Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:00, реферат
Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Петр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра 1 в проведении тех или иных реформ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
Реформы государственного управления……………………………...5
Областная реформа…………………………………………………….7
Реформы армии и флота……………………………………………….7
Церковная реформа…………………………………………………….8
Финансовая реформа…………………………………………….…….9
Преобразования в промышленности и торговле…………………...11
Преобразования в сфере культуры……………………………..........13
Преобразования в сфере образования……………………………….15
Реформа самодержавия………………………………………………16
Судебная реформа……………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………19
Преобразования в
Осознав во время Великого посольства техническое отставание России, Пётр не мог обойти стороной проблему реформирования российской промышленности. Кроме того, создание собственной промышленности было продиктовано военными нуждами, на что указывает ряд историков. Начав Северную войну со Швецией ради завоевания выхода к морю и провозгласив в качестве задачи строительство современного флота на Балтике (а еще ранее — на Азове), Петр был вынужден строить мануфактуры, призванные обеспечить резко возросшие потребности армии и флота.
Одной из главных проблем было отсутствие квалифицированных мастеров. Царь решал эту проблему путём привлечения на русскую службу иностранцев на выгодных условиях, посылкой русских дворян на обучение в Западную Европу. Фабриканты получали большие привилегии: освобождались с детьми и мастерами от военной службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, избавлялись от податей и внутренних пошлин, могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы, их дома освобождались от военного постоя.
Около Нерчинска в Сибири в 1704 был построен первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро.
Существенные меры были
предприняты по геологоразведке
полезных ископаемых России. Ранее российское государство в сырьевом
отношении полностью зависело от иностранных
государств, прежде всего, Швеции (оттуда везли железо), однако после открытия залежей железной
руды и других полезных ископаемых на Ураленадобность в закупках железа отпала.
На Урале в 1723 заложен крупнейший железоделательный
завод в России, из которого развился город Екатеринбург. При Петре были основаны Невьянск, Каменск-
В 1719 году была издана «Берг-привилегия», по которой всякому давалось право всюду искать, плавить, варить и чистить металлы и минералы при условии платежа «горной подати» в 1/10 стоимости добычи и 32-х долей в пользу владельца той земли, где найдены залежи руды. За утайку руды и попытку препятствовать добыче собственнику грозила конфискация земли, телесное наказание и даже смертная казнь «по вине смотря».
Основной проблемой на русских мануфактурах того времени была нехватка рабочей силы. Проблема решалась насильственными мерами: к мануфактурам приписывали целые деревни и сёла, крестьяне которых отрабатывали свои подати государству на мануфактурах (такие крестьяне получат название приписных), на фабрики посылали преступников и нищих. В 1721 году последовал указ, в котором разрешалось «купецким людям» покупать деревни, крестьян которых можно было переселять на мануфактуры (такие крестьяне получат название посессионных).
Дальнейшее развитие получила торговля. Со строительством Петербурга роль главного порта страны перешла от Архангельска к будущей столице. Сооружались речные каналы.
В частности, был построен Вышневолоцкий (Вышневолоцкая водная система) и Обводной каналы. Вместе с тем, две попытки строительства Волго-Донского канала закончились неудачей (хотя было построено 24 шлюза), при этом на его строительстве работали десятки тысяч человек, условия работы были тяжелые, а смертность очень высока.
Некоторые историки характеризуют политику Петра в торговле как политику протекционизма, заключающуюся в поддержке отечественного производства и установлении повышенных пошлин на импортную продукцию (это соответствовало идее меркантилизма). Так, в 1724 году был введён защитный таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия. Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до 233, в том числе около 90 представляли собой крупные мануфактуры.
Преобразования в сфере культуры.
Пётр 1 изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря. После возвращения из Великого посольства Пётр 1 повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.
При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены.
Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).
Особое значение имело
строительство каменного
Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром 1, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти 18 в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.
Пётр пытался изменить положение женщин в русском
обществе. Он специальными указами (1700,
1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу
замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы
между обручением и венчанием б
Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.
Преобразования в сфере образования.
Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ1721.
По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.
Реформа самодержавия.
До Петра порядок престолонаследия в России никак не регулировался законом, и целиком определялся традицией. Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причем император может сделать своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником «самого достойного»). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался законом о престолонаследии, так как умер, не указав преемника.
Судебная реформа.
При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях — гофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Преобразования Петра, как и его время, были многогранны и противоречивы. Уживались «рабство» и «просвещение», абсолютизм, бурное развитие культуры. Реформы Петра в области просвещения, науки и культуры эпохальны. Введение западного летоисчисления и перенос начала года на 1 января; устройство начальных и гарнизонных школ, высших специальных школ – артиллерийских, инженерных, морских, медицинских; создание типографий, где печатались переводные специальные книги и карты, буквари и наставления, календари и газеты; введение арабских цифр и нового гражданского шрифта; переход к тетрадной форме делопроизводства и табличной форме отчётности; организация научных экспедиций; учреждение музея (Кунсткамеры) и библиотек; создание аптек в крупных городах и при армии; учреждение Академии наук; организация театра в Москве; введение ассамблей; обязательное бритьё бород и ношение платья по иноземным образцам; обучение за границей – эти нововведения коснулись всех сторон жизни страны. Не всё привилось сразу, но начало было положено.
Преобразования Пётра 1 в конечном счёте обеспечили независимость России, сделали её одной из самых сильных стран мира, дали ей крупную промышленность, обновлённую экономику, обогащённую культуру, новый государственный аппарат, укрепили самодержавие и крепостнический строй. Но сделанный тогда рывок вперёд не привёл к ускорению экономического, социального и политического развития (кроме армии, флота, промышленности). В политической и социальной сферах прогрессивное развитие России затормозилось.
По словам В.О. Ключевского, Пётр «хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно». Не только личность Петра 1 определила степень капитализации России. Его эпоха подтвердила, что эти процессы, сколь ни необходимы они были, с трудом прокладывали себе дорогу в условиях феодализма. Вызревание буржуазных отношений встретило сильное сопротивление со стороны централизованного феодально-крепостнического государства. Несмотря на явный поворот в сторону европейской цивилизации, Россия долго ещё оставалась верна традиционализму. Российский традиционный уклад оставался преобладающим во всех сферах общественной жизни, государство достаточно жёстко регламентировало степень внедрения нового.
В России периода становления абсолютной монархии начали развиваться процессы модернизации, затронувшие в значительной мере хозяйственную, военную и культурную сферы. Они не носили всеобщего характера, имели узкую социальную базу, их развитие осложнялось сохранением и укреплением самодержавного государства, крепостного права и цивилизационной неоднородностью страны. В условиях феодальной по природе государственности были неизбежны обострение классовой борьбы, раскол общества на сторонников либеральных преобразований и их противников (правящая элита), разрешившийся не в пользу первых. Это обрекло Россию на роль государства, постоянно идущего в фарватере европейской цивилизации, но так и не ставшего европейским.
Появление новых тенденций в развитии страны не стало тогда, да и не могло стать, прологом перехода всего российского общества к европейскому типу цивилизации. Произошло обратное – страна раскололась на сторонников западной цивилизации и поборников традиционно русского пути развития, что предопределило весь спектр политической и идеологической борьбы в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Н.И. Павленко, Пётр Первый и его время, Москва: Просвещение, 1994 г
2. Е.Анисимов. Время Петровских реформ. –Санкт-Петербург: Лениздательство, 1992 г
3. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Книга III.Москва: А/О «Книга и бизнес», 1992г
4. Князьков С. « Из прошлого земли