Реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси. Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

Файлы: 1 файл

Курсовая - история.doc

— 98.00 Кб (Скачать)


Введение

 

«Народ собрался в дорогу; ждали вождя. Вождь появился. Этим вождём был Пётр Великий, который, по выражению Пушкина, на троне был работником, своими усилиями на столетия определившим новый курс истории России»  [1]                                        С.М. Соловьёв

 

   В царствование  Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны.  Многие из этих преобразований уходят  корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием  которых  было  формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Обостряющиеся классовые  противоречия  привели  к  необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления,  построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата,  строго  контролируемого  высшими  органами власти.  Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и  подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ  в  различных  сферах деятельности государства.

          В российской  истории  трудно найти деятеля,  равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой  проблеме.  Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным. Как уже было сказано,  предпосылками петровских  реформ  явились преобразования  конца XVII века.  Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления.  Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных  приказов,  появились зачатки регулярной армии - полки  иноземного строя. Происходили   изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение. Русские  начинают более тесно соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения Украины и  Белоруссии  (временно),  воспринявших идеи и  новые традиции эпохи Возрождения.

           Деятельность Петра создала все условия для более  широкого  знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси. Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули  все слои общества,  в отличие от предыдущих попыток российских правителей.  Строительство флота,  Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Военная реформа

 

Военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о госу­дарственной обороне: реформа оказала глубокое действие на склад общества и дальнейший ход событий.

Петр застал русское войско в полном расстройстве. После стрелецких восстаний привилегированные войска стрельцов были уничтожены. В итоге у начавшего войну со Швецией Петра боеспособных войск оказалось мало. У Петра оставался единственный выход: увеличить количество войск иноземного строя, а именно пеших солдатских и конных драгунских полков. Следовательно, основная реформа Петра – военная – носила вынужденный характер.

Численность регулярных войск была увеличена с 60 до 200 тысяч человек, но для этого пришлось начать «рекрутские наборы». У дворян забирали крестьян и холопов на 25 лет, то есть практически навечно. Всех дворян обязали нести военную службу и начинать её с солдатского чина. Военная служба не имела срока. И солдаты, и командиры освобождались от неё только по старости или увечью. Обучали рекрутов жестоко, руководствуясь принципом «семерых  забей, одного выучи». В инструкции для Морской академии, утверждённой Петром, был пункт, составленный им самим: « Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат и быть им по человеку во всяком каморе во время учения и иметь хлыст  в руках; и буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, не смотря какой бы он фамилии ни был, под жестоким наказанием, кто поманит»[2]. Главными уставами новой армии были Воинский 1716 года и морской уставы 1720 года. Полки иноземного строя нуждались в полном обеспечении, и все военные расходы легли тяжёлым грузом на население. В 1714 году реформаторы ввели закон о подушной подати: обложили всех людей, живших в России, налогом за то, что они существуют. Чтобы этот налог обязательно был собран с населения, была введена круговая порука. Ответственными за своевременное поступление налога становились губные старосты и отцы города. Эти действия Петра I вызвали протест среди населения. Вот, что говорили простые люди: «Как Бог нам его на царство наслал, так мы и светлых дней не видали; тягота на мир, отдыха нашей братье крестьянству нету», бояре: «Всю нашу братву на службу выволок, а людей наших и крестьян в рекруты побрал; никуда от него не уйдёшь, все на плотах распропали. Как бы убили его, так бы и служба миновалась и черни стало бы легче»[3]

Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменилась орудиями новых образцов. В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия – к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.

В начале XVIII века впервые в России на Дону и Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов кораблестроения того времени. В 1703 году на реке Сяси была заложена верфь, вслед за ней верфь на реке Свири – «Лодейное поле». Для обеспечения безопасности Петербурга на острове Котлин в Финском заливе была построена крепость Кроншлот, позже переименованная в Кронштадт. К концу Северной войны Балтийский Флот представлял собой большую силу: 35 больших (линейных) парусных кораблей и 800 галер.[4] В государственном бюджете расходы на армию и флот занимали первое место – 80%.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейшей в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;

- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметьев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного флота;

- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счёт жесточайшего выжимания средств из народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковная реформа

 

 

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII века позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675 – 1690 г.) и Адриан (1690 – 1700 г.) проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика  в других сферах государственной жизни, была направлена прежде всего на достижение более эффективного использования церкви для нужд государства, а если конкретнее – на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота и обеспечения образования в России. После путешествия Петра в составе Великого посольства он захотел полного подчинения церкви своей власти.

После смерти патриарха Адриана Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 году образуется Монастырский приказ – светское учреждение – для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

В 1701 году Петр, руководствуясь идеей продуктивного труда всех членов общества для блага страны, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В свет выходит указ, ограничивающий число монахов: за обращением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Указ 1708 года запрещал посвящать в священники и дьяконы, принимать в подьячие и никуда священнослужительских детей, которые не хотели учиться в школах. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 года количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления, поэтому в 1721 году создается Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа – Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом. Создание Синода явилось началом абсолютизма, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра.

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо – обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учёт и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, который предписывал священнослужителями  в обязанность следить за регулярной исповедью населения, нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения, то есть совершать должностное преступление.

Петр ущемил и экономические права церкви, ограничив её право распоряжаться огромными земельными богатствами, значительная часть доходов монастырских земель поступала в государственную казну. Также деньги, собираемые с монастырских имений, шли печатание книг и на школы для духовенства, в богадельни, бедные монастыри, у которых не было вотчин. Некоторые архиереи не могли переносить ограничения своих доходов. «Какое мое архиерейство, что моё у меня отнимают? Как хотят другие архиереи, а я за своё умру, а не отдам…»[5] - говорил нижегородский митрополит Исайя.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемого и управляемого светской властью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформа органов власти и управления

 

В. О. Ключевский писал: «Преобразование управления – едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили эту деятельность»[6]. Ключевский, вообще относившийся к деятельности Петра I весьма критически, считал, что реформы управления проводились наспех, безграмотно. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выколачивание средств их народа для покрытия все растущих военных расходов (сам Пётр I назвал деньги «артериею войны»). Для Петра-реформатора было также характерно стремление перенести военные принципы на сферу гражданской жизни и государственного управления. Пётр I относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к воинскому уставу, а к чиновнику – как к военнослужащему. Американский исследователь отмечал: «Петр не только одевался как солдат, но и действовал и думал как солдат».

Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления и приказы сменялись одно другим, часто прямо противоположными, или сводились на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям. Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.

Уже впервые годы царствования Петра I изменились стиль и методы управления. Вместо Боярской думы новые решения стала принимать своеобразная «команда», составленная из ближайших сподвижников царя.

Первой административной реформой стало создание в 1699 году особого ведомства городов. Отменялась власть воевод, судом и сбором налогов стали заниматься бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы. Ратуша вела надзор за поступлениями государственных доходов с городов и за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор. Первым человеком, занявшим этот пост, был бывший дворецкий Шереметьев Алексей Курбатов.

Но с ростом государственных расходов Пётр I утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места, так как «человеку трудно за очи все разуметь и править. Такая система обеспечила более высокую степень удовлетворения государственных расходов.

Информация о работе Реформы Петра 1