Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:23, курсовая работа
Целью данной работы является исследование основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на предприятии ОАО «КАМАЗ».
Объектом исследования является машиностроительное предприятие ОАО «КАМАЗ».
Задачи курсовой работы:
1) дать характеристику основным функциям управления предприятием;
2) проанализировать процесс реализации на практике функций менеджмента на предприятии ОАО «КАМАЗ»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………………5
1.1. Планирование……………………………………………………………5
1.2. Организация……………………………………………………………8
1.3. Мотивация………………………………………………………………9
1.4. Контроль………………………………………………………………12
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В ОАО «КАМАЗ»…………………………………………………………………15
2.1. Характеристика предприятия ОАО «КАМАЗ»....................................15
2.2. Практика реализации функций менеджмента на предприятии……17
2.2.1. Долгосрочная стратегия развития………………………………...17
2.2.2. Структура и принципы корпоративного управления……………18
2.2.3. Социальная политика………………………………………………22
2.2.4. Внутренний контроль……………………………………………26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………....………….…………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………....………………34
Источник: Пояснительная записка к балансу ОАО «КАМАЗ» за 2007-2008гг.
В отчётном году большое внимание уделялось укреплению трудовой дисциплины работников. Еженедельно велся учет и контроль за потерями рабочего времени. Количество прогулов на 1-го работника снизилось на 28,5%, сверхурочные часы на 1-го работника уменьшились на 3,6 %.
Таблица 2.6
Выполнение социального заказа (тыс. руб.)
Содержание | 2008 г. | 2007 г. | Темп, % |
---|---|---|---|
Частичное возмещение оплаты койко-места работникам, проживающих в общежитиях ЗАО "КАМАЗжилбыт" | 1 735 | 1 730 | 100,3 |
Организация бесплатного горячего питания для работ-ов, имеющих право на льгот/пенс-ое обеспечение по списку №1 | 132 | 89 | 148,8 |
Приобретение путевок в с/п "Н.Челнинский" и "КАМАЗ" | 18 983 | 15 447 | 122,9 |
Приобретение путевок в иногородние санатории и пансионаты. | 5 960 | 4 850 | 122,9 |
Приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря | 6 349 | 3 144 | 201,9 |
Проведение периодических мед. осмотров | 1 964 | 3 071 | 64,0 |
Проведение предварительных мед. осмотров | 152 | 89 | 170,8 |
Проведение мед. осмотров женщин | 468 | 356 | 131,5 |
Витаминизация лиц, работающих в неблагоприятных условиях | 132 | 7 | 19 раз |
Обеспечение здравпунктов, в т.ч. основными средствами | 1 018 | 956 | 106,5 |
Содержание баз отдыха | 2 662 | 2 425 | 109,8 |
Приобретение новогодних подарков для детей | 904 | 930 | 97,2 |
Проведение праздников, юбилеев, культурно-массовых и физк.-оздоровит. мероприятий для трудящихся и молодежи | 2 810 | 1 853 | 151,6 |
Фин. поддержка совета молодых работников на проведение культ.-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий | 60 |
|
|
Организация диет. питания работникам | 1 621 | 1 658 | 97,8 |
Отчисления профкому 0,15% от ФОТ на культ.-массовую и физ.-оздоров. работу | 2 223 | 1 288 | 172,6 |
Мат помощь на жилье | 38 691 | 22 254 | 173,9 |
Оплата доп. отпусков не освобожденным от основной работы профсоюзным работникам | 5 |
|
|
Материальная помощь женщинам работницам находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте 1,5 до 3 лет | 579 |
|
|
НПФ "Первый промышленный альянс" | 5 063 |
|
|
Реализация программа "ЗАБОТА" | 6 962 | 3 949 | 176,3 |
Другие социальные нужды | 13 921 | 14 900 | 93,4 |
Материальная помощь не работающим пенсионерам - бывшим работникам ОАО "КАМАЗ" | 25 818 | 21 159 | 122,0 |
ВСЕГО: | 138 212 | 100 155 | 138,0 |
Источник: Пояснительная записка к балансу ОАО «КАМАЗ» за 2007-2008гг.
Обеспечение социальных льгот, гарантий и услуг. В 2007 году фактическая стоимость социального пакета ГО ОАО «КАМАЗ» составила 250 млн. руб. Адресную социальную помощь по программе «Забота» получили 48 тыс. человек, 980 семей улучшили свои жилищные условия за счёт программы «Жильё» (всего расходов по программе 39,2 млн. руб.), каждый 10 работник ГО ОАО «КАМАЗ» смог отдохнуть и поправить своё здоровьё в санаториях, профилакториях и пансионатах (расходы на путёвки составили 53 млн. руб.), затраты на содержание баз отдыха составили 16 млн. руб., в программе «Молодые работники» задействовано 33 организации ОАО «КАМАЗ».
В 2007 году стоимость социального пакета ГО ОАО «КАМАЗ» составит 325,9 млн. руб. (прирост к 2006 году на 30,4%), в т.ч. по программе «Здоровье» - 103 млн. руб., по программе «Забота» 49,4 млн. руб.
2.2.4. Внутренний контроль
В группе организаций ОАО «КАМАЗ» создана система контроля, адекватная действующей системе управления и сформирована целостная внутренняя нормативная база, позволяющая осуществлять эффективный системный управленческий контроль, что было отмечено решением Совета директоров ОАО «КАМАЗ» от 21.12.2005 (протокол № 8).
После утверждения Комитета Совета директоров по аудиту каждый уровень управления имеет свой контрольный орган и/или механизм реализации контрольных функций, что способствует повышению эффективности управленческой деятельности.
Основными элементами системы контроля в ГО ОАО «КАМАЗ» являются:
- закрепление корпоративных процессов управления и контроля за функциональными подразделениями и ГО ОАО «КАМАЗ» и мониторинг закрепленных корпоративных процессов;
- мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций ревизионными комиссиями, состоящими из специалистов функциональных подразделений ОАО «КАМАЗ» и Комитета корпоративного контроля;
- деятельность других временных и постоянных контролирующих органов ОАО «КАМАЗ» (Координационный Совет по борьбе с кражами и недостачами, Центральная инвентаризационная комиссия, другие органы);
- взаимодействие контролирующих подразделений ОАО «КАМАЗ»:
• с внешними контролирующими органами;
• с функциональными подразделениями организаций ОАО «КАМАЗ»;
- разработка и принятие менеджментом ОАО «КАМАЗ», его подразделений и организаций корректирующих мер, адекватных последствиям выявленных отклонений и причинам их возникновения.
Контрольная деятельность в ГО ОАО «КАМАЗ» осуществляется на принципах системности, непрерывности и комплексности контрольных процессов.
Политика ОАО «КАМАЗ» в организациях, созданных с участием ОАО «КАМАЗ», реализуется через:
1. Деятельность представителей ОАО «КАМАЗ» в органах управления и в том числе в Ревизионных комиссиях.
2. Инструменты финансовой политики путем участия в разработке и контроля исполнения бизнес-планов, бюджетов, смет, планов и планов-графиков и применения корректирующих мер по отклонениям.
3. Методологическое руководство функциональными подразделениями ОАО «КАМАЗ» деятельностью функциональных подразделений организаций.
4. Организацию контроля функциональными подразделениями ОАО «КАМАЗ» за процессами по основным направлениям деятельности в ОАО «КАМАЗ».
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
На предприятии ОАО «КАМАЗ» довольно хорошо поставлен процесс краткосрочного и долгосрочного планирования, поскольку у ОАО «КАМАЗ» есть четко выраженная стратегии дальнейшего развития. Однако, работа предприятия ОАО «КАМАЗ» в условиях рыночных отношений требует усиления действенности планирования в части изыскания резервов для повышения эффективности предприятия.
Совершенствование функции мотивации в ОАО «КАМАЗ» будет являться решающим фактором, влияющим на экономические результаты деятельности ОАО «КАМАЗ»: объем продаж, выручку, прибыль, прежде всего потому, что большое значение в увеличении объема продаж, и, как следствие, выручки и прибыли, принадлежит именно совершенствованию работы с клиентами, улучшению качества обслуживания, что невозможно без непосредственной заинтересованности рядовых работников в улучшении этих показателей. Этому может содействовать грамотно построенная система мотивации, включающая в себя как материальные, так и нематериальные факторы. Материальные – это заработная плата. Нужно в корне пересмотреть существующую систему организации оплаты труда. Для главных специалистов необходимо ввести контрактую систему оплаты труда. Для руководящего персонала схему оплаты труда можно представить следующим образом:
1. Общая схема долевого участия в прибыли
2. Часть групповой премии (процент от премии подразделения, находящегося в его ведомстве)
3. Вознаграждение за сверхурочную работу
4. Предложение о долевом участии в бизнесе
Социальные факторы применительно к организации выражают содержание изменений в образующих ее социальную среду условиях и адекватные этим изменениям последствия. Их различают, прежде всего, по направленности и формам воздействия на персонал как в пределах самой организации, где осуществляется совместный труд, так и в ближайшем ее окружении, где работники организации и их семьи живут.
В ходе анализа функции мотивации и социального развития ОАО «КАМАЗ» было выявлены некоторые проблемы, которые требуют разработки мероприятий:
1. Условия и охрана труда ОАО «КАМАЗ» включают факторы, которые связаны с содержанием совместной работы, техническим уровнем производства, организационными формами трудового процесса и качеством рабочей силы, занятой в данной организации, а также факторы, так или иначе воздействующие на психофизиологическое самочувствие работников, на обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
– оснащенность организации современной техникой, степень механизации и автоматизации работ, применение эффективных технологий и материалов;
– организация труда с учетом внедрения современных научно-технических достижений в производство, поддержки автономности рабочих групп, укрепления трудовой, производственной и технологической дисциплины, усиления самостоятельности, предприимчивости, личной и групповой ответственности работников;
– сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ, выдача при необходимости специальной одежды и других средств индивидуальной защиты;
– соблюдение санитарно-гигиенических норм, в том числе по состоянию производственных помещений и оборудования, чистоте воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;
– наличие (и удобства) бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т.п.
Материальное вознаграждение труда должно в ОАО «КАМАЗ» выступать узловым пунктом социального развития организации, так как в нем состыковываются основные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работников, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных благах.
Организация досуга. Внерабочее время образует группу факторов социальной среды организации. С ними связаны устройство домашнего быта работников, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга. Досуг занимает особое место в гармоничном развитии человека-труженика.
Что касается нематериальных форм мотивации, то особое внимание на месте руководящего стоило бы уделить построению собственной организационной культуры.
Заключение
Четыре основные функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.
Принятие решений - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.
Организация - важная функция менеджмента, которая способствует бесперебойному функционированию предприятия. Правильно подобранная организационная структура позволяет сэкономить время и денежные средства организации, способствует рациональному ведению хозяйственной деятельности.
Управление оперативной производственной деятельностью осуществляется в рамках жестко централизованной системы планирования, диспетчеризации и контроля хода производства, обеспечения материалами и комплектующими изделиями. Система управления ОАО «КАМАЗ» построена на принципах централизации основных функций управления.
Что касается функции организации, то организационная структура ОАО «КАМАЗ» достаточно точно соответствует ее целям и задачам, но в то же время, являясь линейно-функциональной, она обладает всеми недостатками данного вида бюрократических структур.
Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и распоряжений. Это один из важнейших факторов нормального функционирования организации. Он объединяет в себе все виды управленческой деятельности. Контроль помогает устранять недоработки и своевременно находить ошибки.
В отчётном году внешний контроль финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КАМАЗ» от лица акционеров ОАО «КАМАЗ» осуществляла Ревизионная комиссия и Комитет Совета директоров по аудиту. Контроль объективности финансово-бухгалтерской отчётности проводил независимый аудитор - аудиторско-консалтин-говая компания «Аудекс».