Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:00, реферат
Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Петр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра 1 в проведении тех или иных реформ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
Реформы государственного управления……………………………...5
Областная реформа…………………………………………………….7
Реформы армии и флота……………………………………………….7
Церковная реформа…………………………………………………….8
Финансовая реформа…………………………………………….…….9
Преобразования в промышленности и торговле…………………...11
Преобразования в сфере культуры……………………………..........13
Преобразования в сфере образования……………………………….15
Реформа самодержавия………………………………………………16
Судебная реформа……………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………19
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Реформы государственного управления……………………………...5
Областная реформа…………………………………………………….7
Реформы армии и флота……………………………………………
Церковная реформа…………………………………………………….8
Финансовая реформа………………………………
Преобразования в
Преобразования в сфере
Преобразования в сфере
Реформа самодержавия………………………………………………
Судебная реформа……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………19
ВВЕДЕНИЕ.
Обновление России во время правления Петра 1, его глубинные реформы были порождены веком рационализма, идеи которого получили воплощение в творениях философов того времени – Спинозы, Локка, Лейбница. По их представлениям, вернейшим средством господства человека над природой является наука, опытное знание; государство – есть чисто человеческое установление, которое разумный человек может изменить по собственному усмотрению, оно представляет собою идеальный инструмент преобразования общества.
Идея о
человеческой, а не объективной природе
государства достаточно органично
вписывалось в концепцию
Всю государственную деятельность Петра 1 условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что реформы Петра 1 не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение17 в. Другие историки (например, Сергей Соловьев), напротив, подчеркивали революционный характер преобразований Петра.
Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Петр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра 1 в проведении тех или иных реформ.
Реформы государственного управления.
У Петра 1 поначалу отсутствовала четкая программа
реформ в сфере государственного правления.
Появление нового государственного учреждения
или изменение административно-
С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат.
Созданный Петром для текущего управления
государством на время отсутствия царя
(в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов
коллегий), постепенно превратился из
временного в постоянно действующее высшее
правительственное учреждение, что было
закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал
торговлей, сборами и расходами государства,
наблюдал за исправностью отбывания дворянами
воинской повинности, ему были переданы
функции Разрядного и Посольско
Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр 1 делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.
Одновременно с Сенатом
появилась должность фискалов. Обязанность
обер-фискала при Сенате и фискалов
в провинциях состояла в негласном
надзоре за деятельностью учреждений:
выявляли случаи нарушения указов и
злоупотреблений и доносили Сенату
и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор
Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 12 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений.
С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора.
Областная реформа.
В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью
укрепления вертикали власти на местах
и лучшего обеспечения армии снабжением
и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во
главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной
и административнойвласти: Москов
Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.
В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.
Реформы армии и флота.
Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, — была начата задолго до Петра 1, еще при Алексее 1 . Однако боеспособность этой армии была низкой. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.
Если поначалу среди офицеров были
преимущественно иностранные
Церковная реформа.
Одним из преобразований Петра 1 была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр 1 вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».
Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 году вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта; наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.
В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству. В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность. Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ.
Пётр не пошёл
на полную секуляризацию церков
Финансовая реформа.
Азовские походы, Северная война 1700—1721 годов и содержание постоянной рекрутской армии, созданной Петром 1, требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.
На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса (порча).
В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не 1/2 деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, приравненной к 68 граммам чистого серебра и использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В 1710 году была проведена «подворная» перепись, показавшая уменьшение количества дворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с целью уменьшения налогов несколько дворов обносили одним плетнем, и делали одни ворота (это считалось при переписи одним двором). В силу указанных недостатков было принято решение о переходе к подушной подати.
В 1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения параллельно с ревизией населения (пересмотром переписи), начавшейся в 1722 году. По этой ревизии лиц податного состояния оказалось 5 967 313 человек. На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота.
В результате был определён размер подушной подати: крепостные помещиков платили государству 74 копейки, государственные крестьяне — 1 рубль 14 копеек (так как не платили оброк), городское население — 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно.
В результате податной реформы был значительно увеличен размер казны. Если в 1710 году доходы простирались до 3 134 000 руб.; то в 1725 году их было 10 186 707 руб. (по иностранным сведениям — до 7 859 833 руб.).