Рефераты по литературе

Нравственные искания Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

03 Января 2011, сочинение

Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев, можно сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерср. Там все разговоры крутятся вокруг личности Наполеона.

Нравственные (этические) проблемы, затронутые в фильме В. Бортко "Собачье сердце"

27 Февраля 2013, доклад

«Разруха не в клозетах, а в головах», - эта фраза уже стала крылатым выражением и неспроста – ведь как точно подмечено! Гениальная повесть гениального Михаила Афанасьевича Булгакова в постановке гениального режиссера Владимира Бортко и сыгранная не менее гениальными актерами (Евгений Евстигнеев, Владимир Толоконников, Роман Карцев и другие) – это гениальность в большой степени! Этот фильм можно пересматривать бесконечное количество раз – и никогда он не надоест и не покажется банальным.

Нужны ли Базаровы России

14 Мая 2015, сочинение

"Я нужен России?... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник..." - так решает для себя Базаров перед смертью, столь внезапно оборвавшей жизнь этой необычной личности.
А нужны ли такие люди, как Базаров, России? На вопрос этот ответить очень сложно.
Итак, что же такое Базаров? "Он нигилист" - отвечает на тот же вопрос Аркадий Кирсанов Павлу Петровичу.

О романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина»

25 Декабря 2011, реферат

Анализ последнего четырехтомного романа "Жизнь Клима Самгина" выходит за рамки учебного пособия, однако надо сказать об особом его месте в горьковском наследии. Сам писатель считал роман своей главной книгой и, как будто предвидя сегодняшние дискуссии, вкладывал, по свидетельству В.Ходасевича в уста потомков следующий вердикт (и соглашался с ним): "Был такой писатель Максим Горький - очень много написал и все очень плохо, а если что и осталось от него, так это роман "Жизнь Клима Самгина".

О чтении (о статье Гессе)

14 Декабря 2012, реферат

Мне кажется проблема, которую поднял Гессе в своей статье «О чтении» актуальна и по нынешний день. В действительности большинство читающих людей можно разделить на две категории: те, кто читают с целью «образоваться» и те, кто читает ради развлечения. Тех, кто хотел бы что-то приобрести, для своих сил, читать, чтобы лучше понимать самого себя, практически нет. А по сути, читать по первым двум причинам дело, действительно, малопродуктивное, да и в целом бесполезное. Пустая трата не только времени, но еще и своих внутренних сил. Особенно в случае, когда книга читается с целью «образоваться».

Обзор книги «Судьба человека» Михаила Шолохова

05 Июня 2014, доклад

М. А. Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенской (ныне хутор Кружилинский Шолоховского района Ростовской области) (по другим данным родился в Рязани). При рождении получил фамилию — Кузнецов, которую сменили в 1912 году на фамилию Шолохов.
Учился грамоте у местного приглашенного отцом учителя Тимофея Тимофеевича Мрыхина. В 1914 году учился 1 год в Москве в подготовительном классе мужской гимназии. С 1915 по 1918 год Михаил учился в гимназии г. Богучара Воронежской губернии. Окончил 4 класса. Перед приходом в город немецких войск, со слов Михаила, он бросил учёбу и уехал на хутор домой. В 1920 году семья переехала в станицу Каргинскую.

Обособленные члены предложения и их смысловые функции в романе В. В. Набокова « Защита Лужина»

12 Марта 2013, курсовая работа

В данной работе мы будем наблюдать различные отношения, которые складываются между обособленными членами предложения и необособленными, попробуем выявить их функции на примере текста романа В. В. Набокова « Защита Лужина».

Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе

29 Сентября 2013, реферат

Самое первое и самое известное произведение о нем – «Житие Александра Невского», написанное предположительно в конце ХIII века его современником, скорее всего знакомым. Сложно переоценить историческую ценность этого произведения, так как оно дает представление об отношениях народа к своему правителю. Но помимо древнего жития, князь Александр Невский является героем и других литературных произведений.

Образ Базарова в романе "Отцы и дети"

22 Ноября 2012, доклад

Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.
Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым на самые различные темы. Но о чем бы они ни говорили — об искусстве ли или о славянофильстве, — мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, ' против которых он восстает.

Образ Гамлета

22 Декабря 2011, реферат

Образ Гамлета - центральный в трагедии Шекспира. Уже в начале пьесы определяется главная цель этого героя - месть за убийство отца. Соответственно средневековым представлением - это его обязанность, но Гам-Лет - человек нового времени, он гуманист, и жестокая месть противоречит его натуре. Чтобы принять решение, ему нужно хорошо взвесить, изменит ли что-нибудь в мире смерть Клавдия. Вокруг себя он видит лишь измену и коварность (мать предала отца и вышла замуж за его убийцу, Гамлета предают наивернейшие друзья и помогают убийце).

Образ главной героини романа Джона Кинга «Белое отребье»

15 Декабря 2014, курсовая работа

В романе главная героиня предстает перед читателем молодой и жизнерадостной, доброй и немного беспечной оптимисткой, живущей сегодняшним днем, любящей поразвлечься в хорошей компании; аккуратной в работе медсестрой, заботливой дочерью; хорошей подругой и девушкой, верящей в настоящую любовь. Честная, простодушная, но не отличающаяся интеллектом и сложностью душевных переживаний, до самой своей встречи с доктором Джеффрисом Руби Джеймс выглядит одной из многих хороших английских девушек – хороших, но обыкновенных, как и большинство окружающих нас людей. Но неожиданная встреча со Злом, серьезное испытание, выпавшее на ее долю, обнаруживает в героине романа так же и волю к жизни, способность к борьбе, светлый ум, могущий понять суть людей и их поступков, умение всем сердцем любить хорошее и ненавидеть плохое.

Образ Григория Мелехова (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

24 Января 2011, сочинение

Образ Григория Мелехова — центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе прежде всего как правдоискатель.

Образ Дома в произведениях М. А. Булгакова

10 Марта 2013, курсовая работа

Целью работы является изучение булгаковской модели мироустройства, воплощенной в прозе писателя в образе дома.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
Проанализировать существующие работы, посвященные феномену дома в творчестве М. Булгакова и определить возможные направления исследования.
Рассмотреть типологию и символику образа дома в прозе М. Булгакова в контексте духовно-нравственных традиций русской культуры, с учетом мировоззренческих особенностей творчества писателя.
Исследовать характерную для прозы М. Булгакова 20-х годов ситуацию онтологического кризиса личности в связи с темой разрушения традиционного миропорядка.
Проследить эволюцию образа дома в произведениях М. Булгакова 30-х годов в контексте проблемы искажения идеала человеческого бытия в пореволюционном мире.

Образ дороги в "Мертвых душах"

17 Мая 2013, реферат

"В дорогу! в дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками..." - так заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских лирических отступлений в поэме "Мертвые души". Образ дороги не раз возникает в произведении, он буквально в первых строках возникает, а затем в конце замыкает шествие. Этот образ символичен.
Движение главного героя поэмы в пространстве, его путешествие по дорогам России, встречи с помещиками, чиновниками, крестьянами и городскими обывателями складываются перед нами в широкую картину жизни Руси.

Образ Евгения Онегина

27 Февраля 2013, сочинение

Онегин - типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века, современник Пушкина и декабристов. Онегина не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Он, «страдающий эгоист», - необычный человек.
Поэт описывает разные его черты – «мечтам невольная преданность,неподражаемая странность и резкий охлажденный ум». Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит оттого, что у него не было общественно-полезного дела.

Образ женщины в произведениях Н.В. Гоголя

05 Мая 2013, статья

Большое количество споров в научном мире вызывает отношение Гоголя к женщинам вообще и к женскому началу в частности. Свои точки зрения по этому поводу высказывали различные исследователи его творчества. Религиозный философ Розанов, отмечая индивидуальность гоголевских женских образов, в 1891 г. сказал, что «прекрасная женщина Гоголя безжизненна и ходульна, но, так сказать, гениально—ходульна; парадоксальным образом он усмотрел в этих слабостях гения особенно выразительный знак странной силы этого гения. Розанов увидел красавицу Гоголя не на периферии, а в самом центре гоголевского мира, и связал в проблемную пару роскошную Аннунциату и Акакия Акакиевича как два полюса, два предела этого мира.

Образ женщины в русской литературе

11 Декабря 2011, контрольная работа

Носительницы народных идеалов и женщины высшего света. Высшее женское призвание и назначение Л.Н. Толстой видит в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является тем светлым и добрым началом, которое ведёт мир к гармонии и красоте.

Образ женщины-горянки в поэме Расула Гамзатова «Горянка»

21 Мая 2014, доклад

О женщинахгорянкахговорилимногие писатели и поэты, в частности творцы Северного Кавказ. Образ благородной, покорной, подчиняющейся старинным традициям, женщины всегда привлекателен для художников слова. Однако со временем актуальной стала проблема женской эмансипации и духовного развития горянки. Эта тема нашла свое отражение в творчестве таких кавказских поэтов как Коста Хетагуров, Чермен Бегизов, Сек Гадиев и конечно, Расул Гамзатов.
Поэма «Горянка» создавалась Гамзатовым в течение шести лет. За это время автор неоднократно перестраивал свое произведение, формируя обстоятельства, в которых наиболее ярко смогли бы раскрыться образы героев, особенно образ центрального персонажа – Асият Алиевой.

Образ Иуды в литературе и искусстве

16 Декабря 2012, реферат

Насильственное отлучение от церкви, а теперь возвращение в лоно христианской ре-лигии нашей страны вызывает повышенный интерес к библейским образам, позволяет по-новому взглянуть на многие литературные произведения.

Образ Катерины

21 Ноября 2010, сочинение

Характеристика противоречивости образа Катерины в пьесе Н.А.Островского "Гроза"

Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского “Гроза”

01 Ноября 2012, реферат

Творчество А.Н. Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века.

Образ Князя Андрея Болконского

16 Апреля 2012, реферат

Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому стать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах главных героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека - сложный противоречивый процесс обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой, по словам Н.Г. Чернышевского, раскрывает "диалектику человеческой души", т.е. «едва уловимые явления... внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой».

Образ Медеи в трагедии Еврипида

25 Января 2011, реферат

История Медеи является частью мифа о походе аргонавтов. Когда Ясон вступил в бой с огнедышащими быками и драконом, охранявшим золотое руно, полюбившая его Медея помогла ему укротить быков и дракона, а сама решила последовать за ним в Грецию. Чтобы задержать своих родных, преследовавших аргонавтов, Медея при отплытии из Колхиды убила захваченного ею брата и разбросала куски его тела по берегу; пока потрясенные родственники собирали растерзанные члены юноши, аргонавты успели отплыть.

Образ Обломова

21 Февраля 2012, сочинение

В начале XIX века в русской литературе появляется целый ряд произведений, основной проблемой которых является конфликт человека и общества, воспитавшей его среды. Наиболее выдающимися из них были «Евгений Онегин» А.С. Пушнина и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Так создается и развивается особый литературный тип - образ «лишнего человека», героя, не нашедшего своего места в обществе, не понятого и отвергнутого окружением. Этот образ изменялся по мере развития общества, приобретая новые черты, качества, особенности, пока не достиг наиболее яркого и полного воплощения в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание"

11 Ноября 2011, реферат

Два величайших писателя, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, почемуто в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище - Петербург. Это свое негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных произведениях. "Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге", - констатирует Свидригайлов, герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Образ Петра Первого в романах Дмитрия Мережковского «Петр и Алексей» и «Петр 1» Алексея Толстого

21 Апреля 2011, курсовая работа

Литература о Петре примечательна не только количеством созданных произведений, но и бесконечным многообразием, противоречивостью оценок Петра от «строителя чудотворного» до «царя-Антихриста». Художественные трактовки образа Петра, воплощенные в литературных произведениях, становятся отражением, неотъемлемой частью общекультурного процесса развития исторического самосознания общества, которое складывается в виде различных научных, философских, религиозных и художественных интерпретаций истории, последовательно сменяющих друг друга.

Образ Печорина в романе “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова

08 Августа 2013, реферат

Роман “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова. Что скрыто в образе
Печорина?Роман состоит из пяти самостоятельных глав, объединенной фигурой Печорина,
общей темой, авторской идеей. Впечатление "разорванности"
повествования отражает мысль о "разорванности" жизни героя,
отсутствии в ней объединяющего начала, большой цели, в движении к которой мог
бы выстраиваться его жизненный путь. Вся жизнь Печорина проходит в погоне за
новой целью, которая каждый раз приводит к разочарованию. Этот вечный поиск
отражает не только особенности данного конкретно-исторического характера, но и
саму эпоху с её драматическими исканиями человеческого духа.Цель романа “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтов определил как изображение
всего поколения.

Образ ребенка в романе Достоевского «Преступление и наказание»

03 Декабря 2010, доклад

В 1866 году вышел в свет роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», ставший совершенно новым явлением в русской литературе. Основное его отличие от предшествующих произведений состояло в богатой полифонии образов. В романе насчитывается около девяноста персонажей: здесь и городовые, и прохожие, и дворники, и шарманщики, и мещане, и многие другие.

Образ России в лирических циклах А.Блока

16 Апреля 2011, контрольная работа

В творчестве А. Блока эта тема обретает особое значение. Сам поэт писал в незаконченном ответе Мережковскому: «Родина это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое беспомощное, чем отдельный человек».

Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве"

12 Марта 2012, доклад

Древние русские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она тесным образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние. В древней Руси нет описания бездействующей природы, которая играет прямую, а не косвенную роль. В "Слове..." нет пейзажей, природа введена в события, она участвует в них то ускоряя, то замедляя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами.