществом.
Структура управления ОАО ИЭМЗ «Купол» представлена в Приложении .
Основной целью практики было расширить, углубить и закрепить теоретические знания, полученные по мировой экономике, международным экономическим отношениям, международной торговле, организации и технике ВЭД в условиях реальной деятельности хозяйствующих субъектов. Для достижения данной цели необходимо было выполнить ряд задач, в частности для более глубокого понимания специфики действий предприятия на внешнем рынке – изучить состояние мирового рынка выпускаемой предприятием продукции и роль России на этом рынке, а также рассмотреть перспективы и различные варианты прогнозов его дальнейшего развития; изучить организацию и управление ВЭД предприятия; провести экономический анализ ВЭД и осуществить критическую оценку ее современного состояния. Итогом проделанной работы должны были стать предложения по совершенствованию текущей внешнеэкономической деятельности рассматриваемого субъекта.
1. РЫНОК ВООРУЖЕНИЙ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
1.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ВООРУЖЕНИЙ И
ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
Мировой рынок вооружений — это довольно сложная система международных военно-экономических связей, имеющая свои особенности. Во-первых, торговля оружием позволяет экспортерам не только зарабатывать прибыль, но и воздействовать на военно-политическую обстановку в различных регионах мира, на политический курс стран-импортеров; наращивать совокупный потенциал союзных государств; испытывать новые образцы вооружения, обеспечивать загрузку производственных мощностей военной промышленности. Кроме того, в отличие от обычных внешнеторговых связей экспорт вооружений военной техники, как правило, сильно привязывает страны-импортеры к поставщикам. Покупатели оружия оказываются заинтересованными в сервисном обслуживании, поставках запасных частей и боеприпасов, модернизации приобретенных ранее образцов и т.д. Между поставщиками и покупателями заключаются сделки обычно на длительный период.
Другая особенность данного рынка состоит в том, что торговля вооружением и военной техникой осуществляется, как правило, на основе межгосударственных соглашений.
Стокгольмский международный институт исследований проблем мира, проанализировав период с 2005 по 2009 гг., отмечает рост торговли оружием в мире и рост его поставок на Ближний Восток.
За эти пять лет продажи оружия выросли на 22%. Крупнейшим его поставщиком остаются США. На них пришелся 30% этого вида торговли ($7 млрд.). 37% американских поставок поступили на Ближний Восток. Исследователи считают это тревожной тенденцией, так как регион «отмечен потенциальными источниками конфликтов, низким уровнем доверия между правительствами и прозрачности». Россия находится на втором месте (24% или $5,6 млрд.). Далее со значительным отрывом следуют Германия (11%), Франция (8%) и Великобритания (4%). Кстати, наибольший рывок – 100% сделала Германия за счет резкого увеличения продаж бронированных автомобилей. Украина стала главным военным поставщиком в Грузию, которая только в 2007-2008 гг. закупила за рубежом оружия и военной техники на $224 млн. (поставки Украины составили из них $186 млн.). Среди импортеров на втором месте – Израиль ($14 млн.), затем идут Польша, Турция, Чехия и Болгария. По прогнозам экспертов, в 2015 г. страны Ближневосточного региона могут потратить на эти цели около 100 млрд долл. против 70-75 млрд в настоящее время. При условии, что совокупный объем оборонных расходов увеличится более чем на треть (с 1,2 до 1,6 трлн долл.), доля этих стран в глобальных закупках ВиВТ приблизится к 6%.
На сегодняшний день можно отметить следующие структурные изменения, происходящие на данном рынке. Во-первых, в торговле оружием заметно усиливается роль рыночных факторов. Некоторое «потепление» военно-политической обстановки в мире, сокращение общего уровня военных доходов привели к тому, что емкость военного рынка сузилась. Политическое давление используется ради заключения экономически перспективных сделок. Во-вторых, все большую роль приобретают поставки не только готовых изделий, но и запасных частей, продажа лицензий на производство новейших образцов, заключение соглашений, предусматривающих модернизацию военной техники, создание инфраструктуры по ее обслуживанию. Финансовые трудности, испытываемые многими импортерами, заставляют их ориентироваться на закупки более дешевой продукции и участие в совместном производстве (например, сборке из импортных комплектующих), добиваться уступок при заключении контрактов. Экспортеры выдвигают дополнительные условия по предоставлению льготных кредитов, заключению бартерных соглашений. Осуществляются поставки на условиях лизинга: например, Испания и Тайвань взяли в лизинг американские фрегаты и десантные корабли. В-третьих, страны стремятся диверсифицировать свой импорт. И такая политика вполне естественна. Тот факт, что монопольный экспортер вооружений в любой момент может приостановить поставки запасных частей, комплектующих и сервисное обслуживание, значительным образом снижает боевую эффективность вооружений и возможность их применения в принципе. Таким образом, возникают риски для боеспособности армии страны-импортера даже в случае обладания новейшими видами вооружений. Поэтому интересы национальной безопасности диктуют необходимость закупок вооружений у разных поставщиков.
1.2. РОЛЬ РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МИРОВОГО РЫНКА ВООРУЖЕНИЙ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
Россия экспортирует несколько тысяч различных видов вооружений в 80 стран мира, российские производители каждый год заключают от 1000 до 1700 контрактов на экспорт оружия, боеприпасов и военной техники.
В конце минувшего года генеральный директор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин отмечал, что всего за первое десятилетие 2000-х гг. военные поставки России за рубеж составили более $60 млрд. Объем экспорта российских вооружений в 2010 году составил примерно $10 млрд. Объем портфеля экспортных заказов на российское вооружение и военную технику на ближайшую перспективу по разным оценкам составляет $30-40 млрд. Кроме того, по словам первого заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Александра Фомина в текущем году Россия намерена продать на внешнем рынке оружия и военной техники на $10 млрд. Данное заявление было сделано на пресс-конференции на индийском авиасалоне Aero India 2011 в Бангалоре. Стоит отметить, что в выставке Aero India 2011, где Фомин сделал свои заявления, принимают участие 38 российских организаций. Всего на стендах российских участников размещено 276 экспонатов продукции военного назначения.
В структуре экспорта преобладает авиационная техника. Ее доля составляет не менее 40%. Бронетехника и техника сухопутных войск – 18-19% от всего объема поставок, остальное приходится на средства ПВО. При этом по мнению экспертов в ближайшее время продажа средств ПВО может приблизиться к показателям авиационной техники.
Одним из крупнейших импортеров российского оружия с начала 1990-х годов до недавнего времени были Китай и Индия. Крупнейшие импортеры российского оружия представлены в Таблице 1. Сейчас Пекин ограничил сотрудничество с Россией по закупкам военной техники. Это связано с тем, что в последние годы существенно возросли возможности китайского ОПК, который наряду с собственными разработками успешно копирует многие образцы российских вооружений.
Таблица 1
Крупнейшие импортёры российского оружия (объём импорта за 1992—2009 годы, данные SIPRI)
№ | Страна | $, млрд. |
1 | Китай | 28,15 |
2 | Индия | 18,81 |
3 | Алжир | 4,71 |
4 | Иран | 3,38 |
5 | Венесуэла | 2,05 |
6 | Малайзия | 1,97 |
7 | Вьетнам | 1,88 |
8 | ОАЭ | 1,14 |
9 | Йемен | 1,12 |
10 | Венгрия | 1,11 |
11 | Греция | 1,06 |
12 | Казахстан | 0,85 |
После длительного "застоя" восстанавливается военно-техническое сотрудничество (ВТС) со странами Ближневосточного региона. С 2007 г. активизировалось ВТС с Ираном: подписаны соглашения на поставку 30 комплектов зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) ТОР-М1 на сумму около 1,5 млрд долл., ведутся переговоры о поставках новых российских систем ПВО С-300. ВТС осуществляется и с другими странами региона (Иордания, ОАЭ), однако особое значение имеют переговоры с Саудовской Аравией, которая является крупнейшим заказчиком вооружений в регионе с ежегодными оборонными расходами 15-17 млрд долл. Уже в ближайшее время эти переговоры могут завершиться подписанием контрактов на поставку танков Т-90С, боевых машин пехоты (БМП-3), вертолетов Ми-35 и Ми-17, ЗРК Бук-М2Э. Это откроет для "Рособоронэкспорта" огромный и платежеспособный рынок и гарантирует загрузку мощностей российского ОПК как минимум на несколько лет. В свою очередь, в случае подписания соглашений Саудовская Аравия диверсифицирует поставки ВиВТ за счет России.
Кроме того, успешно проводится работа и по выходу на новые рынки: были подписаны контракты с Венесуэлой, Мексикой, Перу, Колумбией, Бразилией. Есть хорошие предпосылки для экспорта оружия в Боливию, Уругвай, Эквадор. Продолжается работа и с Юго-Восточной Азией - Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, а также со странами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африкой.
На настоящий момент можно выделить несколько тенденций развития деятельности России на мировом рынке вооружений. «Рособоронэкспорт», который осуществляет подавляющее большинство экспортных операций серьезно изменил свою бизнес-концепцию. Если раньше осуществлялись просто продажи военной техники, то теперь предприятие стремится предоставить комплекс услуг: производство-обслуживание-
Существует и ряд проблем, связанных с данным видом деятельности. Так, например, помимо сокращения военного экспорта в Китай уже в ближнесрочной перспективе Россия столкнется с жесткой конкуренцией со стороны КНР на рынках ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые не могут себе позволить покупать дорогостоящее оружие западного производства.
Ранее РФ успешно конкурировала с Китаем в этом ценовом сегменте. Однако теперь российское вооружение по стоимости догоняет западные образцы вооружений. По этой причине Пекин начнет постепенно вытеснять Россию с рынков ряда стран с ограниченными военными бюджетами. Следует отметить, что стоимость наиболее востребованных на мировом рынке вооружений китайского производства на 20–40% ниже российских аналогов, с которых они были скопированы или созданы на их базе.
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ИЭМЗ «КУПОЛ»
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Основные фонды.
Фондоотдача
Фондоемкость
Таким образом, в отчетном году по сравнению с базисным фондоотдача увеличилась, а фондоемкость, являясь обратной величиной, снизилась. Иными словами, в отчетном году предприятие с 1 рубля основных средств получило на 0,472 руб. выручки больше, чем в базисном.
Оборотные средства.
Коэффициент оборачиваемости (скорость оборота оборотных средств):
Скорость оборота оборотных средств в отчетном году по сравнению с базисным выросла, что влечет за собой сокращение длительности одного оборота оборотных средств в днях. Проверим данное предположение расчетами:
Длительность оборота оборотных средств:
Действительно, длительность одного оборота оборотных средств в отчетном году меньше, чем в базисном. Однако, данная величина по прежнему остается довольно большой, что объясняется длительным производственным циклом.
Коэффициент загрузки оборотных средст
Персонал.
Списочная численность персонала за 2009 год уменьшилась на 45 человек, и по состоянию на 1 января 2010 года составила 6403 человека. Структура списочной численности персонала представлена на Диаграмме 1.
Диаграмма 1 Структура списочной численности предприятия
На 01.01.2009 списочная численность составила 6 447 человек. Таким образом, среднесписочная численность составила 6425 человек.
Численность уменьшилась на 45 человек: принято 112; уволенных 157, в том числе из-за нарушения трудовой дисциплины 2, проработавшие весь год 6395.
Коэффициент оборота по приему:
Коэффициент оборота по выбытию:
Коэффициент текучести кадров:
Коэффициент постоянства состава:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что состав персонала предприятия является постоянным, что благоприятно влияет на атмосферу коллектива, его сплоченность и производительность труда.
Выполнение планов производства и реализации товарной продукции является необходимым условием устойчивого финансового положения предприятия. В 2009 году выполнен запланированный объем производства товарной продукции на 102,5 %, темп роста к 2008 году составил 113,0 % (в сопоставимых ценах).
Выручка от реализации продукции, работ и услуг за 2009 год составила 3 299 305 тыс. руб. (темп роста к 2008 году составил 121,3 %). По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2009 год заводом получена чистая прибыль в размере 453 733 тыс. руб.
Таблица 2 Основные показатели деятельности предприятия
№ п/п | Наименование | 2008г. | 2009г. | Темп роста, % |
---|---|---|---|---|
1. | Выполнение плана производства товарной продукции, % | 75,7 | 102,5 | 113,0 |
2. | Выручка от реализации, тыс.руб. | 2 719 339 | 3 299 305 | 121,3 |
3. | Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. | 489 313 | 718 733 | 146,9 |
4. | Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс.руб. | 365 592 | 453 733 | 124,1 |
5. | Списочная численность, всего, чел. | 6 448 | 6 403 | 99,3 |
6. | Расход ФОТ, тыс.руб. | 1 076 346 | 1 235 416 | 114,8 |
7. | Среднемесячная заработная плата, руб. | 14 536 | 16 407 | 112,9 |
8. | Среднемесячная заработная плата ППП, руб. | 14 744 | 16 666 | 113,0 |
Наибольший удельный вес в общем объеме товарной продукции составляет спецтехника – 94,4 %, темп роста объема спецпродукции к 2008 году составил 112,5 % (в сопоставимых ценах).
Доля продукции гражданского назначения в общем объеме производства в 2009 году составила 5,6 %, темп роста к 2008 году – 120,8 % (в сопоставимых ценах).
Структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции представлены в Таблице 3.
Таблица 3 Структурные изменения в номенклатуре выпускаемой
продукции
Наименование | 2008 год | 2009 год |
---|---|---|
Гражданская продукция (тыс.руб.): | 130 414 | 174 870 |
Производство особо чистых веществ (олово и его сплавы) | 4 864 | 15 450 |
Производство изделий из пластмасс | 2 542 | 2 272 |
Детали торцевой раскатки | 32 130 | 36 846 |
Тепловые системы | 3 118 | 17 238 |
Производство нефтепромыслового оборудования | 2 986 | 16 508 |
Подъемные устройства | 19 | 0 |
Детали к вентиляторам | 1 156 | 0 |
Детали к кондиционерам | 288 | 0 |
Оборудование для АЭС (СЭВ, дроссель-клапаны) | 7 287 | 27 699 |
Каркасы для наземного метро | 714 | 813 |
Редуктора для наземного метро | 12 593 | 28 623 |
Аналитические программные комплексы | 418 | 1 911 |
Услуги производственного характера | 62 299 | 27 515 |
Наиболее высокие темпы роста у производства особо чистых веществ, тепловых систем, производства НПО, оборудования для АЭС и редукторов для наземного метро. Прекратилось производство подъемных устройств, деталей к вентиляторам и кондиционерам.
В отчетном периоде резко изменилось сальдо прочих расходов и доходов. Его величина оказалась отрицательной и составила – 748 648 тыс.рублей. При этом прочие расходы увеличились более чем на 90% и примерно столько же составила их величина по отношению к выручке. Хотя абсолютные показатели себестоимости увеличились, отношение ее к выручке в отчетном году меньше, чем в базисном. Тем не менее, данная величина по-прежнему остается высокой – 76,14%. Резко снизился также удельный вес прибыли от обычных видов деятельности в прибыли от продаж. По сравнению с базисным годом снижение составило 38,134 процентных пункта. Сама прибыль от продаж в отчетном году увеличилась на 229 429 тыс.рублей, таким образом темп роста составил 146,9%.
Проведем анализ рентабельности (Таблица 4).
Таблица 4 Рентабельность
Вид рентабельности | 2008 г. | 2009 г. |
Рентабельность производственной деятельности | 20,3% | 15,2% |
Рентабельность продаж | 16,7% | 11,9% |
Рентабельность капитала | 7,4% | 6% |
Общая рентабельность | 14,43% | 13,75% |
Рентабельность собственного капитала | 7,13% | 7,68% |
Фондорентабельность | 17,1% | 19,6% |
Рентабельность основной деятельности | 22,433% | 28,611% |
Рентабельность производственной деятельности в отчетном периоде снизилась с 20,3% до 15,2%.
Рентабельность продаж и доходность капитала так же уменьшились. Эти изменения объясняются снижением чистой прибыли в отчетном году с одновременным увеличением затрат на производство и реализацию продукции, выручки и инвестированного капитала. В то же время рентабельность продаж по отношению к прибыли от продаж, а не к чистой прибыли, увеличилась с 17,994% до 21,784%.
Общая рентабельность отчетного года снизилась менее чем на 1%, что может быть объяснено конъюнктурой рынка. Для проведения более глубокого анализа необходимо рассматривать динамику данного показателя в течение более длительного периода.
Рентабельность собственного капитала незначительно увеличилась – всего на 0,55%, что может не являться результатом работы самого предприятия, а только сложившейся ситуации на рынке.
Также незначительно увеличилась фондорентабельность.
Увеличение рентабельности основной деятельности оказалось более существенным, однако, ее величина по-прежнему остается низкой – 28,611%.
Экономическая рентабельность в отчетном периоде всего 5,98%.
2.2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ
В настоящее время внешнеэкономической деятельностью предприятия занимается управление 044.
Управление осуществляет следующие основные задачи:
1) Организация ВЭД Общества в соответствии с международным и российским законодательством.
2) Организация экспортных поставок ПВН в рамках ВТС.
3) Проведение договорной работы по поставкам ПВН МО РФ по государственному заказу, предприятиям и организациям РФ по кооперации.
4) Координация работы по созданию экспортно-ориентированной ПВН.
В состав управления входят следующие структурные звенья (Приложение):
1. Начальник управления.
2. Заместитель начальника управления (по экспорту спецтехники).
2.1. Бюро договоров комиссии.
2.2. Специалисты главные.
3. Главный специалист (по договорной работе).
3.1. Бюро договоров госзаказа и кооперированных поставок спецтехники.
3.2. Группа планирования и отчетности.
4. Заместитель начальника управления (по организационным вопросам и экспорту запасных изделий и принадлежностей (ЗИП)).
4.1. Бюро экспорта ЗИП и каталогизации.
4.2. Бюро (группа) организации обучения и переводов.
4.3. Бюро обеспечения ВТС и ВЭД.
Более подробно их функции перечислены в Приложении.
Кроме данного управления экспортом также занимаются специализированные дочерние компании, являющиеся эксклюзивными представителями предприятия по закрепленным направлениям. Так в 2008 году основная часть гражданской продукции (без учета услуг) была реализована ЗАО НПО «ИМЕКС» - 36,3 %, ЗАО «Чистые технологии» - 9,8 %, ЗАО «НПП «Купол» - 9,3 %, ЗАО «ПОТЭК» – 7,3 %, ЗАО «Купол-Старки» - 6,7 %. Полный перечень дочерних компаний и их функций представлены в Приложении.
2.3. УПРАВЛЕНИЕ ВЭД НА ПРЕДПРИЯТИИ:
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
И ПРОБЛЕМЫ
2.3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ
Как уже было сказано выше, ОАО «ИЭМЗ «Купол» входит в концерн ОАО «ПВО «Алмаз-Антей». Участие в военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами ежегодно обеспечивает загруженность производственных мощностей и устойчивый финансовый доход Концерна и его дочерних и зависимых обществ (ДЗО).
Важнейшие направления деятельности Концерна в сфере ВТС:
- поставки финальных образцов ПВН через государственного посредника;
- поставки ЗИП к продукции военного назначения;
- ремонт, модернизация и комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной инозаказчикам ПВН в рамках самостоятельного права на осуществление внешнеторговой деятельности;
- взаимодействие с ДЗО Концерна;
- участие в международных выставках вооружений в рамках маркетинговой и рекламно-выставочной деятельности.
Партнерами Концерна по ВТС являются:
в Европе: Армения, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Кипр, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Румыния, Словакия, Украина, Финляндия, Чехия, Эстония.
в Африке: Ангола, Египет, Замбия, Ливия, Мали, Марокко, Мозамбик, Сомали, Танзания, Эритрея, Эфиопия.
в Америке: Куба, Перу, Эквадор.
в Азии: Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Вьетнам, Индия, Иордания, Ирак, Йемен, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Китай, КНДР, Кувейт, Лаос, Монголия, ОАЭ, Оман, Сирия, Таджикистан, Узбекистан.
Наиболее значимые за последнее время международные выставки вооружений, в которых принял участие Концерн это «АЙДЕКС-2009» и «МАКС-2009». Международная оборонная выставка вооружения и военной техники «АЙДЕКС-2009» проходила в ОАЭ, г. Абу-Даби , 22–26 февраля 2009 года. В ее работе приняли участие 14 предприятий Концерна, разрабатывающих и производящих вооружение и военную технику ПВО. На выставке впервые на арабском Востоке были представлены модернизированный ЗРК «Бук-М2Э», подробная информация о зенитной ракетной системе большой дальности С-400 «Триумф» и новая разработка Концерна – зенитный ракетный комплекс малой дальности четырехканальный «Тор-М2Э». Международный авиационнокосмический салон «МАКС-2009» традиционно проходит в г. Жуковский. Временем проведения было 18–23 августа. В работе «МАКС-2009» приняли участие 22 ДЗО Концерна. Во время работы салона при участии Концерна, ОАО «ИЭМЗ «Купол», ОАО «ВМП «Авитек», ОАО «НИЭМИ» проведены демонстрационные стрельбы ЗРК «Тор-М2Э» на 4 ГЦМП МО РФ (г. Знаменск), которые наблюдали 24 представителя зарубежных государств. Стрельбы прошли успешно и могут практиковаться и далее как новая для Концерна форма продвижения ПВН на мировые рынки вооружений. Кроме традиционных экспозиций (ЗРС С-300 «Фаворит», ЗРК «Бук-М2Э», ЗРК «Тор-М2Э»), были представлены новые разработки Концерна, которые вызвали значительный интерес специалистов разных стран.
По итогам деятельности ОАО «Концерн ПВО «Алмаз - Антей» в области ВТС в 2009 году (в рамках самостоятельного права на осуществление внешнеторговой деятельности) был выполнен план внешнеторговой деятельности:
- в Концерн поступило 61 обращение инозаказчиков о поставках ПВН из 17 государств;
- проведено 30 переговоров с реальными и перспективными партнерами Концерна по ВТС;
- подготовлено и вручено инозаказчикам 24 проекта контрактов на поставки ПВН, а также 47 коммерческих (технико-коммерческих) предложений для 14 государств;
- заключены 9 контрактов на поставки ПВН, в рамках которых подготовлены и заключены 45 договоров с ДЗО Концерна и Минобороны России.
Однако кроме военной продукции в 2009 году ДЗО Концерна поставили на экспорт определенную номенклатуру продукции гражданского назначения, в том числе:
- оборудование для транспорта;
- подъемно-транспортное оборудование;
- оборудование для управления воздушным движением;
- оборудование для ТЭК;
- приборы для ЖКХ.
Объем экспортных поставок продукции гражданского назначения составил 42,0 млн. рублей.
Рассмотрим теперь подробнее внешнеэкономическую деятельность ОАО «ИЭМЗ «Купол».
В 1981 году предприятие впервые отправило зенитно-ракетный комплекс «Оса» на экспорт, и в этом же году состоялась первая зарубежная командировка по передаче их иностранным партнерам. В 1988 году производство данного вида вооружения было прекращено, поэтому сегодня предприятие проводит лишь ремонт и восстановление ЗРК. Таким образом, период деятельности предприятия на рынке спецтехники составляет:
- по обеспечению МО РФ средствами ПВО – более 35 лет;
- по экспорту средств ПВО за рубеж – более 25 лет.
В России предприятие является единственным по изготовлению и продаже зенитно-ракетных комплексов (систем) «Тор» и «Оса». На рынке средств ПВО в части обеспечения МО РФ данными изделиями доля завода составляет 100 %. Данный показатель за последние 5 лет не менялся.
Обращаясь к современности, стоит отметить, что в первом полугодии 2010 года 114 предприятий радиоэлектронной промышленности поставляли свою продукцию в 52 страны дальнего зарубежья и СНГ. Доля ОАО «ИЭМЗ «Купол» в общем объеме экспорта составила 4,8%.
В структуре экспорта Удмуртской Республики за первые 9 месяцев 2010 года продукция военного назначения, машины и оборудования, а так же металлы и изделия из них составляли 74,7%. При этом ОАО «ИЭМЗ «Купол» является одним из основных поставщиков, так же как и в экспорте товаров, принадлежащих к группе «Средства наземного транспорта, их части и принадлежности». В последнем случае крупнейшими странами-контрагентами являются Судан, Куба и Казахстан.
Экспорт электрических машин и оборудования за этот же период увеличился в 1,6 раза и составил 9,5 млн. долларов США. К числу крупнейших экспортеров относится и ОАО «ИЭМЗ «Купол», крупнейшими странами-контрагентами являются Украина (32,9%), Казахстан (28,7%), Узбекистан (18,1%).
С 2007 года разработана технология и освоено производство изделий из безсвинцовых экологически чистых низкоактивных припойных сплавов (низкоактивного олова, сплавов на его основе, припоя серебряного в виде чешуек, цилиндров, стержней и пластин). Поставка ОЧВ производится в основном в США, Германию, Японию и Южную Корею. При этом за первые 9 месяцев 2010 года вывоз продукции нефтехимического комплекса из Удмуртии составил 15,6 млн.долларов США, т.е. в 1,5 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Основными конкурентами на данном рынке являются компании Cominco (Канада), Olovo (США), Mitsubushi Materials (Япония).
Производство оборудования для АЭС начато в 2004 году. География рынков сбыта – Центральный федеральный округ, экспорт (Индия, Иран). Основной конкурент на рынке, который параллельно Обществу развивает данное направление с такой же номенклатурой, является компания ООО «Гидротехатом» г. Ижевск.
Предприятия также участвует в различных международных выставках, причем не только в рамках концерна, но и самостоятельно. На VIII Китайском авиационно-космическом салоне "Аэрошоу Чайна 2010" ОАО "ИЭМЗ "Купол" представил продукцию военного назначения: ЗРС "ТОР-М1", ЗРК "ТОР-М2Э" и ЗРК "Оса-АКМ". На Международной выставке "Аналитика-Экспо - 2010" (Россия, г.Москва, 26-29 апреля 2010) состоялась презентация хроматографа "ЛГХ-3000". Он же был представлен и на Международной химической ассамблее – ICA-2010 (ХимЛабАналит) (Россия, г.Москва, 27-30 октября 2010). К одним из наиболее активно развивающихся направлений деятельности относятся нанотехнологии. На Третьем Международном форуме по нанотехнологиям 2010 (Россия, г.Москва, 1-3 ноября 2010) предприятие представило продукцию инновационного центра "Нанотехнологии", а на Седьмой Международной научно-практической конференции "Нанотехнологии производству 2010" (Россия, г.Фрязино, 1-3 декабря 2010) прозвучали доклады сотрудников о продукции и разработках научно-
2.3.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Основным направлением деятельности завода является выпуск спецпродукции. При этом предприятие сталкивается с определенными проблемами, наиболее крупными из которых являются:
1. Технические и технологические проблемы.
Главной проблемой развития отечественной промышленности в целом, ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и ОАО «ИЭМЗ «Купол» в частности в настоящее время стало устойчивое снижение «реальной» производительности труда, обусловленное рядом субъективных и объективных причин.
«Отчетный» рост производительности труда последних лет в немалой степени был обусловлен инфляционными процессами, а также реализацией и использованием в производстве изготовленной ранее, в советский период, продукции (характерно для машиностроения). Этот резерв исчерпан и на настоящем этапе определяющими факторами снижения «реальной» производительности труда являются: значительный физический и критический моральный износ оборудования; не восполняемые потери квалифицированных кадров, произошедшие как вследствие падения загрузки в 1990-е гг., так и по причине разрушения системы подготовки квалифицированных специалистов.
2. Кредитные проблемы.
Для многих промышленных предприятий кредитные ресурсы остаются очень дорогими. Этому есть ряд причин:
долги, накопленные в предыдущие годы, в том числе перед бюджетом и внебюджетными фондами, наличие которых значительно ухудшает финансовые показатели предприятий;
неликвидная залоговая база – изношенное оборудование и основные фонды, специфическая продукция, в большинстве своем выведенная из гражданского оборота;
фактически недоступный рынок внешних заимствований по причине специфики продукции и режима секретности.
Тем не менее, вследствие нехватки собственных оборотных средств предприятия вынуждены брать эти кредиты, в том числе под выполнение ГОЗ. В то же время отсутствие средне- и долгосрочного прогноза по загрузке предприятий (для предприятий ОПК – по ГОЗ) не позволяет привлекать долгосрочные заемные средства для осуществления капитальных вложений, в том числе на модернизацию производства.
3. Проблемы сокращения основных рынков сбыта.
Как уже отмечалось выше, в настоящее время меняется мировая структура экспорта и импорта оружия. Угроза сокращения основных рынков сбыта продукции предприятия обусловлена двумя главными причинами: во-первых, появление новых конкурентов на рынке спецтехники, а также активизация «традиционных» рынках сбыта российской военной техники (например, Индия и Юго-Восточная Азия) зарубежных конкурентов, в т.ч. США и Израиля; во-вторых, нарастающая сила терроризма и, как следствие, зачисление стран исламского мира (потенциальных заказчиков основной продукции) в «черный список».
В целях решения указанных проблем в настоящее время Концерн сосредоточил свои усилия на оптимизации кадровой структуры и привлечении молодых специалистов.
Однако, несмотря на проведенные мероприятия по закреплению молодых подготовленных специалистов в возрасте до 30 лет, проблема по-прежнему остается острой и трудно решаемой, что связано с дефицитом квалифицированных кадров, нерешенными вопросами в системе профессиональной подготовки. Основными причинами оттока молодых специалистов являются недостаточные меры по социальной поддержке молодых специалистов и отсутствие долгосрочных корпоративных социальных программ.
В то же время в отдельных ДЗО Концерна эта проблема решается более успешно, чем в целом. Коллектив ОАО «ИЭМЗ «Купол» в последнее время помолодел, было привлечено много молодых специалистов, однако "старые" высококвалифицированные кадры остаются основой коллектива. Средний возраст работника предприятия - 42 года. Много сделано для улучшения условий труда, проводится перевооружение производственной базы, ремонт помещений, устанавливаются новейшие зарубежные станки, вводится система сквозного проектирования. Уровень организации труда находится на мировом уровне. Действующая на предприятии система качества сертифицирована европейскими органами по сертификации TUV-CERT-SAARLAND (Германия) и SGS-ICS (Швейцария) на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001.
ИЭМЗ является единственным промышленным предприятием Ижевска, которое содержит на своем балансе детские сады. Работники и дети работников предприятия имеют возможность отдыхать и поправлять свое здоровье в лечебно-оздоровительных учреждениях.
Уже несколько лет активно работает спортивный клуб "Купол". А в течение всего года проводится традиционная заводская Спартакиада по десяти видам спорта. Кроме того, проходят отдельные спортивные мероприятия, такие как эстафета "Родной завод", шахматный марафон и др. В цехах организуются "Веселые старты" с привлечением семей работников.
В целях оказания адресной благотворительной материальной помощи бывшим работникам предприятия, состоящим на учете в ветеранской организации, в 2000 году был создан специальный отдел, а также некоммерческая организация "Благотворительный фонд в поддержку пенсионеров "Набережный".
Создан и активно работает комитет по делам молодежи. Основной задачей комитета является объединение молодых работников с целью создания на предприятии высокой культуры производства и управления, используя уже имеющийся положительный опыт и внедряя новые формы и методы работы. Целенаправленно проводится политика по закреплению квалифицированных кадров. По мере возможности решается жилищный вопрос. Предоставляются беспроцентные долгосрочные займы на жилье. Действует совет молодых специалистов.
Третья группа проблем (проблемы сокращения основных рынков сбыта) представляет собой мощный толчок для дальнейшего развития диверсификации производства и повышения эффективности имеющегося ассортимента. В настоящее время предприятие выпускает гражданскую продукцию по нескольким направлениям. Часть из них уже была освещена выше. Однако для разработки качественной стратегии необходимо проанализировать также те виды продукции, которые на данный момент не участвуют в экспортных поставках. Наиболее крупными из них являются:
нефтепромысловое оборудование. На рынке нефтедобывающего оборудования для малодебитных скважин деятельность осуществляется с 1993 года. В России в настоящее время нет прямых аналогов насоса УЭДН5. Эффективность насосов других типов – центробежных и штанговых, существенно ниже. Кроме того конкурентоспособность насоса УЭДН5 обеспечивают низкая цена, малые затраты на монтаж (не требуется фундамент) и малое потребление электроэнергии (в разы меньше, чем у других типов насосного оборудования). География рынков сбыта – Приволжский, Южный, Сибирский федеральные округа.
детали торцевой раскатки. Деятельность на рынке автомобильных запчастей России с 2000 года (поковки повышенной точности из черных и цветных металлов методом полугорячей штамповки). География рынков сбыта – Приволжский и Центральный федеральные округа. Основные конкуренты – предприятия, производящие заготовки, поковки, такие как ОАО «Курганский машиностроительный завод», ОАО «Уральская кузница», ООО «Ижевская поковка» и др.
изделия из пластмассы. Деятельность на рынке изделий из пластмасс для фармацевтической и косметической промышленности осуществляется с 2001 года (баночки от 5 до 200 мл, пластиковая упаковка для косметики, а с 2008 года контейнеры и раздувные банки). География рынков сбыта – Центральный, Южный, Сибирский федеральные округа.
Для выявления перспективных направлений внешнеэкономической деятельности проведем АВС-анализ по выручке, выделив группы эмпирическим методом.
Таблица 5 АВС-анализ по выручке 2007 г.
Наименование продукции | Доля в общем объеме поставок в другие субъекты | Нарастающий итог |
Теплотехника | 51,44% | 51,44% |
НПО | 24,9% | 76,34% |
Подъемное оборудование | 11,93% | 88,27% |
Емкости под крем | 11,68% | 99,95% |
Таблица 6 АВС-анализ по выручке 2008 г.
Наименование продукции | Доля в общем объеме поставок в другие субъекты | Нарастающий итог |
Детали и узлы наземного метро (каркасы, редуктора) | 37,45% | 37,45% |
Оборудование для АЭС (СЭВ, дроссель-клапаны) | 25,08% | 62,53% |
Теплотехника | 15,5% | 78,03% |
НПО | 14,7% | 92,73% |
Емкости под крем | 7,25% | 99,98% |
Таблица 7 АВС-анализ по выручке 2009 г.
Наименование продукции | Доля в общем объеме поставок в другие субъекты | Нарастающий итог |
---|---|---|
Детали и узлы наземного метро (каркасы, редуктора) | 36,86% | 36,86% |
Оборудование для АЭС (СЭВ, дроссель-клапаны) | 34,68% | 71,54% |
НПО | 15,05% | 86,59% |
Теплотехника | 10,57% | 97,16% |
Емкости под крем | 2,84% | 100% |
Из представленных Таблиц 5-7 видно, что происходит устойчивое снижение доли теплотехники и емкости под крем. Так, если в 2007 году по результатам АВС-анализа теплотехника входила в группу А, то через два года ее позиция постепенно опустилась через группу В до С. При этом стоимостные показатели 2007 и 2009 годов примерно одинаковы, в то время как показатели за 2008 год почти в 6 раз меньше. Что касается продукции из пластмассы, снижение ее показателей объясняется тем, что спрос на нее удовлетворяется за счет экспортеров из Белоруссии (более 55 % российского рынка), Польши, Украины, Китая, Южной Кореи, Испании, Германии и др.
Позиция НПО несколько снизилась, что может быть связано с насыщением рынка. Однако, как уже было отмечено выше, в данной области предприятие обладает весомыми конкурентными преимуществами.
Доля оборудования для АЭС выросла в 2009 году по сравнению с 2008. При этом весь объем данного вида продукции поставляется в другие субъекты РФ или за рубеж.
Объем производимого подъемного оборудования резко снизился с 1 513,6 тыс.руб. в 2007 году до 19,1 тыс.руб. в 2008 году, а в 2009 году данный вид продукции вообще не выпускался. Поскольку большая часть данной продукции вывозилась за пределы ФО, можно предположить, что причиной прекращения производства стало окончание или расторжение контрактных отношений по поставке.
Несколько снизился в 2009 году по сравнению с 2008 удельный вес деталей для наземного метро. Однако данный вид продукции по-прежнему остается в группе А.
Теперь проанализируем каждое направление с точки зрения основных конкурентов, имеющихся преимуществ и недостатков, а так же стадии жизненного цикла продукта (Таблица 8).
Прежде всего, необходимо обратить внимание на рынки, находящиеся в стадии роста. Именно на этой стадии происходит стабилизация техпроцессов, существенно увеличивается число модификаций продукта, снижаются цены и затраты, растет спрос. Важно, что на данном этапе конкуренция не является жесткой, хотя численность самих конкурентов растет. Кроме того, следует внимательно отнестись к тем продуктам, которые являются уникальными по своей сути или отдельным характеристикам, а также к тем, поставки которых за рубеж уже производились в прошлом. С учетом данных соображений, а также АВС-анализа и данных, представленных в Таблице 9, проведем выборку из представленных направлений.
Наиболее перспективными представляются оборудование для АЭС и НПО. Во-первых, в данном случае у предприятия имеется, хоть и небольшой, опыт работы с иностранными партнерами. Кроме того, все производимое оборудование для АЭС отправляется за пределы федерального округа, а доля НПО, поставляемого в другие субъекты федерации, с каждым годом растет. Таким образом, представляется, что при дальнейшей работе над недостатками, предприятие сможет завоевать довольно прочную позицию внутри страны. Это может показаться достаточным, однако, стоит вспомнить, что данные направления рассматриваются в контексте перспектив внешнеэкономической деятельности. Экспорт позволит увеличить прибыль завода не только за счет непосредственного увеличения продаваемой техники, но и за счет увеличения жизненного цикла продукта, а также более интенсивной работы над ним.
Интерес так же представляют и детали наземного метро. В 2009 году по сравнению с 2008 объем производства редукторов вырос более чем в два раза. При этом весь объем производимой по данному направлению продукции поставляется в Центральный федеральный округ. Однако стоит отметить, что выпуск редукторов был начат только в 2007 году, а выпуск каркасов – в 2008. Таким образом, на данный момент основной задачей является совершенствование продукции и закрепление позиций на внутреннем рынке.
В целом же на стадии роста рекомендуется формирование приверженности потребителей к товарам, поиск новых групп потребителей и территориальных рынков, сегментирование рынка, расширение производства, создание запасов готовой продукции, модификация и совершенствование товара, которые позволят уйти от прямой конкуренции. В этот период времени особенно необходимым становится точное определение эластичности спроса и выстраивание в соответствии с ней ценовой политики.
39
Направление | Основные конкуренты | Преимущества/ недостатки продукции | Стадия ЖЦП |
---|---|---|---|
Проект «Пластмасса» | Объединение предприятий «Громин», «Митра», «Пакопласт», «Миран» (Беларусь, г. Минск), китайские производители | Преимущества: широкий ассортимент, цена, удобное географическое положение предприятия. Недостатки: ограниченный объем выпуска, длительные сроки подготовки производства новых изделий. | Стадия зрелости |
Торцевая раскатка | ЗАО «ВИС», ЗАО «ПО «Трек», ООО ПО «Начало», «Krafttech» | Недостатки: высокая цена; продажа запчастей, а не готовой продукции | Стадия роста
|
Аналитическое оборудование | ООО «Цветхром», ООО НПФ «Мета-Хром», ЗАО СКБ «Хроматэк», ОАО «Хроматограф», ЗАО «Химаналитсервис», Perkin Elmer, Varian, Thermo Electron, Agilent, | Преимущества: новая элементная база Недостатки: отсутствие узкоспециализированного программного обеспечения, аттестованных методик, непривлекательный дизайн, небольшой ассортимент | Стадия роста
|
Тепловые агрегаты | Desa International, Кroll, KONFOMA, Biemmedue S.p.A., Remington, OKLIMA, SIAL S.p.A., Steamrator, OY, EINHELL, «Би Кар», ANTARES, ITM, Vanguard, Portotecnica, «Тепловые системы» | Недостатки: относительно высокие цены | Стадия роста |
ГСЛО | Kubler, GoGaS, Difotherm, Roberts Gordon, Radiant Service Ltd, FRACCARO, MANDIK, Сибшванк, Купол, Электромаш | Преимущества: горелка из импортных комплектующих Недостатки: небольшой ассортиментный ряд, большой вес | Замедленный рост, переход к стадии насыщения |
Инфракрасные обогреватели | Эконика-Техно, ООО “TCT”, ОАО «МОВЕН», Опытный завод блочных конструкций, Pyrox, Frico, «Мост Климат» | Недостатки: цены выше, чем у зарубежных аналогов, отсутствует регулятор мощности, комплектуется термостатом по заказу, маленький ассортиментный ряд, неэргономичный дизайн | Стадия роста |
НПО | АО «Алнас» | Преимущества: экономичен в потреблении электроэнергии; легкость в эксплуатации; эффективен в искривленных скважинах с низкими дебетами Недостатки: не используется в скважинах с высоким уровнем содержания парафинов и газа; короткий межремонтный период; быстрый выход из строя токоввода, всасывающих и нагнетательных клапанов | Стадия насыщения |
Таблица 8 Анализ некоторых направлений гражданской продукции
39
Таблица 9 Географическая структура продаж гражданской продукции
| Дальневосточный | Приволжский | Северо-западный | Северо-кавказский | Сибирский | Центральный | Уральский | Экспорт | Южный | Доля поставок в другие субъекты |
2007 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теплотехника | - | 4,6% | 12,6% | - | 0,2% | 31,2% | 50,5% | - | - | 95,4% |
Подъемное оборудование | - | 7% | 20,1% | - | 2,2% | 15,1% | 8,9% | 46,7% | - | 93% |
ГСЛО | - | 44,4% | - | - | - | 10,6% | 45% | - | - | 55,6% |
Емкости под крем | - | 16% | 3,5% | - | 0,5% | 80% | - | - | - | 84% |
НПО | 10% | 55% | - | - | 5% | - | - | 20% | 10% | 45% |
Торцевая раскатка | - | 100% | - | - | - | - | - | - | - | 0% |
2008 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теплотехника | - | 80% | - | - | - | 5% | 15% | - | - | 20% |
ГСЛО | 3% | 5% | - | - | 5% | 55% | 10% | - | 17% | 95% |
Емкости под крем | - | - | - | - | - | 100% | - | - | - | 100% |
НПО | - | 48% | - |
| 3% | - | - | 28% | 21% | 52% |
Торцевая раскатка | - | 100% | - | - | - | - | - | - | - | 0% |
Детали и узлы для наземного метро (каркасы, редуктора) | - | - | - | - | - | 100% | - | - | - | 100% |
Оборудование для АЭС (СЭВ, дроссель-клапаны) | - | - | - | - | - | - | - | 100% | - | 100% |
2009 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теплотехника | - | 59,8% | 0,6% | - | - | 13,2% | 2,1% | - | 24,3% | 40,2% |
ГСЛО | - | 30,3% | - | - | - | 69,7% | - | - | - | 69,7% |
Емкости под крем | - | - | - | - | 10% | 80% | - | - | 10% | 100% |
НПО | - | 27,2% | - | 35,8% | - | - | - | - | 37% | 72,8% |
Торцевая раскатка | - | 100% | - | - | - | - | - | - | - | 0% |
Детали и узлы для наземного метро (каркасы, редуктора) | - | - | - | - | - | 100% | - | - | - | 100% |
Оборудование для АЭС (СЭВ, дроссель-клапаны) | - | - | - | - | - | 23% | - | - | 77% | 100% |
39
Однако в производстве гражданской продукции существуют и свои проблемы. В первую очередь это обусловлено тем, что именно данное направление наиболее подвержено финансовым и экономическим колебаниям рынка.
Влияние мирового финансового кризиса отразилось на деятельности ОАО «ИЭМЗ «Купол» следующим образом:
- в традиционно активный сезон продаж гражданской продукции по направлениям тепло- и климатотехники, приходящийся на 1 и 4 кварталы года, не произошло ожидаемого прироста продаж;
- вследствие ограничения кредитования юридических лиц и значительного увеличения процентных ставок по выдаваемым кредитам сократился, а в некоторых случаях даже приостановился, объем финансирования объектов строительной сферы – основного потребительского рынка по направлениям тепло- и климатотехники;
- покупатели продукции, осуществляющие расчеты посредством краткосрочных привлекаемых кредитов, оказались неплатежеспособными.
Наиболее сильно это сказалось на результатах деятельности дочерних и зависимых структур и привело к значительному снижению объемов продаж в 1 квартале 2009 года от 20 % до 90 % от плана, в целом по году – от 30 % до 95 % от плана.
Существуют также и общие для всего завода проблемы. Они не зависят от вида выпускаемой продукции и заключаются в наличии риска попадания в зависимость от поставщиков материалов и комплектующих изделий – монополистов своей продукции. Кроме того, проблемой является прекращение производства, а зачастую закрытие заводов – поставщиков. Еще одна проблема может возникнуть в том случае, если Россия вступит в ВТО. Снижение импортных пошлин и снятие нетарифных барьеров могут привести к снижению конкурентоспособности продукции и/или потере ряда рынков сбыта. Так в справке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «О последствиях вступления России в ВТО» среди самых уязвимых отраслей значатся машиностроение и химическая промышленность.
2.4. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ОБЛАСТИ ВЭД ПРЕДПРИЯТИЯ
Контрактные отношения предприятия в области ГОЗ строятся на основе различных нормативных актов.
В частности, параграфа 4, второй части Гражданского кодекса Российской Федерации «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд». Статья 525 определяет, что основанием поставки товаров для государственных и муниципальных нужд является государственный или муниципальный контракт, а также заключаемые в соответствии с ним договора. Согласно ст. 528 данный контракт разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется исполнителю, если между ними не предусмотрено иное. Исполнитель должен подписать полученный контракт не позднее тридцатидневного срока и вернуть один экземпляр другой стороне. В этот же срок может быть составлен протокол разногласий. Согласно ст.7 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 24.11.1995 примерные условия государственного контракта (контракта) на выполнение оборонного заказа определяются Правительством Российской Федерации. На данный момент действует Постановление Правительства РФ от 23.01.2004 N 41 (ред. от 22.08.2005) "Об утверждении примерных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу"
Кроме того, согласно п.3 ст. 2 ФЗ «О государственном оборонном заказе» оборонный заказ должен содержать:
перечень (номенклатуру) и количество подлежащей поставкам продукции (работ, услуг) и сроки ее поставок;
прогнозируемую стоимость (цену) оборонного заказа в целом, а также по его разделам и отдельным этапам реализации;
перечень государственных заказчиков;
перечень предполагаемых головных исполнителей (исполнителей).
При размещении оборонного заказа определение начальной цены государственного контракта, а также определение цены государственного контракта в случае размещения оборонного заказа у единственного поставщика осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 656 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Правил определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)".
К функциям государственного заказчика, согласно ст.5 ФЗ относится:
организация и проведение размещения оборонного заказа в целях определения головного исполнителя;
заключение государственного контракта на поставки продукции (работ, услуг);
обеспечение финансирования оборонного заказа;
осуществление контроля за использованием головным исполнителем финансовых средств, выделенных на выполнение оборонного заказа;
осуществление контроля за выполнением работ как на отдельных этапах, так и в целом;
участие в испытаниях опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и военной техники, серийной продукции, а также комплектующих изделий и материалов;
организация и проведение государственных испытаний опытных образцов вооружения и военной техники, осуществление подготовки документации для принятия их на вооружение;
утверждение конструкторской документации для осуществления серийного производства вооружения и военной техники.
Функции исполнителя определены ст.6 и включают в себя:
участие в размещении оборонного заказа;
обоснование цены продукции (работ в целом, по ее разделам и отдельным этапам);
заключение государственного контракта на выполнение оборонного заказа;
выполнение работ, изготовление опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и военной техники, освоение, серийное производство и поставки продукции (работ, услуг), авторский и гарантийный надзор за состоянием вооружения и военной техники;
обеспечение соответствия выполненных работ, изготовленных опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и военной техники и серийной продукции требованиям государственных стандартов, тактико-технического (технического) задания государственного заказчика, технической документации, а также тактико-техническим характеристикам и условиям государственного контракта (контракта);
организация и проведение предусмотренных технической документацией испытания опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и военной техники и серийной продукции;
обеспечение государственному заказчику надлежащих условий для осуществления контроля за выполнением работ как на отдельных этапах, так и в целом в процессе разработки, производства и поставок вооружения и военной техники.
Типы контрактов и договоров, заключаемых в соответствие с ними, различаются в зависимости от состава оборонного заказа, в который, согласно ст.2 могут включаться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство и поставка продукции, работы по ремонту и модернизации вооружения и военной техники, гарантийному и авторскому надзору за их состоянием, а также по утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники, строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации. Примерные государственные контракты на выполнение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по государственному оборонному заказу даны в Приложении. Они имеют одинаковую структуру, за исключением того, что в контракте на опытно-конструкторские работы предусмотрен так же пункт, регламентирующий хранение, упаковку, отправку опытного образца (партии) изделия и документации.
Заключение
Несмотря на то, что на сегодняшний день ОАО «ИЭМЗ «Купол» является одним из наиболее диверсифицированных предприятий Удмуртии, его деятельность сосредоточена на выпуске вооружения и военной техники, которые приносят более 90% выручки всего предприятия. Военно-техническое сотрудничество налажено со многими странами мира, предприятие присутствует на всех главных международных выставках, проводит демонстрационные стрельбы и запуски, предоставляет широкий спектр услуг, включающий не только поставку готовой продукции, но так же поставку ЗИП, ремонт и модификацию ранее поставленной техники. Тем не менее, анализ мирового рынка данной продукции и прогнозов его развития показал, что необходимо дальнейшее развитие направлений производства гражданской продукции. При этом целесообразно не только расширять ассортимент, но и тщательно следить за его эффективностью на внутреннем рынке, а также уделять особое внимание продукции, перспективной с точки зрения мировой торговли. Проведенный АВС-анализ основных направлений гражданской продукции выявил наличие наименований, по которым в последние несколько лет происходит устойчивое снижение удельного веса в выручке. Такой продукцией являются, например, емкости под крем. В период с 2007 по 2009 год их доля уменьшилась более чем в 4 раза. Прекратилось производство подъемного оборудования. Перспективными же, с точки зрения внешнеэкономической деятельности, по результатам анализа можно назвать НПО, несмотря на снижение его доли в выручке и оборудование для АЭС.
Кроме возможного сокращения основных рынков сбыта деятельность предприятия связана также с другими трудностями. В частности имеет место проблема устаревшего оборудования, которая на данный момент решается в масштабах не только ОАО «ИЭМЗ «Купол», но и всего концерна ОАО «ПВО «Алмаз-Антей». Техническое переоснащение производства помимо повышения качества продукции и производительности труда также может благоприятно подействовать и на решение проблем с кредитами.
Дальнейшее развитие социальной политики позволит сформировать сильный в профессиональном плане коллектив.
Однако, на пути выхода предприятия на внешний рынок с новыми видами продукции может встать проблема поставщиков-монополистов. С другой стороны, именно эта трудность может послужить толчком к налаживанию новых отношений, в которых завод будет выступать импортером. Другой вариант решения данной проблемы – разработка и использование новых материалов. Таким образом, освободившись от зависимости от поставщиков, предприятие приобретет сильное конкурентное преимущество, которое повысит его шансы на успех на новых рынках.
39