Образ Петра Первого в романах Дмитрия Мережковского «Петр и Алексей» и «Петр 1» Алексея Толстого

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Литература о Петре примечательна не только количеством созданных произведений, но и бесконечным многообразием, противоречивостью оценок Петра от «строителя чудотворного» до «царя-Антихриста». Художественные трактовки образа Петра, воплощенные в литературных произведениях, становятся отражением, неотъемлемой частью общекультурного процесса развития исторического самосознания общества, которое складывается в виде различных научных, философских, религиозных и художественных интерпретаций истории, последовательно сменяющих друг друга.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3-4
1.Образ Петра I в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»………....5-10
1.1. Роман Д.Мережковского «Пётр и Алексей»………………………….5-8
1.2.Образ Петра I в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»……….9-10
2.Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"………………….….….11-17
2.1. «Пётр Первый» роман А.Толстого………………………………..…..11-12
2.2. Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"……………..………13-17
Выводы………………………………………………………………………18-20
Список использованной литературы……………………………………....21-22

Файлы: 1 файл

Образ Петра Первого в романах Дмитрия Мережековского.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Луганский национальный университет имени  Тараса Шевченко

Факультет иностранных языков 
 

Кафедра всемирной литературы 
 
 
 
 
 

               Образ Петра Первого в романах

Дмитрия Мережковского «Петр и Алексей» и

                  «Петр 1» Алексея Толстого 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса,

Специальности «русский язык и литература»

Федюк А.И. 
 
 

Научный руководитель:

О.А.Верник 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..3-4

1.Образ Петра I в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»………....5-10

1.1. Роман Д.Мережковского «Пётр и Алексей»………………………….5-8

1.2.Образ Петра  I в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»……….9-10

2.Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"………………….….….11-17

2.1. «Пётр Первый»  роман А.Толстого………………………………..…..11-12

2.2. Образ Петра  I в романе А.Н. Толстого "Петр I"……………..………13-17

Выводы………………………………………………………………………18-20

Список использованной литературы……………………………………....21-22  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Для русской литературы всегда было характерно стремление оглянуться на историю страны, найти там ответы на «вечные» вопросы общественной жизни, объяснить современность через факты и явления прошлого. С этой целью литераторы обращались, как правило, к изображению отдельных наиболее значимых эпох, теснее всего связанных с современностью причинноследственными связями или близких по принципу сходства и подобия. Как правило, это переломные периоды истории, определяющие судьбу России.

    Одной из таких ключевых эпох в историческом самосознании общества традиционно рассматривается эпоха Петра I. Почти три века отделяют нас от этого времени и все эти годы поэты и писатели постоянно возвращались к личности и деятельности первого русского императора. В литературе XX века тема Петра не потеряла своей актуальности. Она представлена романом Д. Мережковского (Антихрист: Петр и Алексей), романом А. Н. Толстого (Петр Первый).

    Литература  о Петре примечательна не только количеством созданных произведений, но и бесконечным многообразием, противоречивостью оценок Петра от «строителя чудотворного» до «царя-Антихриста». Художественные трактовки образа Петра, воплощенные в литературных произведениях, становятся отражением, неотъемлемой частью общекультурного процесса развития исторического самосознания общества, которое складывается в виде различных научных, философских, религиозных и художественных интерпретаций истории, последовательно сменяющих друг друга.

      В литературоведческих исследованиях  3. Г. Минц, Н. В. Барковской, Л.  А. Колобаевой, А. В. Алпатова, В.  Р. Щербины, М. А. Чарного,А. И. Пауткина изучены историко-философские концепции Д. Мережковского и А. П. Толстого и их обусловленность социокультурным контекстом.

    Кондаков  И. В. История как феномен культуры // Культурология XX века. Энциклопедия. Т. 1; /С. Я. Левит/,СПб: Университетская книга, 1998. - 283. !7- концептуальной основой понимания личности Петра I Д. Мережковским, А. Толстым является представление о творческом, демиургическом и благотворном для России характере деятельности Петра I;- основное внимание писателей в художественном исследовании личности Петра I авторами уделяется воссозданию противоречивой личности Петра;- художественная трактовка личности Петра I определяется особенностями мировосприятия и творческой индивидуальностью писателя (Д. Мережковского, А. Толстого, ) и не всегда совпадает с оценкой, доминирующей в общественном сознании эпохи, а порой опережает ее.

    Работа  состоит из введения, двух глав, вывода и библиографии.

    Общий объем курсовой составляет 21 страницы. Библиографический список содержит 19 наименования. 
 
 
 
 
 
 
 

1.Образ Петра 1 в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»

1.1.Роман  Д.Мережковского  «Пётр и Алексей»

Антихрист. Петр и Алексей» — историософский роман Д. С. Мережковского, написанный в 1903—1904 годы, впервые напечатанный в журнале «Новый путь», а отдельным изданием вышедший в 1905 году. Роман «Антихрист. Петр и Алексей», ставший третьей частью трилоги Мережковского «Христос и Антихрист», был (вместе с двумя первыми частями, «Смерть богов. Юлиан Отступник» и «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»), переиздан в Берлине в 1922 году. Все три романа имели большой успех в странах Западной Европы и обеспечили Мережковскому общеевропейскую известность.

Предыстория Готовясь к началу работы над третьей частью трилогии, Д. С. Мережковский ездил для изучения быта сектантов и староверов заВолгу, в Керженские леса, в город Семенов; в 1902 году он побывал на озере Светлояр, где находится, согласно преданию, невидимый Китеж-град. Здесь провел он ночь на Ивана Купала в лесу, на берегу озера, в беседе со странниками разных вер, которые сходились туда в эту ночь со всей России. Зинаида Гиппиус рассказала об этой поездке в очерке «Светлое озеро» («Новый путь». 1904. № 1-2).[1]

Идеи романа Так же как второй роман трилогии словно бы «подхватывал эстафету» у окончания первого, так и «Петр и Алексей» развивает темы и проблемы, намеченные в заключительных главах «Леонардо да Винчи». Теперь воплощением борьбы двух мировых начал («Христа» и «Антихриста») в истории стала эпоха петровских реформ в России. В «Петре и Алексее» сходятся несколько ранних нитей трилогии: воскресает разбитая в «Леонардо да Винчи» Афродита Праксителя, в русских переводах звучат сочинения Леонардо, священники-старообрядцы спорят о чистоте веры, как спорили приглашенные Юлианом на собор христианские монахи. Россия в третьем романе оказывается своего рода «наследницей» общемирового конфликта.[2] Как отмечал о.Александр Мень, в своём богословско-философском романе о Петре I, автор рисует последнего «воплощённым антихристом», во многом — под влиянием соответствующего представления, бытовавшего в раскольнической среде. Носителем веры изображен здесь царевич Алексей, который, беседуя с Лейбницем, на вопрос: «Почему у вас в России все так неблагополучно?» — отвечает: «Ну да, мы голые, пьяные, нищие, но в нас — Христос».[3] Уже после завершения работы над трилогией Мережковский так объяснял эволюцию своих взглядов: Когда я начинал трилогию «Христос и Антихрист», мне казалось, что существуют две правды: христианство — правда о небе, и язычество — правда о земле, и в будущем соединении этих двух правд — полнота религиозной истины. Но, кончая, я уже знал, что соединение Христа с Антихристом — кощунственная ложь; я знал, что обе правды — о небе и о земле — уже соединены во Христе Иисусе <...> Но я теперь также знаю, что надо было мне пройти эту ложь до конца, чтобы увидеть истину. От раздвоения к соединению — таков мой путь,— и спутник-читатель, если он мне равен в главном — в свободе исканий,— придет к той же истине.[4] Народ и церковь Мировоззренческая позиция автора, как отмечали исследователи, в заключительной части трилогии претерпела (в сравнении с первмыи двумя романа) некоторое смещение. Мир здесь по-прежнему есть царство непримиримых «бездн», но рассматривается этот конфликт с этической, христианской точки зрения.[5] Иначе изображен в романе народ: если в двух первых романах «чернь» (склонная к предательству) противостояла «людям природы» (солдатам Юлиана), то в «Антихристе» народной «черни» как таковой нет; крестьяне становятся здесь самостоятельной доминантой; городской мелкий люд неоднороден и неоднозначен; изображен — временами с сочувствием. Народ несёт здесь как светлые идеи жертвенности (Докукин), как и идею вселенского разрушения («Запалим <…> огоньки!… Россия и вся погорит, а за Россией — вселенная!» — Старец Корнилий). Народ здесь (согласно З.Минц) оказывается носителем и «правды о небе», и «правды о земле»; в нем — обетование грядущего «синтеза»[5]. Церковь в романе служит государству-«антихристу». Здесь ярко выписаны образы корыстных церковников (Федоска Яновский, Феофан Прокопович), добровольно разрушающих допетровское православие. Кульминация этой линии романа — предписание священникам доносить в Тайную канцелярию о государственных преступлениях, раскрытых на исповеди. Жертва этого указа — обвиненный в измене царевич Алексей, — умирая от пыток, кричит священнику: «Хамы, хамы все до единого! <…> Церковь антихристу продали!»[5] Отзывы критиков В отличие от большинства критиков начала XX века (в частности, И.Ильина), считавших Мережковского исключительно «европейским» писателем, а его первую трилогию — схоластическим, тенденциозным исследованием, посвящённым развитию заранее намеченной идейной канвы, исследователи более позднего времени отмечали, что вся трилогия «Христос и Антихрист», особенно её третий роман, была обращена в первую очередь к русскому читателю, хоть и была с восторгом принята на Западе и очень сдержанно — в России. «Мучительное переживание разрыва со старым, вхождение в мир новых принципов и представлений и, наконец, поиски надежной духовной опоры в период непрерывно совершающихся катастрофических перемен — все это в значительной степени было частью наличного внутреннего опыта русского человека. Но масштабов, в которых этой ситуации суждено было вновь повториться в русском историческом бытии, очевидно, не мог предчувствовать в то время ни автор трилогии „Христос и Антихрист“, ни ее читатель»[2], — отмечала Д.Магомедова. Примечания А. Николюкин Феномен Мережковского. russianway.rchgi.spb.ru. Проверено 2 января 2010.  Д. М. Магомедова Предисловие к изданию 1993 году. Москва, Художественная литература. az.lib.ru. Проверено 22 февраля 2010. Александр Мень Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Лекция.. www.svetlana-and.narod.ru. Проверено 15 февраля 2010. Олег Михайлов. Д. С. Мережковский. Собрание сочинений в четырех томах. Пленник культуры (О Д. С. Мережковском и его романах), вступительная статья. — Правда, 1990 г. — 2010-02-14З. Г. Минц О трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист». Поэтика русского символизма. СПб.: «Искусство-СПб», 223-241. novruslit.ru Кафедральная библиотека (2004). Проверено 2 марта 2010.

2.Образ Петра 1 в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»

 

  В третьей части трилогии, романе «Петр и Алексей», тема противостояния христианства и язычества не является главной, она возникает в начале романа, в описании открытия статуи Венеры, которую по инициативе Петра устанавливают в Летнем саду. Главная антитеза романа стала заглавием всей трилогии: Христос и Антихрист. О направлении, в котором эволюционировал первоначальный замысел, Мережковский писал: «Когда я начинал трилогию «Христос и Антихрист», мне казалось, что существуют две правды: христианство — правда о небе и язычество — правда о земле, и в будущем соединение этих двух правд — полнота религиозной истины. Но, кончая, я уже знал, что соединение Христа с Антихристом — кощунственная ложь; я знал, что обе правды — о небе и о земле — уже соединены во Христе Иисусе…» П. в изображении Мережковского предстает как носитель антинациональных государственных устремлений, направляющих Россию по внутренне чуждому ей пути. Бюрократическое государство, которое создает он самыми варварскими методами, с его «противоестественной» столицей, строится на костях людей. Это дьявольское наваждение, о котором пророчествует царевна Марфа Алексеевна: «Петербургу быть пусту». П. не только распутник, пьяница и сквернослов, но и гонитель русской церкви, убийца стрельцов, участвовавший в пытках собственного сына. Изображая П., Мережковский, вслед за раскольниками, наделяет его чертами апокалиптического антихриста. Истинными носителями христианских идей выступают в романе раскольники-старообрядцы, ощущающие деятельность П. как глубоко враждебную, мечтающие посадить на русский трон царевича Алексея и возродить с его помощью исконные русские обычаи, вернув столицу в Москву. П. противостоит царевич Алексей, к которому как к последней надежде тянутся все защитники самобытности, не принимающие петровских реформ, и которому явно симпатизирует простой люд. В конфликте П. и Алексея симпатии Мережковского на стороне пусть слабого и безвольного, но все-таки гораздо более человечного Алексея. В сцене убийства сына П. слышны отзвуки евангельского мифа о сыне, приносимом Богом-отцом в жертву миру. Поступки П. приобретают тем самым некоторое оправдание. В более поздней публицистике Мережковский высоко оценивал значение петровских реформ. В статье «Теперь или никогда» (1905) он называл «религиозным подвигом» П. то, что он «согласился принять на себя страшную тень Зверя, тень Антихриста». Роман насыщен множеством достоверных исторических и бытовых подробностей. Но, несмотря на это, П. в изображении Мережковского скорее схема, наделенная некоторыми авторскими мыслями, чем живой исторический характер русского царя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"

2.1.«Пётр  Первый»  роман А. Н. Толстого.

  Толстой  начал работу над романом в  1929 году. Две первых книги были закончены к 1934 году. Незадолго перед своей смертью в 1945 автор начал работу над третьей книгой, но успел довести роман только до событий 1704 года. Роман Пётр Первый охватывает время после смерти Фёдора Алексеевича — сына Алексея Михайловича и практически до взятия русскими войсками Нарвы. Роман максимально приближен к реальным историческим событиям. Стрелецкий бунт, коварная царевна Софья, её любовник, князь Василий ГолицынЛефортМеншиковКарл XII,Анна Монс — все эти исторические личности присутствуют здесь. Пётр Первый обладает упорным характером и бьётся за свои решения, часто не исполняемые лукавыми и ленивыми военачальниками. С трудом, с помощью флота был взят Азов, что привело Россию к столкновению с могущественной Турецкой империей.

  Толстой писал: «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра I». Скука Преображенского дворца приводит Петра Первого в слободу, к простым людям. Роман Алексея Толстого показывает всю бытность того времени. Особенно ярко изображаются простые люди — современники Петра. Они спорят, соглашаются, участвуют в исторических событиях. На них, именно на них Алексей Толстой показывает мнение народа о реформах Петра Первого, о его политике и прочих деяниях. Изображается труд народа. Первая армия Петра была разбита в войне со шведами, но будущий император не сдался — он стал создавать новую армию и создав её, разбил шведов и победил в войне. Кульминацией и концом романа — результатом усилий и мечтой всего народа, выстрадавшего победу стало взятие Нарвы. В самом конце романа, на последней странице — Пётр Первый подходит к коменданту Нарвы — генералу Горну, взятому в плен и произносит: «Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих…». Особенный стиль повествования А. Толстого позволяет читателю прочесть этот роман одним махом, без особых усилий, вникая в смысл на ходу. От этого сам роман становится интереснее и увлекательнее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Образ Петра Первого в романах Дмитрия Мережковского «Петр и Алексей» и «Петр 1» Алексея Толстого