Контроллинг как одна из функций антикризисного управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 09:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть контроллинг как одну из функций антикризисного управления предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть значение и сущность контроллинга в планировании деятельности предприятия; рассмотреть контроллинг в стратегическом и оперативном планировании предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «антикризисное управление» 5
2. Сущность контроллинга: понятие, цели и задачи 6
3. Стратегический контроллинг 9
4. Оперативный контроллинг 13
5. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии 14
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

ГОТОВ КОНТР.docx

— 52.45 Кб (Скачать)

планирования  — формирование и совершенствование  системы планирования на предприятии; сбор информации для прогнозирования, установление сроков и целей планирования; установление потребности в информации и времени для отдельных шагов  процесса планирования; координация  процессов обмена информацией в  процессе планирования; координация  и агрегирование по времени и  содержанию отдельных планов; осуществление  проверки разработанных планов на полноту  и реализуемость; разработка единого  сводного плана предприятия;

контроля  и регулирования—определение контролируемых величин и параметров; сравнение плановых и фактических величин для оценки степени достижения целей предприятия; определение допустимых границ отклонений контролируемых величин; анализ отклонений и соответствующая интерпретация причин отклонений плана от факта; выработка рекомендаций по уменьшению возникших отклонений;

информационного и аналитического обеспечения —  разработка архитектуры системы  информации предприятия; стандартизация информационных потоков и каналов  передачи информации на предприятии; подготовка цифрового материала для контроля и регулирования деятельности предприятия; сбор и систематизация релевантных  для принятия решений данных; разработка инструментария для процессов планирования, контроля и принятия решений; консультирование при выборе корректирующих мероприятий  и управленческих решений; обеспечение надежности и экономичности функционирования информационной системы (6). 

  1. Стратегический  контроллинг

    Контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.

    Для стратегического контроллинга определяют следующий круг задач:

содействие  в установлении количественных и  качественных целей предприятия;

- методологическая и информационная поддержка процесса стратегического планирования;

- помощь в определении критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;

- определение узких мест в системе управления предприятием;

- определение основных контрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;

- сравнение плановых и фактических значений стратегических контрольных показателей в целях выявления и ликвидации причин отклонений; анализ показателей экономической эффективности, особенно инноваций и инвестиций.

    Стратегический контроллинг – важнейшая составляющая контроллинга управляющая внешней средой, стратегическим факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями. Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и программ.

Цель  стратегического контроллинга – формирование системы управления и планирования, которая позволила бы движение фирмы к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации (9).

    В экономической литературе большое  внимание уделяется вопросам направленности действия стратегического контроллинга. Так А. Гэльвайтер в своей книге “Стратегическое руководство предприятием” выделяет восемь проблем, которые может решить стратегический контроллинг:

1. Проверка  стратегических планов на их  полноту и формальную и материальную  консистентность.

2. Текущий  контроль “критических” внутренних  и внешних условий, лежащих  в основе стратегических планов.

3. Контроль  стратегически важных решений,  исходя из аспекта сроков.

4. Контроль  важных этапных целей при реализации  стратегически важных предпосылок,  исходя из аспекта сроков.

5. Текущий  контроль оперативных действий  в отношении возможных стратегически  вредных побочных и результативных  действий.

6. Проверка  стратегической ситуации предприятия  на основе самостоятельных и  поступающих анализов, предпринимаемая  регулярно или в соответственно  индивидуальные установленные промежутки  времени.

7. Периодическая  проверка разграничения стратегических  единиц предприятия, а также  соответственно для этого действующих  критериев.

8. Периодический  контроль определяющих для стратегических  решений принципов деятельности  предприятия.

    Цель  стратегического контроллинга по мнению А. Гэльвайтера состоит в своевременном установлении причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию предприятия до возникновения “оперативных” проблем (10).

    С учетом современного развития можно  выделить следующие задачи стратегического  контроллинга:

• установление качественных и количественных целей  фирмы;

• ответственность  за стратегическое планирование;

• разработка системы альтернативных стратегий;

• определение  критических точек во внешней  и внутренней среде для системы  альтернативных стратегий;

• определение  “узких” и поиск “слабых” мест. Управление “узкими” и “слабыми местами”;

• формирование системы показателей для информационной системы контроллинга;

• управление отклонением фактических показателей  от плановых (нормативных);

• управление отклонениями;

• управление системой мотивации;

• управление экономическим потенциалом предприятия (11).

    Для реализаций целей и задач стратегического контроллинга необходимо владеть методами и инструментами стратегического контроллинга. К методам и инструментам стратегического контроллинга можно отнести:

- анализ  баланса, расчет прибыли и убытков;

− расчет затрат и производительности;

− отчетность;

− система  информации, планирования и контроля;

− система  показателей;

− краткосрочный  и среднесрочный расчет успеха;

− расчет суммы маржи и брейк–эвен–анализ;

− АВС–анализ;

− расчеты  рентабельности капиталовложений и  экономичности;

− программы  снижения затрат и рационализации;

− анализ предприятия;

− планы  стратегии, анализы рынка, анализы  сильных и слабых сторон;

− портфолио–анализы  и эмпирические кривые;

− анализ жизненного цикла продукции;

− анализ стоимости;

− анализы  рабочего времени;

− аддитивные модели управления эффективностью производства;

− мультипликативные  модели управления эффективностью производства.

    Стратегический  контроллинг обычно рассматривается как часть стратегического управления, он направлен на прогнозирование возможных кризисных ситуаций и их предотвращение. Его целью является создание продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и предотвращению кризисных ситуаций. В задачи стратегического антикризисного контроллинга входят: разработка модели рыночного поведения фирмы, обеспечивающей приемлемое для нее соотношение «риск — доходность»; определение зон мониторинга внешней и внутренней среды предприятия, от которых может исходить опасность его финансовых затруднений; определение критериев наступления финансового неблагополучия предприятия (количественного уровня показателей, характеризующих финансовый кризис); разработка системы антикризисной профилактики, антикризисного сопровождения, инструментария реагирования на признаки финансового неблагополучия, включающего построение внутреннего (управленческого) учета, создание системы информационных потоков для руководителей всех уровней, формирование набора стандартных алгоритмов по финансовому оздоровлению; создание программ поведения в конкурентной среде, цель которых противодействие и срыв активных программ других участников рынка, направленных против данной фирмы или на завоевание сектора рынка, представляющего для нее интерес.

    Рассмотренные задачи стратегического антикризисного контроллинга относятся к так называемым программам активного контроля — технологиям, направленным на отслеживание развития кризисных процессов и реализацию мер по качественным изменениям возникших негативных ситуаций.  

  1. Оперативный контроллинг

    Оперативный контроллинг предполагает создание и поддержание уровня эффективности системой достижения текущих локальных целей фирмы, управления эффективностью предприятия.

    Оперативный контроллинг имеет свои особенности в системе контроллинга. Во-первых, он ориентирован на оперативное (текущее) планирование. Во-вторых, оперативный контроллинг является основой успеха стратегического контроллинга и стратегического планирования (4).

    Оперативный контроллинг решает более локальные задачи, поэтому достаточно шире здесь, чем в стратегическом контроллинге.

    В контроллинге стратегически важно оценивать эффективность управления фирмой. Обычно здесь используются методы сравнительного анализа, отклонений, индексный анализ, аддитивные модели.

    Среди основных задач оперативного контроллинга выделяют:

- методологическую и инструментальную поддержку процессов текущего и оперативного планирования и разработки бюджетов;

- выявление узких мест на уровне тактического управления;

- определение всей совокупности контрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями предприятия;

- сравнение плановых и фактических показателей всей совокупности контрольных результатов и затрат в целях выявления причин, виновников и последствий отклонений;

- анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов;

создание  информационной базы для принятия текущих  управленческих решений.

    Контроллинг представляет собой систему методов для своевременного распознавания негативных признаков и тенденций на предприятиях, находящихся в фазах относительного стабильного функционирования, т. е. для профилактики кризиса. Самыми эффективными антикризисными мероприятиями можно считать те, которые носят, как и контроллинг, превентивный, упреждающий характер (3). 

  1. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии

    На  практике существует тесная взаимосвязь  оперативного и стратегического контроллинга.

    Оперативный анализ ориентирован на прошлое и  осуществляется благодаря сравнению  основных заданных и фактических  контрольных показателей (оборот, затраты, потребность в персонале).

    Важнейшей задачей оперативного контроллинга является обеспечение существования предприятия. Оперативный контроллинг охватывает задачи планирования, анализа и управления в зависимости от поставленной цели.

Оперативный контроллинг предпринимает попытки при помощи оперативного планирования реализовать общее планирование фирмы. В отличие от традиционной отчетности, с ее ориентацией на прошлое, оперативный контроллинг ориентирован на будущее (1).

    Стратегический контроллинг отличается от оперативного по следующим позициям:

• временный промежуток планирования не имеет ограничений;

• стратегический контроллинг работает с ориентировочными величинами;

Информация о работе Контроллинг как одна из функций антикризисного управления предприятием