Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 20:13, курсовая работа
Литература о Петре примечательна не только количеством созданных произведений, но и бесконечным многообразием, противоречивостью оценок Петра от «строителя чудотворного» до «царя-Антихриста». Художественные трактовки образа Петра, воплощенные в литературных произведениях, становятся отражением, неотъемлемой частью общекультурного процесса развития исторического самосознания общества, которое складывается в виде различных научных, философских, религиозных и художественных интерпретаций истории, последовательно сменяющих друг друга.
Введение……………………………………………………………………..3-4
1.Образ Петра I в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»………....5-10
1.1. Роман Д.Мережковского «Пётр и Алексей»………………………….5-8
1.2.Образ Петра I в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»……….9-10
2.Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"………………….….….11-17
2.1. «Пётр Первый» роман А.Толстого………………………………..…..11-12
2.2. Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"……………..………13-17
Выводы………………………………………………………………………18-20
Список использованной литературы……………………………………....21-22
Министерство образования и науки Украины
Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко
Факультет
иностранных языков
Кафедра
всемирной литературы
Образ Петра Первого в романах
Дмитрия Мережковского «Петр и Алексей» и
«Петр 1» Алексея Толстого
Выполнила: студентка 4 курса,
Специальности «русский язык и литература»
Федюк А.И.
Научный руководитель:
О.А.Верник
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Образ Петра I в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»………....5-10
1.1. Роман Д.Мережковского «Пётр и Алексей»………………………….5-8
1.2.Образ Петра I в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»……….9-10
2.Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"………………….….….11-17
2.1. «Пётр Первый»
роман А.Толстого………………………………..
2.2. Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"……………..………13-17
Выводы………………………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………....
Введение
Для русской литературы всегда было характерно стремление оглянуться на историю страны, найти там ответы на «вечные» вопросы общественной жизни, объяснить современность через факты и явления прошлого. С этой целью литераторы обращались, как правило, к изображению отдельных наиболее значимых эпох, теснее всего связанных с современностью причинноследственными связями или близких по принципу сходства и подобия. Как правило, это переломные периоды истории, определяющие судьбу России.
Одной из таких ключевых эпох в историческом самосознании общества традиционно рассматривается эпоха Петра I. Почти три века отделяют нас от этого времени и все эти годы поэты и писатели постоянно возвращались к личности и деятельности первого русского императора. В литературе XX века тема Петра не потеряла своей актуальности. Она представлена романом Д. Мережковского (Антихрист: Петр и Алексей), романом А. Н. Толстого (Петр Первый).
Литература о Петре примечательна не только количеством созданных произведений, но и бесконечным многообразием, противоречивостью оценок Петра от «строителя чудотворного» до «царя-Антихриста». Художественные трактовки образа Петра, воплощенные в литературных произведениях, становятся отражением, неотъемлемой частью общекультурного процесса развития исторического самосознания общества, которое складывается в виде различных научных, философских, религиозных и художественных интерпретаций истории, последовательно сменяющих друг друга.
В литературоведческих
Кондаков И. В. История как феномен культуры // Культурология XX века. Энциклопедия. Т. 1; /С. Я. Левит/,СПб: Университетская книга, 1998. - 283. !7- концептуальной основой понимания личности Петра I Д. Мережковским, А. Толстым является представление о творческом, демиургическом и благотворном для России характере деятельности Петра I;- основное внимание писателей в художественном исследовании личности Петра I авторами уделяется воссозданию противоречивой личности Петра;- художественная трактовка личности Петра I определяется особенностями мировосприятия и творческой индивидуальностью писателя (Д. Мережковского, А. Толстого, ) и не всегда совпадает с оценкой, доминирующей в общественном сознании эпохи, а порой опережает ее.
Работа состоит из введения, двух глав, вывода и библиографии.
Общий
объем курсовой составляет 21 страницы.
Библиографический список содержит 19
наименования.
1.Образ Петра 1 в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»
1.1.Роман Д.Мережковского «Пётр и Алексей»
Антихрист. Петр
и Алексей» — историософский ро
В третьей части
трилогии, романе «Петр и Алексей», тема
противостояния христианства и язычества
не является главной, она возникает в начале
романа, в описании открытия статуи Венеры,
которую по инициативе Петра устанавливают
в Летнем саду. Главная антитеза романа
стала заглавием всей трилогии: Христос
и Антихрист. О направлении, в котором
эволюционировал первоначальный замысел,
Мережковский писал: «Когда я начинал
трилогию «Христос и Антихрист», мне казалось,
что существуют две правды: христианство
— правда о небе и язычество — правда
о земле, и в будущем соединение этих двух
правд — полнота религиозной истины. Но,
кончая, я уже знал, что соединение Христа
с Антихристом — кощунственная ложь; я
знал, что обе правды — о небе и о земле
— уже соединены во Христе Иисусе…» П.
в изображении Мережковского предстает
как носитель антинациональных государственных
устремлений, направляющих Россию по внутренне
чуждому ей пути. Бюрократическое государство,
которое создает он самыми варварскими
методами, с его «противоестественной»
столицей, строится на костях людей. Это
дьявольское наваждение, о котором пророчествует
царевна Марфа Алексеевна: «Петербургу
быть пусту». П. не только распутник, пьяница
и сквернослов, но и гонитель русской церкви,
убийца стрельцов, участвовавший в пытках
собственного сына. Изображая П., Мережковский,
вслед за раскольниками, наделяет его
чертами апокалиптического антихриста.
Истинными носителями христианских идей
выступают в романе раскольники-старообрядцы,
ощущающие деятельность П. как глубоко
враждебную, мечтающие посадить на русский
трон царевича Алексея и возродить с его
помощью исконные русские обычаи, вернув
столицу в Москву. П. противостоит царевич
Алексей, к которому как к последней надежде
тянутся все защитники самобытности, не
принимающие петровских реформ, и которому
явно симпатизирует простой люд. В конфликте
П. и Алексея симпатии Мережковского на
стороне пусть слабого и безвольного,
но все-таки гораздо более человечного
Алексея. В сцене убийства сына П. слышны
отзвуки евангельского мифа о сыне, приносимом
Богом-отцом в жертву миру. Поступки П.
приобретают тем самым некоторое оправдание.
В более поздней публицистике Мережковский
высоко оценивал значение петровских
реформ. В статье «Теперь или никогда»
(1905) он называл «религиозным подвигом»
П. то, что он «согласился принять на себя
страшную тень Зверя, тень Антихриста».
Роман насыщен множеством достоверных
исторических и бытовых подробностей.
Но, несмотря на это, П. в изображении Мережковского
скорее схема, наделенная некоторыми авторскими
мыслями, чем живой исторический характер
русского царя.
2.Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"
2.1.«Пётр Первый» роман А. Н. Толстого.
Толстой
начал работу над романом в
1929 году. Две первых книги были закончены
к 1934 году. Незадолго перед своей смертью
в 1945 автор начал работу над третьей книгой,
но успел довести роман только до событий
1704 года. Роман Пётр Первый охватывает
время после смерти Фёдора
Алексеевича —
сына Алексея
Михайловича и
практически до взятия русскими войсками
Нарвы. Роман максимально приближен к
реальным историческим событиям. Стрелецкий бунт, коварная царевна Софья, её любовник, князь Василий Голицын, Лефорт, Меншиков, Кар
Толстой писал:
«Исторический роман не может писаться
в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде
всего композиция, архитектоника произведения.
Что это такое, композиция? Это прежде
всего установление центра, центра зрения.
В моем романе центром является фигура
Петра I». Скука Преображенского дворца
приводит Петра Первого в слободу, к простым
людям. Роман Алексея Толстого показывает
всю бытность того времени. Особенно ярко
изображаются простые люди — современники
Петра. Они спорят, соглашаются, участвуют
в исторических событиях. На них, именно
на них Алексей Толстой показывает мнение
народа о реформах Петра Первого, о его
политике и прочих деяниях. Изображается
труд народа. Первая армия Петра была разбита
в войне со шведами, но будущий император
не сдался — он стал создавать новую армию
и создав её, разбил шведов и победил в
войне. Кульминацией и концом романа —
результатом усилий и мечтой всего народа,
выстрадавшего победу стало взятие Нарвы.
В самом конце романа, на последней странице —
Пётр Первый подходит к коменданту Нарвы —
генералу Горну, взятому в плен и произносит:
«Отведите его в тюрьму, пешком, через
весь город, дабы увидел печальное дело
рук своих…». Особенный стиль повествования
А. Толстого позволяет читателю прочесть
этот роман одним махом, без особых усилий,
вникая в смысл на ходу. От этого сам роман
становится интереснее и увлекательнее.