Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии (на примере Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.
Далеко не все руководители имеют сейчас четкое представление о рынке и о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться. В условиях це

Оглавление

Введение.....................................................................................................................4
1. Маркетинг как системообразующая функция управления ..............................6
1.1. Маркетинг как специфическая функция управления ………….….........11
1.2. Организационные структуры служб маркетинга ...………………..…..14
2. Общая характеристика промышленного предприятия Вилейский
филиал ОАО «Молодечненский молочный комбинат»…………………..…17
2.1. Организационно-экономическая характеристика Вилейского
филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……………….…..17
2.2. Организация службы маркетинга на Вилейском филиале
ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………………………..…26
2.3. Анализ деятельности службы маркетинга и других
организационных структур предприятия Вилейского филиала
ОАО «Молодечненский молочный комбинат» …………….……..................31
3. Пути повышения эффективности маркетинга как специфической
функции управления на Вилейском филиале ОАО«Молодечненский молочный комбинат» ………………………………………………..…….……..41
3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности за счет
рекламных мероприятий на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский
молочный комбинат» ……………………..……………………………..….…41
3.2. Совершенствование маркетинговой деятельности за счет материального стимулирования на Вилейском филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……… …………..………………….44
Выводы и предложения …..…………………………………………………….49
Список использованной литературы …………………………………………....51
Приложения

Файлы: 1 файл

КР МЕНЕДЖМЕНТ испр..doc

— 408.00 Кб (Скачать)

- координация совместного участия экономических, технологических служб при постановке продукции на производство и внедрение изменений, влияющих на цену продукции;

- организация работ по анализу ценовой политики со сторонними организациями и фирмами, являющимися поставщиками покупных полуфабрикатов;

- разработка стратегии маркетинга с учетом потребностей в данной продукции, емкости рынка, меняющегося платежеспособного спроса, конкуренции;

- разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламных мероприятий;

- обеспечение участия предприятия в центральных и региональных выставках и ярмарках, подготовка необходимых документов и материалов;

- изучение и использование передового опыта рекламы и стимулирования сбыта;

- анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции, не имеющей достаточного сбыта, определение причин этого;

- подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов маркетинговых исследований;

- подготовка материалов маркетинговых исследований для разработки бизнес-плана на вновь осваиваемую продукцию;

- подготовка, согласование и заключение согласований о намерениях, договоров на поставку продукции и других видов договоров и протоколов, необходимых для предприятия;

- разработка предложений и рекомендаций по улучшению характеристик выпущенной  и новой продукции предприятия.

 При выполнении задач и функций отдел маркетинга взаимодействует с другими подразделениями предприятия, таблица 2.2.2.

Таблица 2.2.2 - Взаимодействие отдела маркетинга с подразделениями предприятия

 

Входящая информация

Исходящая информация

Отдел бухучета и отчетности

-         Бухгалтерские данные о движе-  нии, реализации, запасах продукции;

-         итоги инвентаризации материально-технических ресурсов;

-         нормативы на представительские и командировочные расходы;

-         сведения о применении финансовых санкций к покупателям;

-         распечатки дебиторской и кредиторской задолженности;

-         акты сверок с клиентами по всей отгруженной продукции и таре ;

- информация об оплате клиентами за отгруженную продукцию

-         Сведения о тарифах на услуги по перевозке;

-         предоставление необходимой отчетной документации;

-         информация об условиях работы с клиентами;

-         счет - фактуры на оплату;

-         отчет о выполнении экспорта;

-         сведения о поступлении экспортной выручки;

- взаимозачетные договора и соглашения на поставку, продажу готовой продукции

Планово- экономический отдел

-         Согласование смет расходов на формирование спроса и стимулирование сбыта;

-         утвержденные отпускные цены на продукцию;

- штатное расписание отдел

-         Обобщенные данные о спросе на выпускаемую предприятием продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги);

-         отчет о выполнении экспорта;

-         отчеты об отгрузке готовой продукции;

-         сведения о движении средств пакетирования;

-         данные об остатках готовой продукции на складах;

-         информация о спросе на выпускаемую продукцию по отдельным позициям номенклатуры;

-         сведения о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, об объемах оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;

-         предложение по уровню цен на выпускаемую продукцию;

- документы на оплату труда работников отдела

 

Продолжение таблицы 2.2.2

 

Входящая информация

Исходящая информация

Технологическая служба, производственная лаборатория, производственный цех

-         Сведения о технических возможностях предприятия;

-         заключения на образцы конкурентной продукции;

-         консультации о возможности изменения ассортимента продукции;

-         документы, подтверждающие качество продукции;

-         информация по результатам входящего контроля

-         Документы и материалы для участия в выставках, ярмарках;

-         информация о жалобах и предложениях потребителей по качеству продукции;

-         своевременная информация о предполагаемом изменении ассортимента реализуемой продукции;

-         сведения по рекламациям к качеству на продукцию, полученных предприятием от потребителей;

-         данные о возврате продукции потребителям

Транспортный участок

-         Информация о количестве и техническом состоянии  автомобильного транспорта

-         Заявки на выделения а/мобильного транспорта для отвозки продукции потребителю и доставки необходимых припасов и материалов

Юрисконсульт

-         Результаты правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству представленных для визирования договоров, приказов;

-         согласование претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств;

-         разъяснение действующего законодательства и порядка его применения;

-         анализ изменений и дополнений законодательства

-         Проекты договоров для визирования и правовой экспертизы;

-         имеющиеся сведения о поставщиках и покупателях;

-         заявки на поиск необходимых нормативных правовых документов и на разъяснение действующего законодательства

Группа НАССР

-         Информация о продукции и описание, требования, соответствие требованиям.

- Информация о работе с потребителями;

- информация о претензиях и рекламациях по продукции.

2.3. Анализ деятельности  службы маркетинга ВИЛЕЙСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ»

 

при анализе деятельности отдела маркетинга на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский молочный комбинат» я определила, что данный отдел выполняет несколько функций.

В составе аналитической функции маркетинга проводятся следующие мероприятия:

1) Поскольку изучение рынка не представляется отделу маркетинга необходимым условием успешного проведения целенаправленной маркетинговой политики, данное мероприятие не осуществляется, что, несомненно, является недостатком работы отдела. Ведь, зная условия и тенденции развития экономики, политики, законодательства, а также стиля жизни и демографические изменения, можно предвидеть спрос на ту или иную продукцию. В связи с этим, изучение спроса покупателей, проводимое предприятием в магазине «Вильюша», не достигает нужного эффекта, который присутствовал бы при одновременном исследовании тенденций развития рынка и изучения покупательских предпочтений.

2) Продукция предприятия рассчитана на массового покупателя со средним уровнем доходов, поэтому при ее производстве филиал  старается по возможности учесть потребности всех возрастных групп населения и при этом сохранить доступные цены. Специфика выпускаемой продукции такова, что успех или неуспех каждого конкретного вида продукции у покупателей влияет на результаты работы целого предприятия. Так как Вилейский филиал имеет большие мощности, то невыгодно производить продукцию маленькими партиями, а результатом выпуска неудачной продукции может быть затаривание складских площадей, недополучение прибыли. Поэтому очень важным является постоянное изучение спроса потребителей на новый вид продукции, а также сбор информации о результатах продаж уже выпущенной продукции.

При этом проводятся следующие мероприятия:

1) Изучение спроса на новую продукцию проводится путем проведения выставок – дегустаций в торговых залах магазинов.
Работники отдела маркетинга проводят опрос представителей различных возрастных групп. В настоящее время в торговых залах магазинов проводились выставки – дегустации йогурта молочного «Фитнес» 1,5% жирности в полиэтиленовом пакете, напитка из пахты «Идеал» 2,5% жирности в полиэтиленовом пакете. Новые продукты получили положительные оценки покупателей и в ближайшее время они будут поставлены в торговую сеть.

2) Систематически работник отдела маркетинга, в функции которого входит изучение спроса, посещает торговые организации, которые продают продукцию предприятия, с целью сбора информации о том, как реализуется данная продукция, какие виды продаются хорошо, а какие «зависают», выясняются причины, по которым тот или иной продукт был не принят покупателем. Прямо в торговых залах магазина производится анкетирование продукта и заполняются анкеты оценки удовлетворенности потребителей.

Мною изучена анкета оценки удовлетворенности потребителей (для торговых организаций) на творог «Крестьянский» 5% жирности фасованный в пергамент по 250 граммов и пудинг творожный «Фруктовое облачко»  3% жирности фасованный в полистирольные стаканы по 250 граммов. Оценка качества производится по пятибалльной системе. Анкетирование на творог «Крестьянский» проводилось  в универсаме «Центральный» г. Жодино и магазин «Райск и Гузик» г.п. Плещеницы.

В анкете оцениваются следующие критерии:

- качество поставленной продукции;

- внешний вид;

- вкусовые качества;

- упаковка;

- дизайн упаковки;

- сроки исполнения договорных обязательств;

- оперативность и результативность реагирования на запросы.

Затем выводится средний балл (среднее арифметическое от оценок по всем критериям), а также вносятся предложения по улучшению качества продукции.

При оценке творога «Крестьянского» в универсаме «Центральный» г.Жодино, практически все критерии были оценены в пять баллов, только критерии оценки упаковки и дизайна упаковки получили по четыре балла. Итого средний балл составил 4,7 балла. В предложениях было пожелание изменить дизайн упаковки, так как он аналогичен упаковке на творог 2% жирности. В магазине «Райск и Гузик» г.п. Плещеницы качество поставленной продукции и вкусовые качества были оценены в четыре балла. Остальные критерии оценены в 5 баллов. Средний балл составил 4,7 баллов. В предложении было указано на то, чтобы творог был менее влажным.

Анкетирование на пудинг творожный «Фруктовое облачко»  3% жирности фасованный в полистирольные стаканы по 250 граммов проводилось в УП «Ромашка» г. Вилейка и РТУП «Лотос – Торг» г. Вилейка.

При оценке пудинга «Фруктовое облачко» в магазине УП «Ромашка», практически все критерии были оценены в четыре балла, только критерий оценки оперативности и результативности реагирования был оценен в пять баллов. Итого средний балл составил 4,1 балла. В предложениях было пожелание  улучшить  вкусовые качества  продукта. В магазине               РТУП «Лотос – Торг» качество поставленной продукции и вкусовые качества были оценены в три балла. Внешний вид, упаковка, дизайн упаковки оценили в четыре балла. И только сроки исполнения договорных обязательств и оперативность и результативность реагирования оценены в пять баллов. Средний балл составил 4,0 баллов. В предложении также было указано на улучшение качества продукта.

Результаты анкеты тщательно анализируются и принимаются соответствующие меры. Анкеты представлены в Приложениях А,Б,В,Г.

3) Изделия конкурентов, уровень их качества, цены, конкурентоспособность изучаются при посещении работниками отдела маркетинга различных магазинов, торгующих как продукцией предприятия, так и продукцией других предприятий, а также фирменных секций конкурентов. Анализируются и сопоставляются цены конкурентов и цены предприятия. Если рентабельность достаточно высокая, то производится снижение цены. Так, на масло «Славянское» в результате анализа была снижена отпускная цена на 7%.

На основе анализа, оценки конкурентной среды в Республике Беларусь, мною сделано заключение, что немногие отечественные предприятие в состоянии конкурировать с Вилейским филиалом ОАО «Молодечненский молочный комбинат» как по качеству выпускаемой продукции, ассортименту, так и по ценам. Однако продукция российских производителей, отличающаяся большим разнообразием, составляет предприятию серьезную конкуренцию в Российской Федерации. Но в силу того, что потребность этого рынка в качественных, недорогих и натуральных продуктах очень велика и не удовлетворяется полностью, Вилейский филиал может многократно увеличивать объем реализации своей продукции в данном регионе.

В связи с вышесказанным, а также с целью укрепления позиций на рынках Республики Беларусь, стран СНГ и за рубежом, маркетинговая стратегия предприятия предусматривает следующие направления:

- Увеличение присутствия продукции Вилейского филиала на рынках РФ и СНГ и освоение новых рынков сбыта в странах Западной Европы.

- Постоянный анализ производственных издержек с целью снижения себестоимости продукции и повышению конкурентоспособности молочной продукции.

Таким образом, выполнение аналитической функции маркетинга позволяет работникам отдела участвовать в разработке новых видов, таких, которые будут признаны покупателями и, принимать решения о внедрении этих видов в производство, то есть выполнять производственную функцию маркетинга, которая сводится к следующему:

1)Служба маркетинга предлагает свои рекомендации по организации производства новой конкурентоспособной продукции в требуемом рынком количестве и в оптимальные сроки. Однако данные рекомендации редко принимаются во внимание, поскольку руководство предприятия считает, что спрос на определенные виды продукции может измениться и предприятие в таком случае вместо ожидаемой прибыли получит убытки. Выпускаемые опытные партии молочной продукции, перед внедрением в производство предоставляются на рассмотрение отделу маркетинга. Работники отдела на основе знаний, пожеланий потребителей исходя из проведенных выставок – дегустаций высказывают свое мнение относительно того, будет ли пользоваться успехом у покупателей данная продукт. Кроме того, отдел указывает также в каком количестве следует производить продукт. Так, был произведен опытной партией коктель- шейк «Сладкая жизнь», который «не нашел» своего покупателя, поэтому не был пущен в массовое производство.  

Информация о работе Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии (на примере Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат