Функции управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на предприятии ОАО «КАМАЗ».
Объектом исследования является машиностроительное предприятие ОАО «КАМАЗ».
Задачи курсовой работы:
1) дать характеристику основным функциям управления предприятием;
2) проанализировать процесс реализации на практике функций менеджмента на предприятии ОАО «КАМАЗ»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………………5
1.1. Планирование……………………………………………………………5
1.2. Организация……………………………………………………………8
1.3. Мотивация………………………………………………………………9
1.4. Контроль………………………………………………………………12
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В ОАО «КАМАЗ»…………………………………………………………………15
2.1. Характеристика предприятия ОАО «КАМАЗ»....................................15
2.2. Практика реализации функций менеджмента на предприятии……17
2.2.1. Долгосрочная стратегия развития………………………………...17
2.2.2. Структура и принципы корпоративного управления……………18
2.2.3. Социальная политика………………………………………………22
2.2.4. Внутренний контроль……………………………………………26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………....………….…………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………....………………34

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент!!!!!!!.doc

— 232.50 Кб (Скачать)


23

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Функции управления предприятием……………………………5

1.1. Планирование……………………………………………………………5

1.2. Организация……………………………………………………………8

1.3. Мотивация………………………………………………………………9

1.4. Контроль………………………………………………………………12

2. Анализ реализации основных функций менеджмента в ОАО «КАМАЗ»…………………………………………………………………15

2.1. Характеристика предприятия ОАО «КАМАЗ»....................................15

2.2. Практика реализации функций менеджмента на предприятии……17

2.2.1. Долгосрочная стратегия развития………………………………...17

2.2.2. Структура и принципы корпоративного управления……………18

2.2.3. Социальная политика………………………………………………22

2.2.4. Внутренний контроль……………………………………………26

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………....………….…………31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………....………………34

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………...…………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

 

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «менеджмент» является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является  более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, а также правового обеспечения.

В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия.

Управление предприятием требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Теория управления интересна тем, что она постоянно развивается. Не существует двух предприятий с абсолютно одинаковыми моделями управления, так как методы управления постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих на рынке. Профессионализм и интуиция менеджера являются немаловажными элементами успешного управления, также как и участие коллектива в делах предприятия. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.

Процесс управления является общей суммой всех функций. Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Вышеизложенное обуславливает актуальность данной курсовой работы.

Целью данной работы является исследование основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на предприятии ОАО «КАМАЗ».

Объектом исследования является машиностроительное предприятие ОАО «КАМАЗ».

Задачи курсовой работы:

1)                      дать характеристику основным функциям управления предприятием;

2)                      проанализировать процесс реализации на практике функций менеджмента на предприятии ОАО «КАМАЗ»;

3)                      дать рекомендации по совершенствованию системы реализации функций управления в ОАО «КАМАЗ».

В курсовой работе использовались данные текущей документации ОАО «КАМАЗ», литература по менеджменту и некоторые источники теоретической информации (учебники).

Результатом работы будет анализ функционирования организации с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента и внесение предложений по улучшению реализации этих функций, что должно повысить эффективность хозяйственной деятельности организации.

1. Функции управления предприятием

 

Функции управления весьма многогранны. Самостоятельными можно выделить многие производственные функции, такие как маркетинг, бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции. Но наиважнейшими этапами организации управленческого процесса являются: планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), организация производства, мотивация и контроль. В таблице №1 представлена схема функций управления предприятием.

Таблица 1.1

Функции управления

Источник: Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы / пер. с англ. - М ИНФРА-М, 2001.

 

1.1. Планирование

 

Функции планирования предполагают решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

Слово "стратегия" произошло от греческого strategos, "искусство генерала". Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации. Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.

Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями.

Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил. Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика представляет общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации. 

 

1.2. Организация

 

Организовать - значит создать некую структуру. Организация – это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Чтобы планы были реализованы, руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, т. е. с оптимальным результатом. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач: существует два основных аспекта организационного процесса:

1.            Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

2.            Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Чтобы понять, как эффективно осуществлять делегирование, необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями.

Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Результатом делегирования линейных полномочий является цепь команд. Прежде чем определить штабные полномочия, нужно кратко рассмотреть происхождение административного аппарата.

Административный аппарат выполняет так много функций в современных организациях, что все их невозможно перечислить. Однако можно классифицировать штабной аппарат по двум или трем основным типам, учитывая функции, которые он выполняет. К трем типам аппарата относятся консультативный, обслуживающий и личный аппарат, который иногда рассматривается как вариант обслуживающего аппарата. Однако следует помнить, что на практике редко можно провести резкую границу между этими типами.

Ограничение нормы управляемости. Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия - работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.

Делегирование редко бывает эффективным, если руководство не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.

 

1.3. Мотивация

 

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду.

Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Однако, чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию их можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

Информация о работе Функции управления предприятием