Реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 17:38, реферат

Краткое описание

ВОЕННАЯ РЕФОРМА. РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ. РЕФОРМЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛЕ. РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.

Файлы: 1 файл

петр 1.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

    § 4. РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА.

    Серьезные изменения произошли в системе  феодальной  собственности, владельческих  и государственных повинностей  крестьян, в податной системе, еще  более  укрепилось  власть  помещиков  над крестьянами. В первой четверти XVIII в.  завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии (1714)  все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика. Расширение и  укрепление  феодального  землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских  повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

    Указ  о единонаследии завершил консолидацию класса  феодалов в единый класс - сословие дворян - и укрепил его  господствующее положение.

    Но  здесь  имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярных армии  и  флоте, в аппарате власти   и  управлении. Это  была  постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство  дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.

    Петр  ставил своей целью создание могущественного  дворянского государства. Для этого  нужно было распространить среди  дворян знания,  повысить их культуру,  сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей,  которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.

    Петр  добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим  почетным правом, своим  призванием, умело  править страной  и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование. Петр  установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а  затем  должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

    Указами 1712, 1714  и  1719 гг.  был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность  и  прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу  Петра, имели  возможность получить  любой  военный  или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.

    В 1722 г.  была издана "Табель о рангах", которая устанавливала обязательность службы дворян, причем они должны были начинать ее с самых низших чинов  служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней, или чинов (приложение 1).

    § 5. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА.

    Важную  роль в утверждении  абсолютизма  играла  церковная реформа.

    В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из  митрополитов, выполнявшему функции  "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г.  патриаршество  было  ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

    “Морозов  сообщает, — указывает Зызыкин, — что сначала в Синод хотели ввести и протестантских пасторов и сделать его высшим административным учреждением и для других христианских Церквей (первое время ему и подлежали лютеранские Церкви). Это было окончательным уничтожением особности Церкви, высший орган которой получал бытие от государства и становился одним из государственных учреждений. В соответствии с этим исповедь и проповедь поставлены на службу государству. Преступления государственные духовник открывал полиции, а проповедь признана была стать одним из политических средств для государства”. О сильном влиянии протестантства указывает и С. Платонов. Он пишет: “С реформой Петра протестантская культура стала широко влиять на Русь”. <10>

    Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата  абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически  изымалась  значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

    Во  второй половине  XVII  в.  позиции  Русской  православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили  политику, направленную на укрепление этих позиций.

    Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена прежде всего на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его  занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

    Петр  распоряжается провести ревизию  для переписи имущества Патриаршего  дома.  Воспользовавшись информацией о выявленных  злоупотреблениях, Петр  отменяет выборы нового патриарха,  поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост  "местоблюстителя патриаршего  престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское  учреждение - для  управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства,  право распоряжаться своей собственностью.

    Петр, руководствуясь просветительской идеей  об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов  общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов:  за разрешением на постриг теперь нужно было  обращаться  в Монастырский приказ.  Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

    Сложившиеся отношения  между церковью и властью  требовали нового  юридического оформления.  В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент,  который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового  органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод",  официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная,  была сосредоточена в руках Петра.  Современник сообщает,  что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил:  "Вот вам  духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".

    § 6.  РЕФОРМЫ В  ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.

    Главным содержанием реформ в этой области  было  становление и  развитие светской национальной культуры, светского  просвещения, серьезные изменения  в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

    Важные  изменения в  жизни  страны  решительно  требовали подготовки квалифицированных  кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа  обеспечить этого не могла. Стали  открываться светские школы, образование  начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание  новых  учебников, пришедших  на смену церковным.

    Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому  кирилловскому  полууставу. Для  печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных  актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

    Развитие  книгопечатания сопровождалось началом  организованной книготорговли, а  также  созданием и развитием сети библиотек. С 1702 г.  систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

    С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло  свое выражение в организации  ряда крупных экспедиций.

    В это  время  появились  крупные  технические новшества и изобретения, особенно в развитии  горного  дела  и  металлургии, а также в военной области.

    В этот период написан ряд важных работ  по истории, а  созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору  коллекций исторических и мемориальных предметов и  редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать  копии  летописей, грамот, указов   и других актов. Это было началом музейного дела в России.

    Логическим  итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.

    С первой  четверти  XVIII в.  осуществлялся  переход к градостроительству и  регулярной  планировке  городов. Облик  города стали определять уже  не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

    В живописи на смену иконописи приходит портрет.

    К первой четверти XVIII в.  относятся  и попытки  создания русского театра, в  это же время были написаны первые драматургические произведения.

    Изменения в  быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась  и заменялась новой. Камзолы, галстуки   и   жабо, широкополые  шляпы, чулки, башмаки, парики быстро  вытесняли  в  городах  старую  русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно  податных  сословий. Вводились  особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

    Петр I  учредил  ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что  отражало серьезные изменения их положения  в  обществе. Учреждение ассамблей  положило начало утверждению  в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению   иностранного, преимущественно французского языка.

    Изменения в  быту  и  культуре, которые  произошли в первой четверти XVIII в., имели большое  прогрессивное  значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений  культуры  в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к  русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Я думаю, что смог ответить для себя на поставленный во введение вопрос. Петр I являлся великим реформатором своего времени и, одновременно, узурпатором.

    Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало  установление в России режима абсолютизма,  венцом которого стало изменение в 1721 г.  титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то,  к чему шел Петр все годы своего царствования -  создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана,  и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

    Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена,  а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации  и принуждения.

    Роль  Петра Великого в истории России трудно переоценить.  Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных  фигур мировой  истории. 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Реформы Петра 1