Реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 17:38, реферат

Краткое описание

ВОЕННАЯ РЕФОРМА. РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ. РЕФОРМЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛЕ. РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.

Файлы: 1 файл

петр 1.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ

 

    В конце  XVII в., когда на русском  престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный  момент  своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к  Черному, ни  к  Балтийскому, через которые  могла  бы  развивать  внешнюю торговлю. Не имела, поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали  свои  поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

    Между старым, родовитым боярством  и  служивыми  людьми - дворянами шла  ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания  крестьян и городских  низов, которые  боролись и  против  дворян, и против бояр, т.к.  они все были феодалами - крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры  соседних государств таких как Швеция которые не прочь, были захватить и подчинить себе русские земли.

    Необходимо  было реорганизовать армию, построить  флот, овладеть побережьем  моря, создать  отечественную  промышленность, перестроить систему управления страной.

    Для коренной ломки старого уклада России нужен был  умный и талантливый  руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. 

    § 1. ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

    В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии  с  общеармейскими уставами.

    Военные реформы  занимают особое место среди  Петровских преобразований.  Они  имели наиболее ярко  выраженный  классовый  характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной  структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

    Задачи  создания современной боеспособной армии и флота  занимали юного  царя еще до того,  как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое,  часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства.  Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Осипович Ключевский писал: "Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы".

    "Игра  в солдатики",  которой отдавал  все свое время юный Петр, с  конца 1680-х гг.  становится все  более и более серьезной. В  1689 г. Петр строит на Плещеевом  озере,  около Переславля - Залесского,  несколько  небольших  кораблей  под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" -  Семеновский и Преображенский.  Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

    Семеновский и  Преображенский полки стали  ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во  время  Азовских  походов 1695-1696 гг.  Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время.  В казне  не  было необходимых средств,  и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям  светских  и  духовных землевладельцев.  С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра,  Россия стала одной из сильнейших морских держав мира,  имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

    Начало  Северной войны стало толчком  к  окончательному  созданию регулярной армии.  До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского  ополчения  и  различных  полурегулярных   формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то,  что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические  созывы  ополчения  были заменены систематическими рекрутскими наборами.  В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический  принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г.  был произведен первый рекрутский набор,  с 1705 г.  наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными.  С  20  дворов брали одного человека, холостого, в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат  и матросов).  Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен.  Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян,  обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская,  артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский,  а в 1720 г.  - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии.  К концу Северной войны Петр имел  огромную,  сильную армию - 200 тыс. человек  (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной,  растянувшейся почти на четверть века войне.

    Главные итоги военных  реформ Петра Великого заключаются в следующем:

  • создание боеспособной регулярной армии,  одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими  основными противниками и побеждать их;
  • появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
  • создание мощного военного флота;
  • гигантский  рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

    § 2. РЕФОРМЫ ОРГАНОВ  ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.

    Из  всех преобразований Петра центральное  место  занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

    В первой четверти XVIII в. был осуществлен  целый  комплекс реформ, связанных  с  перестройкой  центральных  и местных органов власти и  управления (приложение 2). Их сущностью  было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

    В.О.Ключевский писал: "Преобразование управления - едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность". Ключевский, вообще относившийся к деятельности Петра весьма критически, считал, что реформы управления проводились наспех, беспрограммно. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих военных расходов (сам Петр называл деньги "артериею войны"). Для Петра-реформатора было также характерно стремление перенести военные принципы на сферу гражданской жизни и государственного управления. Весьма показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716 г., присланный императором в Сенат:

    "Господа  Сенат! Посылаю вам книгу Воинский  устаф (которой зачат в Петербурхе  и ныне совершен)... И понеже оной хотя основанией воинских людей, аднакож касается и до всех правителей земских". Петр относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к военному уставу, а к чиновнику - как к военнослужащему. Американский исследователь Д.Крайкрафт отмечал: "Петр не только одевался как солдат, но и действовал и думал как солдат".

    Взамен  устаревшей системы приказов было создано 12  коллегий, каждая из  которых  ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по  тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное  число  контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

    В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на  местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

    Во  главе губернии стоял назначаемый  царем губернатор, сосредоточивавший  в  своих   руках   исполнительную   и   служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только  императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

    Губернии  в 1719 г.  были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе  провинции стоял воевода с  провинциальной  канцелярией при  нем. Провинции в свою очередь  делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После  введения  подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

    § 3. РЕФОРМЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛЕ.

    В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность.

    Совершенно  очевидно, что в России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок. Промышленное строительство  Петровской эпохи  проходило  невиданными темпами: за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20, которые существовали  в конце XVII в. Характернейшая особенность экономического бума начала XVIII в.  состояла в  определяющей  роли самодержавного государства  в  экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Господствовавшие в Европе  экономические  концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства государства, необходимым  условием  его существования является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных  товаров  на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Поощрение одних - "полезных", "ненужных" - видов производства, промыслов товаров влекло за собой ограничение или даже запрещение других - "неполезных" с точки зрения государства.

    Петр, мечтавший о могуществе своей  державы, не был равнодушен к концепциям меркантилизма. Идея о руководящей  роли государства в жизни общества вообще и в экономике в частности (с  применением методов принуждения  в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи  "насильственного  прогресса", которому следовал Петр.

    Но  важнее другое - в российских условиях не только  и  не столько концепции  меркантилизма  обусловили  выбор  направления экономической политики, характерной для начала XVIII в. Сильнейшим стимулятором государственного строительства и в целом вмешательства государства в экономическую сферу стало неудачное начало Северной войны 1700-1721 гг. Строительство многочисленных мануфактур, преимущественно оборонного  значения, осуществлялось  не   из абстрактных представлений  о развитии экономики или расчетов получить доходы, а было непосредственно  и  жестко  детерминировано необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием. Экстремальная ситуация  после   поражения под Нарвой в 1700 г. заставила осознать необходимость увеличения и перевооружения армии, определила характер, темпы и специфику промышленного бума, в конечном счете всю экономическую политику петровского самодержавия. В созданной за  короткое  время  государственной промышленности отрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные для последующих лет.

    Схожая  ситуация возникла и в торговле. Создавая  собственную промышленность, государство  создавало  (точнее - резко усиливало) и собственную торговлю, стремясь получить максимум  прибыли с ходовых товаров внутри страны и экспортных товаров при продаже их за границей. Государство захватывало  торговлю  примитивным, но очень эффективным  способом - введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров, причем круг  таких  товаров  постоянно расширялся. Среди них  были соль, лен, кожа, пенька, сало, воск и многие другие. Установление государственной монополии вело к  волюнтаристскому повышению  цен  на  эти товары внутри страны, а самое главное -  к  ограничению, регламентации  торговой   деятельности русских купцов. Следствием стало расстройство, дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюнктуре торгового  предпринимательства. В подавляющем  ряде  случаев введение государственной монополии означало передачу  права  продажи  монополизированного товара конкретному  откупщику, который  выплачивал  в казну сразу большую сумму денег, а затем стремился с  лихвой  вернуть  их  за счет потребителя  или  поставщика сырья, вздувая цены и уничтожая на корню своих конкурентов.

Информация о работе Реформы Петра 1