Контроллинг как одна из функций антикризисного управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 09:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть контроллинг как одну из функций антикризисного управления предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть значение и сущность контроллинга в планировании деятельности предприятия; рассмотреть контроллинг в стратегическом и оперативном планировании предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «антикризисное управление» 5
2. Сущность контроллинга: понятие, цели и задачи 6
3. Стратегический контроллинг 9
4. Оперативный контроллинг 13
5. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии 14
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

ГОТОВ КОНТР.docx

— 52.45 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА 

Кафедра «Бухгалтерского учета, анализа, аудита и статистики» 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Антикризисное управление»

на тему: «Контроллинг как одна из функций антикризисного управления предприятием.

Вариант № 1». 
 
 

                                                                                       Выполнила: ст. гр. 2ФЗ-62

                                                    __________                Шубикова Е.В.

                                    подпись                   Шифр:09.01.710

                                                             Проверила:

                                                     __________                Мамателашвили О.В.

                                                        подпись  
 

УФА – 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   3

  1. Понятие «антикризисное управление»                                               5
  2. Сущность контроллинга: понятие, цели и задачи                              6
  3. Стратегический контроллинг                                                              9
  4. Оперативный контроллинг                                                                 13
  5. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии                                                           14

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ                                                                                16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                            21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                      23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  темы. Контроллинг  это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем.

    Контроллинг  это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.

    Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного  события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию  фирмы. Развитие и становление системы  контроллинга обусловлены реалиями рынка, его стихийностью, нестабильностью цен и сбыта.

    Сегодня современное планирование, а особенно стратегическое планирование невозможно без современных методов оперативного и стратегического контроллинга. Интенсивное проникновение контроллинга осуществляется и в такие сферы, как инновационный менеджмент, управление ассортиментной политикой, жизненным циклом продукции, ценообразованием и эффективностью производства.

    В последние годы контроллинг является неотъемлемой частью системы долгосрочного планирования. Контроллинг управляет, контролирует и корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Контроллинг формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности.

    В ближайшее время и в России контроллинг должен занять достойное место в системе управления предприятием. Этому реально должна содействовать необходимость введения системы антикризисного управления на многих предприятиях. Важную роль контроллинг должен сыграть в развивающихся инновационных процессах. Процессы создания и внедрения новой продукции уже сегодня эффективно контролируются и управляются службами контроллинга за рубежом. Освоение технологии контроллинга позволит резко повысить эффективность и ускорить НТП.

    Контроллинг тесно связан с бухгалтерским учетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и бизнес-планированием, стратегическим, инновационным и инвестиционным менеджментом. Контроллинг сегодня необходим для специалистов по стратегическому планированию, стратегическому менеджменту, антикризисному управлению, бухгалтерскому учету, маркетингу.

    Цель  работы – рассмотреть контроллинг как одну из функций антикризисного управления предприятия.

    Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть значение и сущность контроллинга в планировании деятельности предприятия;

- рассмотреть контроллинг в стратегическом и оперативном планировании предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие  «антикризисное управление»

    Антикризисное управление — что это такое, каково его применение на практике? Антикризисное  управление применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.

    Антикризисное управление — это:

- анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

- познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;

- стратегический контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

- оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) — оперативный контроллинг;

- разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

- постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению (6).

    Совершенно  ясно, что действие механизма возникновения  кризисного состояния производственной системы вообще и фирмы в частности  протекает во времени.

    Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от того, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Назовем их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы (1).

    Постоянное  ожидание сигналов о надвигающемся  кризисе - важнейший принцип стратегического  антикризисного управлении. Поскольку  и внешняя, и внутренняя среды  фирмы динамичны, указанные исходные события могут проявляться в  любой момент. Поэтому важнейшим  принципом стратегического антикризисного управления является состояние постоянного  ожидания сигналов о надвигающемся  кризисе и немедленная реакция  на эти сигналы.

    Наиболее  существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. Наиболее сложным  в процессе антикризисного управления является выявление цепочек экономических  явлений, возникающих после обнаружения  того или иного сигнала, и выработка  соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных  этими цепочками.   

  1. Сущность  контроллинга: понятие, цели и задачи

    При неоднозначности понимания контроллинга целесообразно разобраться в первичных основах контроллинга как системы. Начнем с самого понятия термина “контроллинг”.

    Данный  термин рожден от английского глагола  “to control”. На практике этот глагол имеет несколько значений, в том числе в экономическом аспекте означает “управление” и “наблюдение”. Исходя из этого можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением (2).

    Контроллинг обеспечивает стабильность и долгосрочное существование предприятия. Согласование, управление и достижение целей происходит внутри самоуправляющейся системы. Работа данной системы в заданном режиме свидетельствует о ее нормальном развитии.

    Контроллинг активно содействует рационализации информационных потоков на предприятии. Благодаря постоянному сопоставлению полученных результатов с намеченными целями, контроллинг позволяет предприятию эффективно использовать ресурсы и быстро адаптироваться к изменениям, что превращает контроллинг в очень эффективный управленческий инструмент.

    Контроллинг выполняет важнейшую функцию поддержки системы менеджмента и занимается:

• планированием  и постановкой цели (глобальных и  локальных стратегий);

• сбором, анализом внутренней и внешней информации;

• целенаправленным управлением, координацией и контролем.

    Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга  производная от целей самого предприятия.

    Основные  задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом:

• информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;

• регулирование  и контроль за производственными  и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

• выполнение функции интеграции, системной организации  и координации;

• планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);

• контроль (сравнение заданных и фактических  показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);

• управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач). (12)

    В основе контроллинга как концепции системного управления организацией в общем случае лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговой фирмы, банка и др.) путем:

- ориентации на эффективную работу предприятия в долговременной перспективе;

- структурирования процесса управления и выделения циклов для обеспечения четкости планирования, контроля исполнения планов и принятия корректирующих решений;

- формирования организационной структуры, ориентированной на достижение стратегических и оперативных целей;

- создания информационной системы, адекватной задачам целевого управления предприятием (8).

    Основные  функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и направлены на формирование комплекса мероприятий по достижению этих целей. К основным функциям контроллинга относятся:

учетная — сбор информации и ее первичная обработка, включая оценку деятельности предприятия и его подразделений, разработка и совершенствование системы внутреннего учета, унификация методов и критериев оценки деятельности предприятия и его подразделений;

Информация о работе Контроллинг как одна из функций антикризисного управления предприятием