Образ Петра Первого в романах Дмитрия Мережковского «Петр и Алексей» и «Петр 1» Алексея Толстого

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Литература о Петре примечательна не только количеством созданных произведений, но и бесконечным многообразием, противоречивостью оценок Петра от «строителя чудотворного» до «царя-Антихриста». Художественные трактовки образа Петра, воплощенные в литературных произведениях, становятся отражением, неотъемлемой частью общекультурного процесса развития исторического самосознания общества, которое складывается в виде различных научных, философских, религиозных и художественных интерпретаций истории, последовательно сменяющих друг друга.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3-4
1.Образ Петра I в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»………....5-10
1.1. Роман Д.Мережковского «Пётр и Алексей»………………………….5-8
1.2.Образ Петра I в романе Д.Мережковского «Петр и Алексей»……….9-10
2.Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"………………….….….11-17
2.1. «Пётр Первый» роман А.Толстого………………………………..…..11-12
2.2. Образ Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"……………..………13-17
Выводы………………………………………………………………………18-20
Список использованной литературы……………………………………....21-22

Файлы: 1 файл

Образ Петра Первого в романах Дмитрия Мережековского.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

    2.Образ  Петра I в романе А.Н. Толстого "Петр I"

    В романе "Петр I" А. Н. Толстой с исторической правдивостью изобразил время, события, людей, их быт и нравы. "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, — писал автор, — нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер".

    А. Н. Толстой широко осветил важнейшие  события Петровской эпохи, показал роль в них самых различных слоев населения и огромное историческое значение фигуры Петра I.

    На  страницах романа царевич Петр появляется в сцене стрелецкого мятежа, когда его мать, Наталья Кирилловна, выносит мальчика на крыльцо: "Круглолицый и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши..." Он увидел кровавую расправу, непомерную жестокость стрельцов, подстрекаемых Хованским и Василием Голицыным. Эти события оставили неизгладимый след в душе царевича, вызвали нервное потрясение.

    Петр  рос очень подвижным, возбудимым, впечатлительным; его невозможно было удержать в тепличной атмосфере дворца, где зачахли два его брата.

    Шла борьба за власть, а Петр своим несерьезным поведением, неуместными для царя играми, царапинами, синяками и цыпками на руках шокировал бояр.

    Петра тянуло в немецкую слободу; ему очень  интересна жизнь на Кукуе, где  он всему удивляется: "А это зачем? А это для чего? А это как устроено?" Таким он останется на всю жизнь, благодаря своему живому любопытству он будет постоянно учиться, все пропускать через себя, не бояться никакой работы, никаких трудностей. До всего он должен дойти сам; чтобы проводить реформы, ему необходимы независимость ума, отсутствие авторитетов.

    А. Н. Толстой показывает необычайную  выносливость Петра, который сутки мог обходиться без сна, без еды, заставляя всех в потешном войске безоговорочно принимать его правила игры, перешедшей в итоге в серьезное изучение военной науки. Товарищами по этим играм становятся мальчишки из простонародья, смышленые, преданные и смелые — ядро будущей гвардии.

    В одной из палат Преображенского  дворца была организована корабельная  мастерская, где под руководством немцев строили макеты галер и кораблей, учились арифметике и геометрии. Борис Голицын посоветовал Петру строить верфь на Переяславском озере и прислал ему воз нужной литературы, а Наталье Кирилловне сказал: "Доброго ты сына родила, умнее всех окажется, дай срок. Глаз у него неспящий..."

    Петра, который любил немку Анну Монс (впоследствии за предательство вычеркнутую им из сердца), женили на А. Лопухиной, молодой, глупой и примитивной девице, желающей, чтобы муж сидел около ее юбки. Но Петр с утра до вечера был в трудах и заботах — строились потешные корабли на Переяславском озере.

    Узнав от дяди Льва Кирилловича о заговоре Софьи, о том, что царская власть висит на волоске, Петр вспоминает ужасы детских лет, казнь сторонников Нарышкиных, и у него случается припадок. Он скачет в Троицу; Софья, узнав об этом, говорит: "Вольно же ему, взбесяся, бегать". Рассчитывая на войска, она ошиблась: стрельцы шли к Петру, невзирая на угрозы Софьи. "Как сон из памяти — уходила власть, уходила жизнь" от Софьи.

    Ситуация  в стране заставляла Петра быть жестоким и беспощадным (часто сверх меры); страшное воровство, запустение, отсталость вызывали у него жуткий гнев.

    Очень возмужал Петр после поражения под  Азовом; неудача закалила его, он стал упрямым, злым, деловитым. Он нацеливается на новый поход; для этого укрепляет боевую мощь: строит флот в Воронеже. И через два года победа не заставила себя ждать.

    Жестокой  и непримиримой была борьба Петра  с боярами; он сломал уклад старой боярской думы, теперь в ней сидели адмиралы, инженеры, генералы, иностранцы — все они были единомышленниками молодого царя.

    Подробно  описывает А. Н. Толстой глубокие изменения в сознании Петра после  поездки за границу. Много там было необычайного и дивного для русского глаза. Вспоминалась Петру сонная, нищая и неповоротливая Россия, не знает он пока, "какими силами растолкать людей, продрать им глаза... Черт привел родиться царем в такой стране!". Все эти мысли вызывают в нем бешеную злобу на своих и зависть к иностранцам. Первый порыв — перевешать, перепороть. "Но кого, кого? Враг   невидим,   неохватим,   враг   —   повсюду, враг — в нем самом..."

    В Голландии Петр работает на верфи  матросом, не боится любого труда, учится кораблестроению. Активно формируется  личность Петра, раскрывается его деятельный, государственный ум, все подчинено в нем главной цели: повернуть свою страну на путь, ведущий из прозябания и изолированности к прогрессу, к введению русского государства в круг передовых государств в качестве великой державы. Он нацеливается на войну с сильным противником — Швецией, чтобы иметь выход к Балтийскому морю. Понимая, что для этого нужно быть хорошо оснащенным и вооруженным, он решает строить на Урале заводы.

    Поражение под Нарвой не сломило Петра, а  заставило действовать: "...воевать еще не научились... чтоб здесь пушка выстрелила, ее надо в Москве зарядить". Он начинает тщательную подготовку и через три года, выступив с новой армией, с новыми пушками против шведов, побеждает, твердо встав на берегу Балтийского моря.

    Выступая  как писатель-реалист, А. Н. Толстой  правдиво описывает закладку новой  столицы России — города Петербурга. Крестьяне работают в жутких условиях: на болотах, полуголодные, ободранные, больные; город воздвигается на костях человеческих.

    А. Н. Толстой взирает на Петра не только как на крупную историческую личность, которой подвластны тысячи людей, но и передает способность царя хранить дружбу и уважение к Лефорту, прислушиваться к его советам. Смерть Лефорта была для Петра огромной потерей: "Другого такого друга не будет... Радость — вместе и заботы — вместе".

    Широко  показывает А. Н. Толстой обилие народных талантов, которые Петр подмечал и посылал учиться за границу, так как понимал, что без молодых ученых невозможно совершить преобразования в стране. Петр ценил людей не за звания и титулы, а за талантливость, умения, сноровку и трудолюбие, поэтому в его окружении было много выходцев из народа: это и Алексашка Меньшиков, и семья Бровкина, и Федор Скляев, и Кузьма Жемов, и братья Воробьевы, и многие другие.

    Были  понимающие и поддерживающие царя дворяне и бояре: князь-кесарь Ромодановский, искусный полководец Шереметьев, дипломат Петр Толстой, адмирал Головин, дьяк Винус.

    Чем грандиознее замыслы Петра, тем  жестче становится его характер, он неумолим к тем, кто мешает продвижению вперед, тормозит осуществление его идей.

    Очень важную роль в реформах царя сыграло  купечество: "Связал нас бог одной  веревочкой, Петр Алексеевич, — куда ты, туда и мы", — говорит Петру от имени купцов Иван Бровкин.

    При всей масштабности преобразования Петра I не только не улучшили участь народа, а наоборот, привели к усилению эксплуатации, увеличению поборов с нищих крестьян. Их гоняли за тысячи верст строить корабли и города, разлучая с семьями, добывать железо, засекали до смерти в солдатах. Все это тоже освещено в романе.

    А. Н. Толстой создал монументальный образ  Петра I, но это не идеальная фигура "венценосца". Он изобразил сложнейшее переплетение в нем грубого и ласкового, доброго и злого, гуманного и жестокого. Но, безусловно, Петр I был человек гениальный по своему потенциалу и масштабу произведенных преобразований в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы

    Романы  «Антихрист. Петр и Алексей» Д. Мережковского, «Петр Первый» А. Толстого, стали наиболее значимыми явлениями в художественном постижении Петра. Они вписаны в 
социокультурный контекст, то есть в общественную потребность времени, и являются выражением художественного сознания писателя, особенностей его 
миропонимания, результатом индивидуально неповторимого образного постижения действительности.

    Д. Мережковский, ярчайший представитель русского символизма, в соответствии с философией «Нового религиозного сознания», стремился раскрыть высшую метаисторичесую роль Петра в мировой истории, которую он понимал, прежде всего, как развитие духовно-религиозной культуры. У Мережковского Петр - Антихрист, воплощение одной из противоборствующих 
метафизических сил мироздания.

    Однако  Петр в романе выходит за рамки  расхожего, устоявшегося 
представления об Антихристе как посланце Сатаны, Лжемессии, Кесаре, 
подчинившего Церковь государству. Звере из Бездны, - предвестнике Конца 
Света. В «неохристианской» концепции Д. Мережковского Петр 
рассматривается как один из Антихрист^ов (невольных орудий Божьего 
Промысла), приближающих своей деятельностью Конец Света, который, по 
Мережковскому, - и это главное его различие с Евангельским пониманием 
истории, - должен стать началом нового этапа метаистории, «Царства Духа».

    Для Мережковского Антихрист - фигура демиургическая, необходимая для 
осуществления желанного Конца Света.

    Наиболее  заметными чертами Антихриста библейского, которые 
настойчиво подчеркивает автор в образе Петра, стала его Зверская, 
Антихристова ипостась, проявлением которой становится позитивизм и 
жестокость. Но представленная в романе трактовка Антихристовой роли Петра 
коренным образом отличается от общепринятой: он не Лжемессия, не источник 
абсолютного Зла, напротив, - самоотверженная, творческая деятельность 
Петра, становится невольным исполнением высшей миссии. Петр у 
Мережковского становится не царем-погубителем, а Кормчим, который ведет 
корабль-Россию через железные и кровавые волны к грядущему Спасению.

    A. Толстой, в отличие от Д.  Мережковского, у которого был  изначально 
сформированный взгляд на Петра, прошел длительную эволюцию в ноиске 
своей художественной конценции, воплощенной в итоговом произведении, - 
историческом романе «Петр Первый». Петр А. Толстого - подлинно 
художественное открытие, безусловной удачей автора стало создание образа 
Петра I как государственного деятеля и человека.

    Ведущими  качествами Петра в романе становятся присущие ему от 
природы воля, энергия, любознательность, решительность и активность.

    Сюжетной  пружиной романа служит изображение  процесса развития этих 
выдающихся качеств в процессе необходимой государственной деятельности.

    Петр  у А. Толстого «вписан» в эпоху, отражает ее трагические противоречия, 
являясь во многом ее результатом, но при этом он всегда, - живая личность, 
действующая самостоятельно и осознанно. Этот эмоционально яркий, сложный 
и неоднозначный характер несет в себе ту самую «тайну» русского 
национального характера, которую А. Толстой пытался постичь всем своим 
творчеством.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Алнатов А. В. Творчество А. Н. Толстого. - М: Учнедгиз, 1956. 199 с. 
  2. Алпатов А. В. Два романа о Петре I // Книга и пролетарская революция, 1933. № 4 - 5. - 159-165.
  3. Баранов В. И. Из творческой истории романа А. Н. Толстого "Петр Первый" // Филологические науки, 1983. № 1. - 3 – 11
  4. Гайденко П. П. Д. Мережковский. Апокалипсис всепоглощающей религиозной революции // Вопросы литературы, 2001. № 5. - 98 - 126.
  5. Гринберг И. Заметки о творчестве А. Н. Толстого // Звезда, 1932. № 7. - 181 - 190. 
  6. Долинин А. Дмитрий Мережковский // Руссская литература XX века (1890 - 1910) /С. А. Венгеров/, - М: XXI век - Согласие, 2000. - 283 - 284.
  7. Зелинский К, Петр и Алексей // К. Зелинский. Критические письма. - М: Советский писатель, 1934. - 19 - 23.
  8. Кушнер А. Ругай, ругай Петра // Нева, № 5.2003.
  9. Казимир Валишевский Петр Великий  - М. Квадрат 1993
  10. Крюкова А. М. Мир есть чудо. Эстетические воззрения А. Н. Толстого // Октябрь, 1983. № 1 . - С . 193-196.
  11. Павленко Н. И. Роман А.Н. Толстого "Петр Первый" глазами историка // Россию поднял на дыбы. Т. 2. - М: "Молодая гвардия", 1987. - 428 - 448.
  12. Свердлов М. И. Добро и зло в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» // Русская словесность, 1999, № 4. - 51-53.
  13. Семигин В. Дмитрий Мережковский. От литературы к религии // Вестник московского университета, серия 8. История, 2000. № 3. - 36 - 54.
  14. Смирнов В. Е. Роман «Петр и Алексей» Д. Мережковского // Проблемы русской литературы. Вьш. 2 - Магнитогорск, МГПИ, 1992. - 53 - 65.
  15. Сологуб Ф. О грядущем Хаме Мережковского // Д. Мережковский: Pro et contra. - СПб, РХГИ, 2001. - 135 - 139.
  16. Толстая Л. Работа Алексея Толстого над романом «Петр Первый» // Огонек, 1946. №. 4.-С. 15-16.
  17. Флорова Л. Н. Трилогия Д. Мережковского Христос и Антихрист: история изучения и вопросы поэтики. Автореф. на соискание степени к. филол. наук. — М:МГОПУ, 1997.20 с.
  18. Хализев В. Е. Теория литературы. - М: ВШ, изд. 3.2002.437 с.
  19. Шурыгин А. О Петре Первом А. Толстого // Новая Сибирь, 1935. № 9. - 90 - 100

Информация о работе Образ Петра Первого в романах Дмитрия Мережковского «Петр и Алексей» и «Петр 1» Алексея Толстого